Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Целевой раздел

Нормативно-правовое обеспечение предмета

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных
учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.

14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Пояснительная записка
Двигательная активность является естественной потребностью человека.
Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности
всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с ТМНР
имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно
ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию
способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков
является целью занятий.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие
имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных
нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с
помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений
на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами
лечебной физкультуры и (или) учитель адаптивной физкультуры.
Содержание коррекционного курса
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом,
левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево,
вперед в положении лежа на спине или животе, стоя или сидя), повороты (вправо,
влево в положении лежа на спине или животе, стоя или сидя), "круговые" движения
(по часовой стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками:
вперед, назад, вверх, в стороны, "круговые". Выполнение движений пальцами рук:
сгибание или разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак и разгибание.
Выполнение движений плечами.
Опора на предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от
уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы).
Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на
уровне колен, над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на
живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот
(вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении
стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Вставание на
четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без
опоры), на стуле, садиться из положения "лежа на спине".
Вставание на колени из положения "сидя на пятках". Стояние на коленях.
Ходьба на коленях. Вставание из положения "стоя на коленях". Стояние с опорой
(например, вертикализатор, костыли, трость), без опоры. Выполнение движений
ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба
по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной
поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой,
без опоры). Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с высоким
подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом). Прыжки на двух

ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево). Прыжки на одной
ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега).
Личностными результатами изучения курса «Двигательное развитие»
является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- освоение доступной социальной роли обучающихся;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
- умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому
полу,
осознание
себя
как
«Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Календарно-тематическое планирование
№
1

2

3

4

5

6

7

Тема

Кол-во часов

Дыхательные упражнения в
образном оформлении

1

Дыхательные упражнения по
подражанию, под хлопки. Под счет.

1

Грудное, брюшное и полное
дыхание в исходных положениях

1

Изменение длительности дыхания

1

Формирование знаний о положении тела
при правильной осанке. Разучивание
основных положений рук, ног,
туловища, головы.
Формирование знаний о положении тела
при правильной осанке. Разучивание
основных положений рук, ног,
туловища, головы.

Формирование правильной осанки у стенки
(пятки, икроножные мышцы,
ягодицы, лопатки, затылок), под
контролем учителя.

1

1

1

Коррекционная работа
Формирование произвольного
самоконтроля через развитие
умения контролировать свое
дыхание.
Формирование произвольного
самоконтроля через развитие
умения контролировать свое
дыхание.
Коррекция произвольного
внимания через развитие
умения слушать и слышать свое
дыхание, наблюдая при этом за
ощущениями тела.
снимать эмоциональнопсихическое напряжение с
помощью специальных
психотехник.
Корригировать недостатки
общей моторики через
достижение координации
дыхания, речи и движений тела.
Корригировать недостатки
общей моторики через
достижение координации
дыхания, речи и движений тела.
Корригировать
недостатки моторного развития
через укрепление мышц и
суставов кистей, развитие
плавности и точности общих

8

9

Формирование правильной осанки у стенки
(пятки, икроножные мышцы,
ягодицы, лопатки, затылок), под
контролем учителя.

1

Упражнения у стенки (движения головы,
рук, ног, приседания, скольжение
спиной по стенке), смешанные висы.

1

Упражнения у стенки (движения головы,
рук, ног, приседания, скольжение
спиной по стенке), смешанные висы.

1

Знакомство с движениями, имитирующими
ходьбу и бег животных.

1

Знакомство с движениями, имитирующими
ходьбу и бег животных

1

Упражнения для укрепления мышц живота
и спины из различных

1

Упражнения для укрепления тазового пояса,
бёдер, ног и рук.

1

Упражнения с предметами и без них

1

Игра: «Дунем раз…»

1

Упражнение для правильного дыхания с
использованием звуковой
гимнастики.

1

10

11
12
13

14

15

16

17

движений
Корригировать
недостатки моторного развития
через укрепление мышц и
суставов кистей, развитие
плавности и точности общих
движений
Корригировать
недостатки моторики через
развитие пластичности,
выразительности движений.
Умения выполнять движения в
нужном темпе и ритме.
Корригировать
недостатки моторики через
развитие пластичности ,
выразительности
движений. Умения выполнять
движения в нужном темпе и
ритме.
Развитие координации
движения. Коррекция
вестибулярного аппарата.
Развитие координации
движения. Коррекция
вестибулярного аппарата.
Корригировать недостатки
слухового восприятия через
активизацию произвольного
слухового внимания, умения
концентрироваться на слуховых
образах.
Корригировать недостатки слухового
восприятия через активизацию
произвольного слухового
внимания, умения
концентрироваться на слуховых
образах.
Формировать навыки
выполнения действий по
подражанию, по словесной
инструкции, Коррекция
эмоционально-волевой сферы
через формирование умения
подчиняться правилам игры.
Формировать навыки
выполнения действий по
подражанию, по словесной
инструкции, Коррекция
эмоционально-волевой сферы
через формирование умения
подчиняться правилам игры.
Формировать навыки
выполнения действий по
словесной инструкции педагога.

18

Разучивание игр на совершенствование
сенсорного развития

1

Разучивание игр на совершенствование
сенсорного развития

1

Знакомство с ходьбой с различными
положениями рук (в стороны, за
голову, на пояс, вверх, вперёд, к
плечам).

1

19

20

21

22

Знакомство с ходьбой с
различными положениями рук (в
стороны, за голову, на пояс, вверх,
вперёд, к плечам).

1

Упражнения с предметами на
голове (мешочек с песком, кубик
и т. д) стоя у стены, в движении,
под музыку

1

Подвижные игры на сохранение
правильной осанки: «Море
волнуется», «Совушка - Сова».

1

Дыхательные упражнения в
образном оформлении.

1

23

24

Формировать навыки
выполнения действий по
словесной инструкции педагога.
Развивать зрительное и
слуховое восприятие. Развивать
внимание, память,
мыслительные процессы и
операции . Развивать
координацию движений руки и
глаза. Развивать тактильные
ощущения
Формировать навыки
выполнения действий по
словесной инструкции педагога.
Развивать зрительное и
слуховое восприятие. Развивать
внимание, память,
мыслительные процессы и
операции . Развивать
координацию движений руки и
глаза. Развивать тактильные
ощущения
Развивать пространственную
ориентацию. Развивать
зрительное и слуховое
восприятие, чувство ритма.
Развивать внимание, память,
мыслительные процессы и
операции . Развивать
координацию движений
Развивать тактильные
ощущения
Формировать мотивацию
деятельности и активные
личностные установки,
коррекция тактильнодвигательного восприятия на
основе упражнений.
Формировать мотивацию
деятельности и активные
личностные установки .
коррекция тактильнодвигательного восприятия на
основе упражнений.
. Корригировать недостатки
мышления через развитие
умения сравнивать, обобщать,
делать элементарные выводы.
Коррекция эмоциональноволевой сферы через
формирование умения
подчиняться правилам игры.
Корригировать недостатки
мышления через развитие
умения сравнивать, обобщать,
делать элементарные выводы.

25

Движение руками в исходных
положениях

1

26
Упражнения для увеличения
гибкости и подвижности
позвоночника и суставов при
помощи мячей.

27

28

Упражнения для увеличения
гибкости и подвижности
позвоночника и суставов при
помощи мячей.
Ходьба по различным предметам,
передвижение боком.

1

1

1

29
Право, лево. Направо, налево.

30

31

Право, лево. Направо, налево.

Упражнения для укрепления
тазового пояса, бёдер, ног и рук.

1

1

1

32
Упражнения с предметами и без
них
33
34

Игра: «Дунем раз…»
Упражнение для правильного
дыхания с использованием
звуковой гимнастики.

1

1
1

Коррекция слухового
восприятия через обучение
выполнять действия по
инструкции
Совершенствование
двигательно-моторной
координации. Корригировать
недостатки развития
коммуникативной сферы через
формирование способности
вспоминать свои действия и
называть их. Корригировать
недостатки мышления
Корригировать недостатки
развития коммуникативной
сферы через формирование
способности вспоминать свои
действия и называть их.
Корригировать недостатки
мышления
Развитие графических навыков,
зрительной памяти, внимания и
координации движений
Корригировать недостатки
слухового восприятия через
активизацию произвольного
слухового внимания, умения
концентрироваться на слуховых
образах.
Корригировать недостатки
слухового восприятия через
активизацию произвольного
слухового внимания, умения
концентрироваться на слуховых
образах.
Воспитывать внимательность.
Развивать память, воображение.
Совершенствование
двигательно-моторной
координации
Воспитывать внимательность.
Развивать память, воображение.
Коррекция пространственной
ориентировки.
Совершенствование
двигательно-моторной
координации
Воспитывать внимательность.
Развивать память, воображение.
формировать навыки
управления мышцами тела:
напрягать или расслаблять их
по собственному желанию.
Развитие слухового восприятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».