Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Домоводство» 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 Ш73-ФЭ (с последующими изменениями и
дополнениями); Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; Адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 0 0 (приказ № 79 от 31.08.2021г.).
Цели:
• социальная адаптация обучающихся;
• подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье,повышение
самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи:
• развитие интереса к трудовой деятельности;
• формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
t освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке
помещения и территории, уходу за вещами.
В учебном плане предмет «Домоводство» изучается в течение 5 лет (с 5 по 9 класс). На
его реализацию отводится в неделю 5 класс-3 часа; 6 класс-5 часов; 7 класс-5 часов; 8 класс-2
часов; 9 класс- 5 часов. За курс обучения - 782 часа.
Содержание предмета "Домоводство" представлена следующими разделами: уборка
территории, уборка помещений, уход за вещами, обращение с кухонным инвентарем,
приготовление пищи, покупки.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
• основы персональной
идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями Ф1 и и и и и в .у .1 для оиу чающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР (вариант 2)
предметные результаты по предмету «Домоводство» планируются с учётом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с выполнением повседневных дел дома:
• умение выполнять доступные бытовые виды работ; приготовление пищи, уборка,
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Изобразительная деятельность» 5-7 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 Ш 73-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; Адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 0 0 (приказ № 79 от 31.08.2021г.).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета;
используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая,
действия с разборными игрушками, дидактическими пособиями и т. д.) корригировать
недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных
представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и
связи с практической деятельностью.
Задачи и направления рабочей программы:
- формирование умений активно реагировать на предложение взрослого полепить,
порисовать, поклеить;
- освоение действий при работе с изобразительными средствами-рисовать карандашами,
фломастерами, красками;
- освоение действий выполнения по образцу аппликации и изображений простых предметов
- освоение действий наклеивания предметов, составляя их из отдельных частей,
- освоение действий передачи при лепке формы знакомых предметов, сравнивая её с
основной формой-эталоном, работая по образцу.
В учебном плане предмет «Изобразительная деятельность» изучается в течение Злет (с 5 по
7 класс). На его реализацию отводится в неделю 5 класс-3 часа; 6 класс-3 часа; 7 класс-3 часа. За
курс обучения - 306 часов.
Содержание предмета "Изобразительная деятельность" представлена следующими
разделами:" Рисуночное письмо ", "Лепка", "Аппликация".
В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов
образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«М атематические представления» 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 73-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; Адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 0 0 (приказ № 79 от 31.08.2021г.).
Цель обучения - Формирование элементарных математических представлений и умения
применять их в повседневной жизни.
Задачи:
• формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
• формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на
плоскости;
• формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества;
• формирование умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия при
выполнении действий хозяйственно-бытового характера (сервировка стола, посадка семян
в горшочки и пр.);
• формирование умения пересчитывать предметы в каждой конкретной ситуации;
• формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий;
• изучение цифр с целью закрепления сведений о дате рождения, домашнем адресе,
номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах
телепередач и др.
В учебном плане предмет «Математические представления» изучается в течение 5 лет (с 5
по 9 класс). На его реализацию отводится в неделю 5 класс-2 часа; 6 класс-2 часа; 7 класс-2 часа;
8класс-2 часа» 9 класс- 2 часа. За курс обучения - 340 часов.
Содержание предмета " Математические представления " представлена следующими
разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о
величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Личностные результаты освоения учебного предмета:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому
полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО В.9.2 для обучающихся с
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий природный мир» 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 И273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; Адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 0 0 (приказ № 79 от 31.08.2021г.).
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи обучения:
- Расширять представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к
явлениям природы);
- Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования
усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в
повседневной жизни;
- Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения,
поддерживать стремление к общению;
- Воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно
объектные отношения;
- Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального,
бытового, предметного, трудового опыта;
- Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть
пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и
практического экспериментирования;
- Уточнять представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето,
осень, зима, весна, день, ночь);
- Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные;
строение тела, способ передвижения, питание);
- Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые
объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- Формировать умения наблюдать за природными явлениями, сравнивать их, составлять
описания доступным обучающемуся способом, отмечать фенологические данные;
- Формировать знаний о природе своего края;
- Формировать сведения о природоохранной деятельности человека;
- Обучать детей бережному отношению к природе.
- Закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся
социально-бытовой деятельности.
В учебном плане предмет «Окружающий природный мир» изучается в течение 5 лет (с 5 по 9
класс). На его реализацию отводится в неделю 5 класс-2 часа; 6 класс-2часа; 7 класс-2 часа; 8
класс-2 часа» 9 класс-2 часа. За курс обучения - 340 часов.
Содержание предмета " Окружающий природный мир " представлена следующими
разделами: «Объекты неживой природы», «Растительный мир», «Животный мир», «Временные
представления» и «Труд в природе».
В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов
образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 Ы273-ФЗ (с последующими изменениями и
дополнениями); Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; Адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 0 0 (приказ № 79 от 31.08.2021г.).
Целью предмета является формирование у обучающихся с умственной отсталостью в
умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (ТМНР)речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и
невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Задачи:
• Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребёнка;
• Развивать фонематический слух;
• Способствовать пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов;
• Развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения;
• Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач;
• Расширять
словарный
запас
учащегося,
связанный
с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе
«чтения»;
•Знакомить учащегося с простыми по содержанию рассказами, историями,
сказками, стихотворениями.
• Обучать глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование
навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв,
слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение
чтением и письмом на доступном уровне.
В учебном плане предмет «Речь и альтернативная коммуникация» изучается в течение 5
лет (с 5 по 9 класс). На его реализацию отводится в неделю 5 класс-3 часа; 6 класс-3 часа; 7
класс-3 часа; 8 класс-3 часа; 9 класс- 3 часа. За курс обучения - 337 часов.
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов
образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий социальный мир» 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 Ы273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; Адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 0 0 (приказ № 79 от 31.08.2021г.).
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
•
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
•
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
В учебном плане предмет «Окружающий социальный мир» изучается в течение 5 лет (с 5
по 4 класс). На его реализацию отводится в неделю 5 класс-2 часа; 6 класс-2 часа; 7 класс-2 часа;
8 класс-3 часа; 9 классе-3 часа. За курс обучения - 404 часа.
Содержание предмета " Окружающий социальный мир " представлена следующими
разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа»,
«Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна»,
«Традиции и обычаи».
В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов
образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Человек» 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 И273-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; Адаптированной основной общеобразовательной
программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 0 0 (приказ № 79 от 31.08.2021г.).
Цель: формирование представления о себе самом, ближайшем окружении и повышение
уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи:
•
формировать представления о себе, осознание общности и различий с другими;
формировать представления о собственном теле; представления о возрастных изменениях;
адекватное отношение к своим возрастным изменениям; умения поддерживать образ жизни,
соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; умения поддерживать
режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами; умение определять своё
самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о
них взрослому; умения соблюдать режимные моменты; умения решать возникающие жизненные
задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей; умения обслуживать себя,
следить за своим внешним видом; представление о своей семье, социальной роли, бытовой и
досуговой деятельности;
•
учить распознавать свои ощущения и обогащать сенсорный опыт;
•
развивать способность осознавать и выражать свои интересы.
В учебном плане предмет «Человек» изучается в течение 5 лет (с 5 по 9 классы). На его
реализацию отводится в неделю 5 класс-2 часа; 6 класс-1 час; 7 класс-1 час; 8 класс-1 час; 9
класс- 1 час. За курс обучения - 170 часов.
Содержание предмета " Человек " представлена следующими разделами: «Представления о
себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты.
1.
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я».
2. Представление о безопасном, здоровом образе жизни, наличие мотивации к труду,
бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
3. Наличие этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
6. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассника в случае
возникновения затруднений при выполнении различных работ. Формирование готовности
обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях.
7. Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
8. Овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Предметные результаты:
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я»
от других.
•
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
•
Представление о собственном теле.
•
Отнесение себя к определенному полу.
•
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
i Ч ! M ij 1 i
•
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
T
•
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
•
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
•
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
•
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
•
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
•
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
•
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.