Речь и альт. ком-ция 10-12 кл.

Целевой раздел

Нормативно-правовое обеспечение предмета

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Североуральская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных
бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Пояснительная записка
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной
частью предметной области «Язык и речевая практика».
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации
(невербальными и вербальными) в
процессе взаимодействия с взрослыми и
сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и
экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной
частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
овладевают основными средствами социального взаимодействия только с
помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения,
дидактических средств в практически значимых для ребенка практических
ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность
ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы
продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно
отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального
поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
Содержание учебного предмета для обучающихся дифференцированно, с
учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со
взрослым (учителем) и сверстником.
Реализация содержания учебного предмета позволит закрепить у
обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе
продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения
значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств
коммуникации
(графическихизображений, пиктограмм, напечатанных
слов, электронных устройств).
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в
развитии), которые усвоили и овладели умениями в коммуникации общего
характера: откликаются на имя и положительно реагируют невербальными и
вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполняют
доступным способом инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала
является динамика становления коммуникативных умений и речевой
активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.

Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в
ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления,
поддержания и завершения контакта,
- овладение в доступной форме альтернативными средствами
коммуникации,
- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и
учебного взаимодействия обучающихся.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации":
- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа
на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального
взаимодействия,
- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации
(включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и
сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики,
- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим
предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,
- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,
- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию
коротких текстов, читаемых взрослым.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речь и
альтернативная коммуникация» проводится на основании выявленных у
обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного
года. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов
обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка,
оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних
двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися
специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты
обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения
обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с
частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной
физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда
узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из
возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в
посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая,
стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и
альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его
изучение в 10-12 классах отведено 68 часов, 34 учебные недели (2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями,
карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим
доступным способом;


общение с помощью электронных средств коммуникации
(коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению
и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Личностные учебные действия
- индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной
и социальной частей.
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей.
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс, учитель-класс).
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
читать, писать
устанавливать видо-родовые отношения предметов.
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Базовые учебные действия.
Обучающиеся должны уметь:
контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации
взаимодействия
доступными
средствами
коммуникации
(включая
альтернативные):
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
- откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена
одноклассников и ближайших родственников.
- различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением
окружающей действительности в играх;
- подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о
производимых действиях.
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации
в
соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
- готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и
сверстниками;
- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами
коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Содержание предмета
10 класс

Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Приветствие собеседника, привлечение к себе внимания выражение своих
желаний, обращение с просьбой о помощи, выражение согласия, благодарности
словом, предложением. Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание
вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему. Прощание с
собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств. Использование
коммуникативных досок, таблиц, книг, электронных устройств. Указывание на
графический символ или картинку.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью,
приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного
символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект.
Обучение в специально организованных- провоцирующих ситуациях.
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи,
учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Экспрессивная речь
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление)
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и
др.).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством графических символов при
помощи зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных
устройств или без них. Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи
вспомогательных устройств или без них. Использование графического,
предметного символа для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического,
предметного символа или мануального знака для обозначения действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического символа или мануального знака для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического,
предметного символа или мануального знака для обозначения обобщающих

понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как
дополнительного средства коммуникации.
Различение образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова,
предложения). Письменные упражнения («письмо» точек, линий
(прямые с наклоном), без наклона (горизонтальные, вертикальные),
извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.
Чтение
Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений
русских писателей. Чтение инструкций, объявлений. Внеклассное чтение, порядок
получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой. Составление
плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.
Заучивание стихотворений наизусть и пересказ отрывков из произведений по
выбору учителя.
Письмо
Звуки и буквы.Дифференциация твердых и мягких согласных; звонких и глухих
согласных. Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж).
Слово.Различение основных категорий частей речи (названия предметов,
названия действий предметов) по вопросам, правильное употребление их.
Закрепление написания имен собственных.
Предложение.Упражнения в составлении предложений по вопросам учителя,
по картинке и опорным словам. Работа с деформированными предложениями,
распространение предложений по вопросам. Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов,
инструкций по труду.
Умение заполнить дневник
11 класс

Коммуникация
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы
словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога
на заданную тему. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Коммуникация без помощи вспомогательных устройств. Продуцирование
знаков с использованием движений собственного тела. Использование взгляда,
жеста, движения. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний,
ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение
жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы с использованием жеста.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств. Использование
приспособлений для помощи в продуцировании высказывания. Использование
коммуникативных досок, таблиц, книг, электронных устройств. Указывание на
графический символ или картинку.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными словами.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Закрепление понимания обобщающих понятий, признаков и действий
предметов. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание
простых предложений.
Экспрессивная речь
Закрепление умений употребления слов, обозначающих предмет,
обобщающих понятий, слов. Употребление слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и
др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он,
мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Закрепление умений использования графического, предметного символа для
обозначения предметов и объектов, обозначения действия предмета, признака
предмета, для обозначения обобщающих понятий.
Использование графического, предметного символа для обозначения признака
действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др. Использование напечатанного слова, графического символа для
обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.
Использование графического символа или мануального знака для обозначения
числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых
предложений с использованием графического, предметного символа.
Чтение и письмо
Глобальное
чтение.
Узнавание
(различение)
напечатанных
слов,
обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование
карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем:
обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге
(слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова,
предложения). Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с
наклоном), без наклона (горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая,
улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.
Чтение

Повторение пройденного за все годы (выборочно). Составление небольших
рассказов по сюжетным картинкам. Составление рассказов на заданную тему (темы
для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсия, детские праздники).
Рассказ по вопросам учителя содержания просмотренного фильма. Учить
учащихся слушать и понимать обращенную речь. Продолжать развивать речевую
активность, потребность в общении, учить при необходимости обращаться с
вопросом к учащимся.
Привлекать к тексту, как к источнику информации, учить анализировать текст
и получать эту информацию, учить ориентироваться в печатных СМИ, определять
информацию по названию. Тренировать навык формулировки мысли и умения
сообщать ее окружающим. Учить глобальному чтению, распространенных знаков
безопасности и информации.
Письмо
Звуки и буквы. Алфавит. Различение свистящих – шипящих, аффрикатов (ч-цщ).
Слово. Предлоги (с, к), союзы (и,а,но).Слова, обозначающие признак
действия. Образование глаголов с помощью приставок. Узнавание предметов по их
признакам и действиям. Образование родственных слов.
Предложение. Работа с деформированными предложениями, распространение
предложений по вопросам. Запись их.
Закрепление умения написать свой адрес, заполнить дневник.
Составление рассказа-описания по плану. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.
Работа с деформированными предложениями.
12 класс
Коммуникация
Ответы на вопросы предложением. Задавание вопросов предложением.
Поддержание диалога на заданную тему.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Коммуникация с помощью вспомогательных устройств. Использование
приспособлений для помощи в продуцировании высказывания. Использование
коммуникативных досок, таблиц, книг, электронных устройств. Указывание на
графический символ или картинку.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Закрепление навыков понимания обобщающих понятий, признаков и действий
предметов.Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние, слов,
указывающих на предмет, его признак, количество. Понимание слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание
содержания текста.
Экспрессивная речь
Закрепление умений употребления слов, обозначающих предмет,
обобщающих понятий, слов. Закрепление умений употреблять слова,
обозначающие признак действия, состояние, слова, указывающие на предмет, его

признак, число, количество предметов. Называние (употребление) слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление)
сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление
рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Закрепление умений использования графических символов для обозначения
слов, обозначающих предмет, обобщающих понятий, слов. Закрепление умений
использования графических символов для обозначения слов, обозначающие
признак действия, состояние, слова, указывающие на предмет, его признак, число.
Составление простых предложений с использованием графического символа.
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического
символа. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического символа. Составление рассказа по
одной сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок с использованием
графического символа. Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях с использованием графического символа. Составление рассказа о себе с
использованием графического символа.
Чтение и письмо
Элементы глобального чтения. Узнавание (различение) напечатанных слов,
обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование
карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем:
обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге
(слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова,
предложения). Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с
наклоном), без наклона (горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая,
улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.
Чтение
Совершенствование техники чтения. Выделение главной мысли произведения.
Название главных действующих лиц, описание их внешности, оценка их
поступков. Пересказ по плану с помощью учителя.
Продолжить обучение глобальному чтению информации. Систематическое
чтение статей из газет и журналов, выделение непонятных слов из текста и
объяснение их с помощью учителя.
Заучивание наизусть стихотворений по выбору учителя.
Письмо
Звуки и буквы. Упражнения по развитию фонематических процессов.
Различение букв, сходных по написанию (н-р, б-д, и-ш и т.д.)

Слова. Предлоги (в, на, под, из, из-за, от, до, за и др.). Личные местоимения.
Изменение формы слова по вопросам. Синонимы, антонимы (не раскрывая
значений этих терминов). Образование новых слов с помощью приставок и
суффиксов (не давая понятия о частях слова). Узнавание предметов по их
признакам и действиям.
Предложение. Работа с деформированным предложением. Заполнение анкет,
оформление почтовых бланков, квитанций по оплате за жилищно-коммунальные
услуги.

Тематическое планирование
Речь и альтернативная коммуникация - 10 класс
Название раздела

Развитие общих речевых навыков.

Развитие навыков общения, диалогической

связной речи

Кол-во
часов
7
8

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Окружающий мир.

19

Мой класс

3

Моя семья

4

Времена года

4

Школьные принадлежности
Посуда

Мебель

Овощи, фрукты

2
2
2
2

Чтение и письмо

34

Слоги. Чтение, запись

4

Звуки и буквы

Называние и написание слов, обозначающих предмет

Называние и написание слов, обозначающих действие предмета
Чтение инструкций по труду
Чтение объявлений

Объяснительное чтение
Внеклассное чтение
Итого

6
4
4
4
3
6
3

68

11класс
№

Наименование разделов

1

Развитие общих речевых навыков, навыков общения,
диалогической связной речи
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации. Окружающий мир.
Школа.
Мой класс.
Моя семья.
Времена года.
Мир природы.
Хочу все знать.
О братьях наших меньших.
Путешествие в сказку.
Чтение и письмо.

2

3

Звуки и буквы. Алфавит.

24
3
2
2
4
3
3
3
4
36
4

Гласные и согласные.
Слово.

4
4

Слова, обозначающие предмет.

4

Слова, обозначающие состояние.

4

Слова, обозначающие признак предмета

6

Слова, обозначающие действие предмета

5

Предлоги

2

Предложение.
Местоимение
Всего
12класс

№

Наименование разделов

1
2

Развитие навыков общения, диалогической связной речи.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации.
Хочу все знать
Мир природы
Путешествие в сказку
Наш дом
Чтение и письмо.

3

Кол-во
часов
8

4
1
68
Кол-во
часов
10
28
7
7
7
7
30

Алфавит
Слова, обозначающие предмет
Слова, обозначающие признак предмета
Слова, обозначающие действие предмета
Предлоги
Союзы
Предложение
Чтение объявлений, инструкций, художественных
произведений. Заучивание стихов.
Всего

4
3
3
4
2
2
4
8
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».