Окр. соц мир 10-12 кл.

Целевой раздел

Нормативно-правовое обеспечение предмета

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных
учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.

14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Пояснительная записка
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в
социальные отношения. В силу различных особенностей физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности
в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета
«Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное
восприятие действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
-дальнейшее знакомство с явлениями социальной жизни: человек и его
деятельность,
-дальнейшее знакомство и выполнение общепринятых норм поведения,
-совершенствование представлений о предметном мире, созданном человеком
-функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.
Общая характеристика предмета
Программа данного предмета представлена следующими разделами:
«Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта»,» «Школа.»,
«Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт»,
«Страна», «Традиции и обычаи».
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается
в том, что занятия могут проводиться классе, но и в местах общего пользования (парк,
магазин, кафе, вокзал и др.)
Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями,
представляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих
людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«Окружающий социальный мир» проводится на основании выявленных у
обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными
и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения
составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается
динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух
недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При
оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в
освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности
их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной
физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает
объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из
возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в
посторонней
помощи
(самостоятельно,
направляющая,
контролирующая,
стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане предмет представлен:
10 класс- 3 часа в неделю (102часа в год.)
11 класс-3часа в неделю (102 часа в год)
12 - 4 часа в неделю (136 часов в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
 индивидуальное дозированное и планомерное расширение жизненного опыта
и повседневных социальных контактов.
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
 развитие любознательности при выполнении заданий проблемного характера;
 развитие внимания,настойчивости, умения преодолевать трудности;
 развитие навыков сотрудничества работы со сверстниками.
Планируемые предметные результаты по учебному предмету окружающий
социальный мир:

1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на
улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка
(учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и
т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и
формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение находить друзей на основе личных симпатий.
· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных
интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни.
· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
· Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
· Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.
· Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки,
гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте
проживания.
· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях
России.
Коммуникативные учебные действия
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс, учитель-класс).
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
 доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
 устанавливать видо-родовые отношения предметов
Базовые учебные действия.

Обучающиеся должны знать:


типовые модели поведения в различных ситуациях согласно
общепринятым нормам поведения.

назначение кухонного инвентаря, предметов посуды, мебели, школьных
принадлежностей

наземный транспорт

правила перехода улицы
Обучающиеся должны уметь:



Выполнять правила поведения в общественных местах,
Различать помещения школы и школьной территории и части улицы
Содержание учебного предмета
10 класс

Школа. Совершенствование способности поддерживать взаимодействие на
различной психологической дистанции с участниками образовательного процесса.
Актуализация знаний о виде и функциях помещений школы, о территории
пришкольного участка, помещении групповой комнаты.
Жилые помещения. Квартира, дом, двор. Закрепление представлений о
собственной квартире (доме) как о месте жительства; о виде и функциях помещений
квартиры (дома); о частях дома; о вещах в квартире (доме) и их функциональном
назначении. Представления о видах действий, совершаемых дома (уборка,
приготовление пищи, отдых и т. д.).
Предметы быта. Различение электробытовых приборов (телевизор, утюг,
лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер,
электрический чайник, фен, кондиционер). Навыки пользования электроприборами,
алгоритм включения/включения, навыки техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором.
Различение предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать,
табурет, комод). Знание назначения предметов мебели.
Различение предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож,
кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначения предметов посуды,
использование предметов посуды по назначению, алгоритм пользования. Различение

кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник,
открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Продукты питания. Различение напитков (вода, чай, сок, какао, кофе) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Различение молочных продуктов (молоко, йогурт, сметана, кефир) по внешнему
виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом.
Различение муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон,
пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари).
Различение кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Предметы и материалы, изготовленные человеком. Формирование и
функциональное использование предметов (столовых приборов и посуды, предметов
мебели, соблюдение правил безопасности при использовании предметов.
Город. Закрепление знаний необходимых для ежедневных и регулярных
маршрутов – в школу и из школы, на прогулку, в магазин, в поликлинику и пр.
Навыки безопасного поведения на дороге: различение тротуара и проезжей части,
правил перехода улицы, пользования разметкой «зебра», светофором, подземным
переходом. Различение и использование дорожного знака «Пешеходный переход».
Транспорт. Транспорт (машина, автобус, поезд, троллейбус). Умения узнавать
транспорт. Различение общественного транспорта. Умение пользоваться
общественным транспортом, знание алгоритма пользования необходимым
транспортом, мест остановок и посадок, навыки пользования общественным
транспортом (посадка, покупка билета, высадка) и поведения в общественном
транспорте.
Традиции, обычаи. Представления о Дне Рождения, традициях празднования –
подготовке подарков, совместном чаепитии и пр. Представления о праздниках и
участие в праздновании: Новый год, 8-е марта, Пасха, День Победы, День Знаний.
Страна. Знание названия государства, в котором мы живем. Узнавание
государственной символики (герб, флаг, гимн). Знание названия города, в котором
мы живём.
11 класс
Школа
Совершенствование способности поддерживать взаимодействие на различной
психологической дистанции с участниками образовательного процесса. Дальнейшее
развитие эмоциональной выносливости, способности понимать и выполнять
инструкции взрослого, формирование элементов совладающего поведения,
самоконтроля.
Совершенствование знаний о виде и функциях помещений школы, территории
школьного участка, помещения класса. Дальнейшее развитие умения по назначению
использовать предметы, окружающие ребенка.
Квартира, дом, двор
Совершенствование умений ориентироваться в помещении квартиры (дома),
различение помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая,
кухня, ванная комната, санузел, балкон). Умения по назначению использовать
окружающие предметы (посуду, гигиенические принадлежности, игрушки,
домашние бытовые приборы). Установление взаимосвязи между названиями
помещения и знакомым действием (в спальне — спят, в комнате — играют).
Закрепление знаний об окружении дома (магазины, аптеки, поликлиника, банк и др.).
Алгоритм пользования лифтом (при наличии лифта): ждать закрытия и открытия

дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта
и др.).
Предметы быта
Закрепление знаний и умений использовать электробытовые приборы.
Различение предметов мебели, посуды, кухонного инвентаря, их назначение.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов, будильника. Знание назначения часов, навыки
соотнесения ежедневных событий (выход в школу, отход ко сну, обед) с временем на
часах.
Продукты питания
Различение напитков (лимонад, компот, квас, кисель и пр.) по внешнему виду,
на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Различение молочных продуктов (творог, творожная масса, масло, сыр,
мороженное) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным
продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.
Различениемуки и мучных изделий, требующих обработки (приготовления)
(макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами
обработки (приготовления) мучных изделий, алгоритм приготовления (варки)
макарон.
Различениекруп и бобовых, требующих обработки (приготовления) (греча, рис,
пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления)
круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых.Предметы и материалы,
изготовленные человеком.
Функциональное использование окружающих предметов, материалов (бумага,
клей, пластилин, краски, ткани, дерево, металлы и пр.), соблюдение правил
безопасности при работе с материалами и при использовании предметов.
Город
Совершенствование знаний ежедневных и регулярных маршрутов. Навыки
безопасного поведения в городе.
Транспорт
Закрепление представлений о транспорте.Сюжетно – ролевая игра «В
транспорте». Различение общественного транспорта. Умение пользоваться
общественным транспортом.Дальнейшее формирование представлений о профессиях
водителя, кондуктора.
Традиции, обычаи.Праздники. Закрепление представлений об основных
атрибутах праздника – праздничной одежде, угощении, подарках, украшении дома,
школы, участие в подготовке праздника.
Страна
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Знание названия города, в котором
мы живём.
12 класс
Школа
Совершенствование способности поддерживать взаимодействие на различной
психологической дистанции с участниками образовательного процесса. Дальнейшее
развитие эмоциональной выносливости, способности понимать и выполнять
инструкции взрослого, формирование элементов совладающего поведения,
самоконтроля.

Совершенствование знаний о виде и функциях помещений школы, территории
школьного участка, помещения класса. Дальнейшее развитие умения по назначению
использовать предметы, окружающие ребенка.
Квартира, дом, двор
Закрепление представлений о собственной квартире (доме) как о месте
жительства; о частях дома; о вещах в квартире (доме) и их функциональном
назначении. Видах действий, совершаемых дома (уборка, приготовление пищи,
отдых и т. д.). Повторение правил пользования лифтом. Ориентирование во дворе
(детская площадка, газон, место для контейнеров с мусором и пр.). Правила
поведения во дворе. Правила безопасности дома (в квартире): например, нельзя
подходить к открытым окнам и открывать их, нельзя самостоятельно открывать
входную дверь и выходить из помещения без сопровождения взрослых,
самостоятельно включать электрическую или газовую плиту. Навыки поведения в
чрезвычайной ситуации, способы сообщить окружающим свой домашний адрес в
случае необходимости.
Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический
чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил
техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание
(различение)предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать,
табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели
(кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов
посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,
чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание
(различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические,
электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат.
Знание назначения часов(частей часов).
Продукты питания
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот,
квас, кофе)по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание
(различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло,
морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным
продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение)
мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих
обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска,
сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления)
мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание
(различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки,
консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки
(приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш.
Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание
правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных

изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки,
сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны,
вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных
изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание(различение) круп и
бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек,
свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др.
крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и
бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение)
кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание
правил хранения кондитерских изделий.
10 КЛАСС
№
Наименование разделов
Количество
часов
1.
Школа
7
2.
Традиции, обычаи
17
3.
Мой дом
21
4.
Предметы быта.
7
5.
Продукты питания
13
6.
7.
8.
9.
№

Предметы, материалы, изготовленные человеком
Город
Транспорт
Страна
Итого
11 КЛАСС
Название разделов

1
2.
3.

Школа.
Дом, двор, квартира.
Предметы быта.

№

Название разделов

4.
5
6
7.
8.
9.

1
2
3
4
5
6
7

Продукты питания.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Город.
Транспорт.
Традиции, обычаи.
Страна.
Итого
12 КЛАСС

13
8
6
10
102
Количество
часов
10
10
10
20
10
12
10
10
10
102

Количество
часов
Школа
10
Квартира, дом, двор.
15
Предметы быта.
16
Продукты питания
22
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
15
Город.
15
Транспорт.
15

8
9

Традиции, обычаи.
Страна
Итого

12
16
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».