Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Рабочая программа
по учебному предмету « Речь и альтернативная коммуникация»
6 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Составитель: Е.В. Шайхуллина
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
«29» августа 2025г.
Североуральск
2025 г.
Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020 г. № 20-Д «Об
утверждении устава государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО (приказ
№ 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении перечня
документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при
реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ
среднего профессионального образования».
1
Пояснительная записка
В основу разработки программы «Речь и альтернативная коммуникация» для
обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР (2 вариант) предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной
программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход строится на
признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной
речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний
детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью
взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических
средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом
продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать
интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях.
Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения
норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства
общения. Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно
нуждаются в уходе и присмотре.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных
(дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы
коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут
использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в
случае ее отсутствия.
2
Целью предмета является формирование у обучающихся с умственной отсталостью
в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (ТМНР) речевых и коммуникативных навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи:
- Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребёнка;
- Развивать фонематический слух;
- Способствовать пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов;
- Развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения;
- Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Расширять словарный запас учащегося, связанный с содержанием эмоционального,
бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
-Знакомить учащегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками,
стихотворениями.
- Обучать глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка
понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или
слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в
образовательную область «Язык и речевая практика» и является частью учебного плана
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2), в котором для 6 класса выделяется 102 часа (3 часа в неделю).
3
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими
навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и
печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам
букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов,
которые часто встречаются в быту. Дети, у которых не формируются предпосылки к
овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие
коммуникативных действий. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных
возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что
может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе
учащихся. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в
процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму,
развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие
речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с
учетом индивидуальных достижений.
При обучении осуществляется индивидуальный подход к обучающимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с
обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода.
Технологии обучения
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует
достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения,
обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям
современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить
имеющийся опыт и выявить его результативность.
Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе
коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения
учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и
поисковой деятельности обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности
сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых
4
знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в
повседневной жизни.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение,
объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и
др.
Освоение содержания осуществляется на доступном для ребёнка уровне.
Используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речь и
альтернативная коммуникация» проводится на основании выявленных у обучающихся
умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными
результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По
итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется
развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика
развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух
недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке
результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении
предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения
и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей
ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи
(самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний,
прочность усвоения и умения их применять.
5
Планируемые результаты освоения учебного предмета: В соответствии с
требованиями к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается
с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования
данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта
является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной
самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в
решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через
индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и
жизненного опыта.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира
и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной
и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
6
· использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
· пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с
графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или
передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
· общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное
устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Личностные учебные действия:
- индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов;
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик класс, учитель-класс);
7
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
- читать, писать;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Базовые учебные действия.
Учащиеся должны уметь:
8
- контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия
доступными средствами коммуникации (включая альтернативные);
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
- откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена
одноклассников и ближайших родственников;
- различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей
действительности в играх;
- подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых
действиях;
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с
общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
- готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации
в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Содержание учебного предмета 6 класс
Содержание занятий «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие
направления: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника.
Привлечение внимания ребенка жестами, изображениями, речью. Поддержание
зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы).
Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения,
слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение
благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание
вопросов. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с
собеседником. Установление зрительного контакта с взрослым.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы,
материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное
назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства
(признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства
(признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов.
Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе»,
«около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на
9
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых и
сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и
субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и
субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.
Употребление слов, обозначающих количество объектов. Употребление слов,
обозначающих места расположения объектов («на столе», «около дома», «на верней полке»
и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление
обобщающих понятий. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение
последовательности событий. Договаривание слов в предложении. Составление
описательного рассказа. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям. Составление рассказа о себе.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Различение напечатанных слов (имя,
предмет, действие). Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам,
по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Знакомство с буквами
М, Н, П, Б. Дидактические упражнения, на выбор карточек с буквами среди картинок.
Чтение слов под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы,
М, Н к таким же буквам в словах. Нахождение знакомых букв в изученных словах (мама,
папа, баба, стул, стол, дом).
10
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Коммуникация с использованием вербальных средств.
1
Использование слов «Здравствуй!», «Привет!»,
1
«Доброе утро!»
2
Приветствие собеседника. Прощание с собеседником.
Обогащение словаря.
1
3
Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением).
1
4
Выражение своих желаний «Скажи - чего ты хочешь?»
1
5-6
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком
(словом, предложением).
2
7
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом,
предложением)
1
8
Выражение согласия «Да. Нет.» «Ты любишь это?» «Тебе
нравится?»
1
9
Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением).
1
10
Выражение благодарности «Спасибо» «Да. Нет» «Буду – не
буду» «Ещё будешь?»
1
11-12
Задавание вопросов предложением.
2
13
Поддержание диалога на заданную тему: поддержание
зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. «Ответь мне. А теперь говори ты.»
1
Коммуникация с использованием невербальных средств.
14
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний,
ответом на вопрос.
1
15-16
Рассказ по картинкам.
2
17
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний;
1
11
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы с использованием жеста.
18
Обращение за помощью. Ответы на вопросы.
1
19
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением предметного символа.
1
20
Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
1
21
Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы
букв.
1
22
Ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
таблицы букв.
1
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации.
Импрессивная речь.
23-24
Понимание простых по звуковому составу слов.
2
25-26
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя и др.)
2
27-28
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение)
имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
2
29-30
Узнавание (различение) имён членов семьи.
2
31-32
Понимание слов, обозначающих предмет.
2
33-34
Понимание слов, обозначающих предмет посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.).
2
35-36
Понимание слов, обозначающих действие предмета.
2
37-38
Понимание слов, обозначающих действия предмета пьёт, ест,
сидит, стоит, бежит, спит, рисует, играет, гуляет, считает,
поливает, открывает, закрывает, вытирает, накрывает,
подметает, убирает, чистит, стирает, гладит, готовит, варит,
жарит, покупает ….
2
12
39-40
Понимание слов, обозначающих признак предмета.
2
41
Понимание слов, обозначающих признак предмета цвет,
величина, форма и др.).
1
42-43
Понимание слов, обозначающих признак предмета
(деревянный, стеклянный, пластмассовый, круглый,
квадратный, треугольный)
2
44-45
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно, справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади и др.)
2
Экспрессивная речь.
46-49
Называние (употребление) простых предложений.
4
50-53
Называние (употребление) сложных предложений.
4
54-55
Ответы на вопросы по содержанию текста.
2
56-59
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
4
60-61
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
2
62-63
Составление рассказа о себе.
2
64-65
Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
2
66-67
Составление рассказа о себе.
2
68-69
Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
2
70-71
Составление рассказа о себе.
2
72-73
Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
2
Экспрессия с использованием средств невербальной
коммуникации.
74-77
Составление простых предложений с использованием
графического изображения (электронного устройства).
4
78-81
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства).
4
13
82-84
Ответы на вопросы по содержанию текста: - выделение
персонажей, - действий, - места действий, - характерных черт
персонажей
3
Чтение и письмо.
85-92
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих
имена людей, названия предметов, действий.
8
93-102
Чтение слов.
10
14