Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных
бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Пояснительная записка
Цель обучения математическим представлениям в 10-12 классе является:
дальнейшее формирование элементарных математических представлений и умений
у обучающихся с ТМНР и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи:
формирование представлений о множестве, числе, величине, форме,
пространстве, времени, цвете;
формирование представлений о количественных, пространственных,
временных
отношениях
между
объектами
окружающей
действительности; формирование умений и навыков в счёте,
вычислениях, измерении, моделировании.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные
представления»,
«Представления
о
величине»,»
«Пространственные
представления».
В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен
только как «Математические представления», особое внимание обращается на
практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у
школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социальнобытовой адаптации. Именно для этой категории учащихся важно, чтобы содержание
учебного предмета способствовало решению задач нравственного, умственного,
речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Для овладения общая
элементарных математических представлений занимательные и игровые материалы,
красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения
осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со
словесными. Для обучения предмету «Математические представления» характерны
индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп
обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная
самостоятельность и активность в процессе обучения, многократная повторяемость
материала при небольшом увеличении объема и усложнении его. Предмет
«Математические представления» также интегрируется с различными учебными
предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«Математические представления» проводится на основании выявленных у
обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного
года. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов
обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка,
оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних
двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися
специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты
обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения
обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на
качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет
действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной
физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда
узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из
возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в
посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая,
стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Описание места учебного предмета в учебном плане
10-11 классы - 68 ч. 2часа в неделю
12 класс
- 34 ч 1час в неделю
Планируемые результаты освоения программы
Личностные и предметные результаты
10 – 12 класс
1) элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
Цель: предмет «Математические представления» направлен на формирование
и преобразование получаемого детьми элементарного математического и
конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения
ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой
адаптации учащихся. Максимальное включение в образовательный процесс, в
формировании доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой,
элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в
пространственно-величинных, временных и количественных отношениях
окружающей действительности;
формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях,
измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
формирование элементарных обще учебных умений;
овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой
ориентировки в окружающей действительности;
развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на
основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие
наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического
мышления;
общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации,
требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на
трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д. У
большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением
интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями
без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в
которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики,
является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать
математические представления для решения жизненных задач: определять время по
часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой,
расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов
для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и
т.п.
Содержание учебного предмета
10 класс
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из круглых десятков и единиц. Разложение
полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100,
присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 10.
Составление и решение примеров, задач в пределах 100.
Меры стоимости
Соотношение: 1 р. = 100 к. Размен и замена денег (символами бумажных денег).
Практическая работа с чеками.
Меры длины
Метр.
Обозначение:
1 м.
Соотношения:
1м
=
100 см.
Меры ёмкости
Определение количества воды литровыми и пол-литровыми емкостями.
Меры времени
Месяц, день; час, минута, полчаса. Определение времени по часам с точностью
до 10 минут.
Меры массы
Килограмм.
Геометрический материал: линии, отрезки. Отсчитывание от 0 с помощью
линейки. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.
Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат.
Работа с калькулятором.
11 класс
Повторение материала, изученного в X классе.
Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по
количеству разрядов, по количеству десятков и единиц.
Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные
и нечетные.
Устный счет в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100.
Образование 1000.
Устная и письменная нумерация в пределах 1000.
Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд. Соотнесение
единиц, десятков, сотен.
Составление и решение задач в пределах 1000. Счет в пределах 1000 в процессе
производительного труда.
Меры стоимости: 1000 рублей. Практическая работа с чеками.
Меры длины: 1 километр.
Меры времени: определение времени по часам с точностью до 5 минут.
Меры массы: 1 тонна.
Геометрический материал: овал. Сравнение круга и овала; квадрата,
прямоугольника, треугольника. Ломаная линия.
Работа с калькулятором.
12 класс
Повторение материала 11 класса.
Устный счет в пределах 100 без перехода через разряд.
Устная и письменная нумерация в пределах 1000.
Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд с
использованием калькулятора.
Составление и решение задач в пределах 1000. Счет в пределах 1000 в процессе
производительного труда.
Меры стоимости: копейка, рубль, 1000 рублей. Практическая работа с чеками.
Меры длины: сантиметр, метр, километр.
Меры времени: определение времени по часам с точностью до минуты.
Меры массы: грамм, килограмм, тонна.
Геометрический
материал:
узнавание
и
сравнение
плоскостных
геометрических фигур, знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб,
шар, цилиндр).
Работа с калькулятором.
Тематическое планирование
Математические представления
10 класс
№
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Устная и письменная нумерация
Сложение целых чисел в пределе 100
Вычитание целых чисел в пределе 100
Меры времени
Меры стоимости
Меры массы
Меры длины
Геометрический материал
Повторение
Итого
11 класс
№
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Повторение изученного материала 10класса.
Устная и письменная нумерация в пределе 1000
Сложение круглых чисел в пределе 1000
Вычитание круглых чисел в пределе 1000
Решение задач практического содержания
Меры стоимости
Меры длины
Меры времени
Меры массы
Геометрический материал
Работа с калькулятором
Всего
12 класс
№
Содержание
1
2
3
Повторение изученного материала 11 класса
Устная и письменная нумерация в пределах 1000
Сложение и вычитание чисел в пределе 1000 с помощью
калькулятора
Составление и решение задач
4
Количество
часов
11
10
9
9
8
4
4
10
3
68
Кол-во
часов
9
5
5
5
8
5
5
6
4
6
10
68
Количество
часов
5
3
5
4
5
6
7
8
9
Меры стоимости
Меры длины
Меры времени
Меры массы
Геометрический материал
Всего
3
3
3
3
5
34