Положение о наставничестве
в ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в ГБОУ СО «Североуральская школаинтернат» (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря
2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам
и
программам
среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися».
1.2.
Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных
отношений в деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины.
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые
навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Координатор
- сотрудник школы, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который
отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который
отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой,
формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
2.8. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.9. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует
стажировки и т.д.).
3. Цели и задачи наставничества.
3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней
образования и молодых специалистов ОО
3.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
разработка и реализация программ наставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль над
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
инфраструктурное и
материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и
эффективности
программ
наставничества в школе;
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в
формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества.
4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора ОО.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора ОО по учебно-воспитательной работе.
4.3. Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается приказом
директора школы.
4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и
кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников
программы.
Наставляемым могут быть обучающиеся:
проявившие выдающиеся способности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы с поведением;
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие
овладеть современными программами, цифровыми навыками
и компетенциями и т.д.
Наставниками могут быть:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся – активные участники родительских советов;
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
ветераны педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
ОО в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов,
обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.6. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.7. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных
от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.8.Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.9. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе
и утверждается приказом директора школы.
4.10.С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества.
5.1
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей ОО в целевой модели наставничества рассматриваются
формы наставничества. (Например, «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель –
ученик» и т.д.)
5.2
Представление программ наставничества по формам на педагогическом
совете.
5.3
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый:
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарного года.
5.5
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи – планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
6.4
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.5
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7. Обязанности наставника.
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат», определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним
долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на
риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие
у наставляемого своего индивидуального видения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать
его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника.
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности наставляемого.
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат», определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации программы наставничества.
9. Права наставляемого:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Проведение конкурсов профессионального
мастерства "Наставник года", «Лучшая
пара», "Наставник + ".
Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития ОО.
Установление доплаты за выполнение работ, не входящих должностные обязанности.
11. Документы, регламентирующие наставничество.
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Положение о наставничестве в ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат»
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
Целевая модель наставничества в ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат»
Дорожная карта внедрения системы наставничества в ГБОУ СО «Североуральская школаинтернат».
Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели
наставничества в ОО.
Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп».
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества».