Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Утверждаю:
ор ГБОУ СО
а-интернат»
Е.И.Злобина
вгуста 2025 г.
Рабочая программа Коррекционно-развивающей области
«Предметно-практические действия»
6 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Составитель: Е.В. Шайхуллина
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
/ ^ / З а м . директора по УВР
у у:
Иванова
«29» августа 2025г.
Североуральск
2025 г.
Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об
утверждении устава государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО (приказ
№ 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении перечня
документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при
реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ
среднего профессионального образования».
1
Пояснительная записка
Целью обучения: формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Задачи обучения:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности.
Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Учёт воспитательного потенциала.
Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметно-практические
действия» реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Краткая характеристика учебного предмета.
«Действия с материалами»
Пластилин: раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной
доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места
соединения; разрезание палочки стекой; изготовление совместно с педагогом из палочек на
основе образца; сплющивание кусочков пластилина между ладонями; разминание (ладонью
и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); раскатывание небольших кусочков
пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки
в кольцо; разрезание палочки стекой; изготовление предметов шаровидной формы;
отрывание кусочков пластилина пальцами; «шлепанье» (похлопывание ладонью по
пластилину); разрывание кусочков пластилина;
Бумага: сгибание по заданным прямым линиям; обертывание бумагой небольших
предметов; складывание бумаги; изготовление летающих игрушек; складывание бумажных
салфеток; составление набора цветной бумаги (3-4 листа); складывание прямоугольных
полосок бумаги вдвое; подвижная аппликация из готовых деталей; предметная аппликация
2
из готовых форм; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым
линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту
сгиба; сминание бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора; сминание;
разглаживание ладонью;
Нитки: сматывание ниток в клубок; размотка трикотажного срыва; наматывание
ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы; разрывание тонких, непрочных ниток;
Ткань: обыгрывание действий с тканью; обыгрывание действий с тканью; захват,
удерживание, сминание, разглаживание, вытягивание ткани;
Природный материал: первичная обработка, размещение на хранение; составление
букетов из осенних листьев; подвижная аппликация из сухих листьев; накладывание сухих
листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием. Сбор
природных материалов (поднимание, отрывание), сортировка, первичная обработка,
размещение на хранение; сбор природных материалов (поднимание, отрывание).
«Действия с предметами».
Шарики: катание шариков в определенном направлении; катание шариков;
складывание шариков в емкости; захват шариков кистью руки, удержание в ладони;
Предметы: закручивание крышек; складывание трехместной матрешки; отбор и
нанизывание больших и маленьких колец на стержни; размещение в ряд различных по
размеру предметов; упражнения по защипыванию прищепок (недостающих деталей на
картинке); открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки; складывание
предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов
одинакового размера с отверстиями на стержень; нажимать на «ушки» прищепки,
устанавливать в зажим картинку; перекладывание предметов из одной емкости в другую;
нажимать на «ушки» прищепки.
Строительные материалы: дома из куба и призмы; ворот из кубов и
параллелепипеда; забор из кубиков и кирпичиков; стол и стул; постройка из строительных
материалов: башни из 2-3 кубиков; рельсы для поезда; дорожки из брусков; забор из
кубиков; рельсы для поезда; ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга;
Плоские палочки: складывание из счетных палочек простейших фигур: контура;
грибок, качели; стульчик; складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота;
дорожки и тропинки; окно, домик; раскладывание на столе произвольно;
Мозаика: заполнение панели мозаикой по подражанию одного цвета, двух рядов
параллельно двух цветов, узора; заполнение панели мозаикой произвольно. Брать
аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать
панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие.
3
Связь учебного предмета с базовыми учебными действиями.
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении
коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере
коррекционный курс способствует формированию следующих учебных действий:
Требования стандарта
Планируемые результаты образовательной
деятельности
- ориентироваться в пространстве класса,
зала, учебного помещения, пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно
включаться в учебную деятельность;
- следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой
класс, другие необходимые помещения.
1) Направленность взгляда на говорящего
взрослого, на задание:
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущейся
игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на
другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с
утрированной мимикой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с
использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по
инструкционным картам;
- понимать инструкцию по пиктограммам;
- выполнять стереотипную инструкцию
(отрабатываемую с конкретных учеников
на данном этапе обучения);
3) использование по назначению учебных
материалов:
- бумаги, цветной бумаги, пластилина,
карандаша.
- ориентируется на режим дня, расписание
уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей
деятельности (словесный или наглядный
план) с помощью педагога.
Подготовка ребенка к нахождению и
обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному
взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения.
Формирование умения самостоятельно
переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
4
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в
соответствии с их возможностями к переходу от совместных действий к
подражательным,а затем к самостоятельным.
Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса
является динамика овладения детьми различными действиями с материалами и
предметами.
Личностные результаты:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста;
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх,
инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне;
- стремится помогать окружающим;
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный
режим,освещение и. т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых
функцийи т.д.);
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить
хорошиеотметки);
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды,
игрушек,мебели в собственной комнате;
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями,
рассматриваетили прослушивает произведения искусства;
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты:
- умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;
- производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем
и спомощью учителя;
- производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя;
- с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной, картоном;
- работает над изделием по предоставленному учителем плану;
- придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя;
- сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;
- вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед
началом работы;
5
- находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её
разрешения,использует с частичной помощью учителя;
- умеет выполнять несложные задания самостоятельно;
- производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с
незначительнойпомощью учителя;
- производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему,
план, если требуется, обращается за помощью;
- освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;
- составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;
- придерживается плана при выполнении работы;
- выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с
образцом;
- вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя;
- находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения,
пользуется ими самостоятельно.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение
планируемых результатов:
- слушание учителя;
- слушание и анализ ответов обучающихся;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение заданий;
- наблюдение;
- работа с раздаточным материалом;
- самостоятельная работа, работа в парах;
- оценивание своих учебных достижений.
Тематическое планирование
№
Тема урока
п/п
1 «Разложи в ряд»
2 Выполнение сложных подражательных движений за учителем по
инструкции «делай вместе».
3 Выполнение заданий по показу и самостоятельно.
4 Нанизывание мелких предметов с отверстиями.
5 Использование несложных предметов как орудий.
6 Самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой
вилкой для доставания предмета из сосуда.
7 Самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной
из которых привязан предмет для доставания этого предмета.
8 Действия с предметами разного цвета.
9 Промежуточные цвета и оттенки.
10 Раскладывание предметов двух сходных цветов.
11 Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
12 Действия с предметами разной формы.
13 Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы.
14 Группировка предметов по форме.
15 Выбор по образцу и группировка объемных предметов.
16 Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы.
17 Лепка. Снежные комочки (большие и маленькие).
18 Рисование. Снежные комочки (большие и маленькие).
6
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Аппликация Снежные комочки (большие и маленькие).
Лепка. Ёлочка.
Рисование. Ёлочка.
Аппликация. Ёлочка.
Лепка. Пирамидка.
Рисование. Пирамидка.
Лепка. Светофор.
Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.
Практические упражнения на различение цвета, формы, величины
предметов.
Чередование предметов по цвету, форме, величине.
«Почтовый ящик».
«Светофор».
«Что лишнее».
«Чудесный мешочек».
Складывание разрезных картинок из 3 - 4 частей.
Лепка посуды (тарелка, чашка с ручкой).
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1