РП ИЗО 5 класс 2025-2026 уч. год

Целевой раздел

Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные программы» утвержденный Приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО (приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении перечня
документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации
основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального
образования».

Пояснительная записка

Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Курс
«Изобразительное
искусство»
создан
с
учетом
личностного,
деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в

обучении и воспитании умственно отсталых детей и направлен на формирование функционально
грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов, но обучение
имеет свою специфику, носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного
общества. В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический
принцип группировки материала.
Цель программы
Развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании,
лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета
предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитии умения пользоваться практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи
• Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства и основах
реалистического рисунка; умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, памяти, представлению и воображению.
• Расширение художественно-эстетического кругозора через развитие эмоционального
восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание;
• Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
• Обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов,
инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; разным видам
изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и правилам-законам композиции,
цветоведения, построениям орнамента, в разных видах изобразительной деятельности.
• Воспитание интереса к изобразительному искусству, эстетического чувства и понимания
красоты окружающего мира и художественного вкуса; воспитание умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата
общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Программа учебного предмета направлена:
- на коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного воспитания
и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
- на развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
- на формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- на коррекцию ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
- на развитиезрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Программа по учебному предмету реализуется в следующих направлениях:
- обучение композиционной деятельности;
- развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию;
- обучение восприятию произведений искусства;
- развитие восприятия цвета, предметов, формирование умений переливать его в живописи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Рисование (изобразительное искусство) предполагает реализацию учебной программы
2 раза в неделю, соответственно 68 часов в год и находится в основной части учебного плана.

Содержание

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения»,
«Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
 рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование.
 лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу,
по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
 выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
 проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного
искусства.
Рисование с натуры.
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять
форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом
изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка,
передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов
симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов
доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге,
применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании
узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми
красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные
размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;
Выбирать в прочитанном наиболее существенное то, что можно показать в рисунке, работать
акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие
чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений
изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных
на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
№ Тема урока
1 Беседа

2

Рисование

Часы Содержание
18
Проведение беседы о содержании
рассматриваемых
репродукций
с
картин
художников,
книжной
иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно-прикладного
искусства
с 20
Совершенствование
умения

Программа воспитания
Формирование
умений
находить
орнаментальные
украшения в предметном
окружении
человека,
в
предметах,
созданных
человеком.
Формирование эстетического

натуры

3

Рисование на 18
тему

4

Декоративное 12
рисование

обучающихся анализировать объекты
изображения (определять форму, цвет,
сравнивать
величину
составных
частей), сравнивать свой рисунок с
объектом изображения и части рисунка
между
собой,
установление
последовательности
выполнения
рисунка, передача в рисунке формы,
строения,
пропорции
и
цвета
предметов; при рисовании предметов
симметричной формы использование
средней (осевой) линии; передача
объема предметов доступными детям
средствами, ослабление интенсивности
цвета путем добавления воды в краску
Развитие у учащихся умения отражать
свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых
предметов, правильно располагая их
относительно друг друга (ближе дальше). Передавать в рисунке
зрительные
представления,
возникающие на основе прочитанного;
Выбирать в прочитанном наиболее
существенное то, что можно показать
в рисунке, работать акварельными и
гуашевыми красками.
Составление узоров из геометрических
и растительных элементов в полосе,
квадрате, круге, применяя осевые
линии; совершенствование умения
соблюдать последовательность при
рисовании
узоров;
нахождение
гармонически сочетающихся цветов в
работе акварельными и гуашевыми
красками (ровная закраска элементов
орнамента с соблюдением конкура
изображения).

отношения к окружающему.

Воспитание художественного
вкуса, дружеских
взаимоотношений в процессе
совместной деятельности.

Формирование умений и
навыков
организации
самостоятельной
работы
учащихся,
соблюдение
техники
безопасности
и
гигиенических
правил,
связанных с осанкой и
организацией рабочего места

Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное
рисование, лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций
(без фиксации деталей на
изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей н а
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению,
воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
В подготовительном периоде обучения отрабатываются: правила поведения и работы на
уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; изучаются материалы и
инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности и правила их хранения.
Формируются умения: правильно
сидеть,
правильно
держать
и пользоваться

инструментами (карандашами, кистью,
красками),
правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и
обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат,
прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развивается моторика рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
Формируется умение владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения
движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного восприятия объекта
при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической
фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости
листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ..., слева
от ..., посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью
пластилина;
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным
точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных,
спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов
несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на
карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования
(беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование пальцами;
рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой,
трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы; рисование сухой
кистью; рисование по мокрому листу.

цифр.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв,

17.2.2. Обучение композиционной деятельности:
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи
изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр
композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа
вертикально или горизонтально).
передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе -больше, дальше меньше Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое,
большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение
равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
17.2.3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь",
"часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура",
"барельеф", "симметрия", "аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры.
Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в
пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в
рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и
целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги;
вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным
точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование
формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый,
сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический.
Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение
элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
17.2.4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные
цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре
основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном
звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов:
добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись
(лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры
или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
17.2.5. Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды
изобразительного
искусства".
Рисунок,
живопись,
скульптура,
декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие
материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали
произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А.
Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П.
Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка,
группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина,
пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная
средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин,
В. Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства". Истоки этого
искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и
декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов
(хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись).

Урок
5 кл.
1

Организационный отдел Календарно-тематическое планирование, ИЗО
Тема урока
I четверть -16 час.
Здравствуй, осень. Беседа. Рисование осенних листьев.

2

Рисование веточки дерева с листьями.

3

Рисование веточки дерева с листьями и плодами.

4
5

Беседа. Художники-пейзажисты. Рисование осеннего дерева
–береза.
Рисование хвойного дерева - ель.

6

Рисование хвойного дерева - сосна.

7

11

Беседа «Натюрморт». Сосуды: ваза, чаша и яблоко. Рисование по
трафарету или самостоятельно
Сосуды: ваза, чаша и яблоко. Рисование. Украшение сосудов
орнаментом.
Натюрморт. Сосуды: кувшин, кружка и груша. Рисование по
трафарету или самостоятельно.
Сосуды: кувшин, кружка и груша. Рисование. Украшение сосудов
орнаментом.
Натюрморт. Букет в вазе. Рисование с использованием трафаретов.

12

Букет в вазе. Оформление в цвете.

13
14

Беседа о художниках и их картинах. Понятия: рисование с натуры,
рисование по памяти.
Работа художника над портретом. Автопортрет. Рисование.

15

Автопортрет. Рисование

16

Автопортрет. Рисование

8
9
10

Дата

сент.
сент.
сент.
сент.
сент.
сент.
сент.
сент.
окт.
окт.
окт.
окт.
окт.
окт.
окт.
окт.

Д/задание
00.00.00

Урок
5 кл.
17/1

«Календарно-тематическое планирование, ИЗО
Тема урока
II четверть -16 час.

26/10

Рисование портрета головы человека в профиль по трафарету или
самостоятельно.
Рисование портрета головы человека в анфас по трафарету или
самостоятельно.
Рисование фигуры человека в анфас с помощью трафарета или
самостоятельно.
Рисование фигуры человека в профиль с помощью трафарета или
самостоятельно.
Книга: построение, иллюстрации, значение. Создатели: автор,
редактор, корректор, художник…
Книга: рассматривание сюжетов, понимание содержания,
художественные выразительные средства.
Иллюстрация к книгам по выбору: «Колобок», «Дюймовочка»,
«Репка».
Иллюстрация к книгам по выбору: «Маша и медведь», «Золотая
рыбка».
Иллюстрация к книгам по выбору: «Гуси-лебеди», «Конек
горбунок».
Иллюстрация к книгам: «Змей Горыныч», «Емеля».

27/11

Беседа «Народное искусство – Гжель». Народные промыслы.

28/12

Беседа «Народное искусство – Гжель». Учимся рисовать.

29/13

Беседа «Народное искусство – Гжель». Виды росписи «Гжель».

30/14

Рисование посуды в технике «Гжель» - тарелка.

31/15

Рисование посуды в технике «Гжель» - разделочная доска.

32/16

Рисование посуды в технике «Гжель» - поднос.

18/2
19/3
20/4
21/5
22/6
23/7
24/8
25/9

Дата
нояб.
нояб.
нояб.
нояб.
нояб.
нояб.
нояб.
нояб.
дек.
дек.
дек.
дек.
дек.
дек.
дек.
дек.

Д/ задание
00.00.00

Урок
5 кл.
33/1
34/2

«Календарно-тематическое планирование, ИЗО
Тема урока
III четверть -20 час.
Беседа «Народное искусство-Городец».

35/3

Элементы городецкой росписи: круги, скобки, точки, капли. Дуги,
штрихи, спирали.
Народное искусство- Городецкая роспись. Учимся рисовать.

36/4

Рисование посуды в технике «Городецкая роспись» - тарелка.

37/5
38/6

Рисование посуды в технике «Городецкая роспись» - разделочная
доска.
Рисование посуды в технике «Городецкая роспись» -ковш-уточка.

39/7

Беседа «Народное искусство –Хохлома». Народный промысел.

40/8

«Хохлома». Элементы росписи:

41/9

«Народное искусство –Хохлома». Учимся рисовать.

42/10

Рисование посуды в технике «Хохлома» - тарелка.

43/11

Рисование посуды в технике «Хохлома» -разделочная доска.

44/12

Рисование посуды в технике «Хохлома» - поднос.

45/13

Беседа «Народное искусство – Богородская игрушка». Народный
промысел. Виды богородской игрушки.
«Народное искусство – Богородская игрушка». Изготовление
поделки из картона «Кузнецы».
«Народное искусство – Богородская игрушка». Изготовление
поделки из картона «Кузнецы».
«Народное искусство – Богородская игрушка». Изготовление
поделки из картона «Клюющие курочки».
«Народное искусство – Богородская игрушка». Изготовление
поделки из картона «Клюющие курочки».
Беседа «Скульптура».

46/14
47/15
48/16
49/17
50/18
51/19
52/20

Животные в скульптуре. Лепка-домашние животные ( петух, кот,
собака).
Животные в скульптуре. Лепка-домашние сельскохозяйственные
животные (корова, овца, свинья).

Дата
янв.
янв.
янв.
янв.
янв.
янв.
янв.
февр.
февр.
февр.
февр.
февр.
февр.
февр.
февр.
март
март
март
март
март

Д/задание
00.00.00

57/5

«Календарно-тематическое планирование, ИЗО
Тема урока
IV четверть -16 час.
Животные в скульптуре. Лепка-лесные животные (заяц, белка,
тетерев).
Животные в скульптуре. Лепка-животные болот (бобр, утка,
лягушка).
Животные в скульптуре. Лепка-животные тропических лесов
жарких стран (крокодил, слон, обезьяна).
Животные в скульптуре. Лепка-животные тропических степей
жарких стран (тигр, лев, жираф).
Фигура человека. Лепка.

58/6

Фигура человека. Лепка.

59/7

Музеи России :Государственная Третьяковская галерея (Москва).

60/8

63/11

Рисование фрагмента репродукции картины «Грачи прилетели».
Алексей Кондратьевич Саврасов. Третьяковка.
Рисование фрагмента репродукции картины «Март». Исаак Ильич
Левитан. Третьяковка.
Рисование фрагмента репродукции картины «Сумерки. Стога».
Исаак Ильич Левитан. Третьяковка.
Рисование плакатов: «Сохраним природу».

64/12

Рисование плакатов: «Вредные привычки».

65/13

Рисование плакатов: «Миру-мир, «Нет войне!».

66/14

Рисование открыток «С Днем рождения!».

67/15

Рисование открыток «Поздравляю!».

май
май

68/16

Рисование открыток «С праздником!».

май

Урок
5 кл.
53/1
54/2
55/3
56/4

61/9
62/10

Дата
апр.
апр.
апр.
апр.
апр.
апр.
апр.
апр.
май
май
май
май
май

Д/задание
00.00.00

Планируемые результаты курса: «Рисование (изобразительное искусство)»

Предметные результаты
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-знать названия художественных -знать
названия
жанров
инструментов и приспособлений, изобразительного искусства;
их свойства, назначение, правила
обращения
и
санитарногигиенических требований при
работе с ними;
-знать
элементарные
правила -знать названий некоторых народных
композиции,
цветоведения, и национальных промыслов (Дымково,
передачи формы предмета;
Гжель, Хохлома и др.);
-знать некоторые выразительные
средства
изобразительного
искусства:
«точка»,
«линия»,
«штриховка»,
«пятно»;
пользование материалами для
рисования;

-знать
основных
особенностей
некоторых материалов, используемых
в рисовании, лепке и аппликации;

-уметь пользоваться материалами
для рисования, аппликации, лепки;

-знать и применять выразительные
средства изобразительного искусства:
«изобразительная
поверхность»,
«точка»,
«линия»,
«штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», объем…;
-знать
правила
цветоведения,
светотени, перспективы; построения
орнамента,
стилизации
формы
предмета и др.;

-знать
название
предметов,
подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;

-уметь организовывать рабочее
место в зависимости от характера
выполняемой работы;

-знать виды аппликации (предметная,
сюжетная, декоративная);

-следовать при выполнении работы
инструкциям учителя;

-знать
способы
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
-находить
необходимую
для
выполнения работы информацию в
материалах
учебника,
рабочей
тетради;

-владеть приемами некоторыми
приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и
аппликации
(вырезание
и
наклеивание);
-рисовать по образцу предметы
несложной формы и конструкции;
-применять приемы работы с
карандашом,
гуашью,
акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
-ориентироваться в пространстве
листа;
-размещать изображения одного
или
группы
предметов
в
соответствии
с
параметрами
изобразительной поверхности;
-адекватно
передавать
цвета
изображаемого
объекта,
определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета.

-следовать при выполнении работы
инструкциям
учителя
или
инструкциям,
представленным
в
других информационных источниках;
-оценивать результаты собственной
изобразительной
деятельности
и
одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
-использовать
разнообразные
технологические способы выполнения
аппликации;
-применять разные способы лепки;

-рисовать с натуры и по памяти после
предварительных
наблюдений,
передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта;

Личностные результаты:

- осознание себя как ученика,
формирование интереса (мотивации)
к обучению;

-сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом жизнеобеспечении;
-способность к осмыслению картины
мира, ее временно-пространственной
организации;
формирование
целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и
социальной частей;
-воспитание
эстетических
потребностей, ценностей и чувств;

-развитие
эстетических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам
других людей;
-формирование
установки
на
безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям.

-рисовать по воображению;
-различать и передавать в рисунке
эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье
и обществу;
-различать произведения живописи,
графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
-различать жанры изобразительного
искусства:
пейзаж,
портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
−
2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке
композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между
собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания
из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и
изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося
незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при
этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены
ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных
разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка;
понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не
выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.
Учебно-методическое обеспечение курса

Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII
вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: издательство ВЛАДОС,
2020. – Сб. 1.- 223 с. сборник I, стр 210-222
М.Ю. Рау Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / М.ю. рау, М. А. Зыкова. – 2-е изд., стер. –
М.: Просвещение, 2022. – 112 с. 6 ил.

Техническое обеспечение курса: выход в интернет, интерактивная доска, ноутбук.

ISBN 978-5906992-05-5
(cб.1)
ISBN978-5-09—
091936-4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».