4 класс Я познаю мир

Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Я познаю мир» составлена на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных учреждений
Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;

13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Учебный курс «Я познаю мир» относится к предметной области «Человек и
общество» и является частью учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений. Рабочая программа по учебному курсу «Я познаю мир» в
4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по учебному курсу «Я познаю мир» в 4 классе определяет
следующие цель и задачи.
Цель программы: формирование «личности безопасного типа», знающей
основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и
умеющей применять эти знания на практике.
Задачи:
- формирование и развитие умения самостоятельно ориентироваться в
разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции,
адекватно реагировать на слова и поступки других людей;
- формирование и развитие навыков общения и социальной активности в
различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими
окружающими людьми;
- коррекция нарушенных формы поведения;
- привитие таких качеств как: сочувствие, желание оказывать поддержку,
принимать помощь других;
- формирование представлений об опасностях, угрожающих человеку в
современной повседневной жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование ответственное отношение к личному здоровью как
индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и
государства.
Основная форма организации учебных занятий – урок.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2025 – 2026 учебном году в 4 «А» классе – 14 обучающихся. Это: Мурзин
Максим (интеллектуальные нарушения), Лахин Дмитрий (интеллектуальные
нарушения), Ульянов Михаил (интеллектуальные нарушения), Лысак Денис
(интеллектуальные нарушения), Борисова Светлана (интеллектуальные нарушения),
Смирнов
Руслан
(интеллектуальные
нарушения),
Халтурин
Всеволод
(интеллектуальные нарушения), Елисеев Рафаэль (интеллектуальные нарушения),
Чигрина Варвара (интеллектуальные нарушения), Лидовский Артем (интеллектуальные
нарушения, РАС), Заколодкина Ангелина (интеллектуальные нарушения), Городилов
Богдан (интеллектуальные нарушения), Чепчугов Андрей (ТМНР), Воробьева Арина
(ТМНР).
Общее количество обучающихся: 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков). Статус
«Ребенок-инвалид» имеют 8 обучающихся. Из многодетных семей – 5 обучающихся.

Дети, находящиеся под опекой – 1 обучающийся. Малообеспеченных семей нет. 1
семья, состоит на учете в ТКДН и ЗП. На индивидуальном обучении – 2 обучающихся.
11 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
2 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
1 ребенок обучается, согласно протоколам ПМПК, по АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.)
Обучаются в классе и посещают школу ежедневно – 12 человек.
По уровню сформированности учебных навыков и успеваемости по предметам
обучающихся можно разделить на 2 группы.
Обучающиеся 1 группы: Борисова С., Ульянов М., Смирнов Р., Елисеев Р.,
Заколодкина А. У данной группы детей сформированы основные учебные навыки
(отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке, понимают
поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога в начале выполнения задания. Обучающиеся усваивают
материал по основным предметам согласно программе. Могут самостоятельно писать,
читать. Могут выучить стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса.
Знают основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с
пластилином, цветной бумагой, картоном и ножницами. Вычислительные навыки
развиваются согласно программе.
Обучающиеся 2 группы: Лахин Д., Халтурин В., Лысак Д., Мурзин М., Чигрина
В., Городилов Б., Лидовский А. У данной группы детей сформированы основные
учебные навыки (отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке,
понимают поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога на протяжении всех этапов урока. Усваивают материал по
основным предметам согласно минимальному уровню программы. Требуется
непрерывное сопровождение на всех этапах урока, а также подбор индивидуальных
заданий по некоторым темам программы. Могут самостоятельно обводить по
карандашу и списывать текст с письменного и печатного образцов. Считают только с
помощью наглядности, очень медленно. Задачи самостоятельно не решают. Могут
выучить небольшое стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса. Знают
основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с пластилином,
цветной бумагой, картоном и ножницами.
На сегодняшний день проделана большая работа по сплочению классного
коллектива. Ярких конфликтных ситуаций в классе не наблюдалось. Обучающиеся
научились здороваться со взрослыми, выражать благодарность, оказывать помощь
одноклассникам, трудиться на благо класса. Дети очень любят дежурить в классе и
столовой.
12 обучающихся посещают группу продленного дня. Общаясь во внеурочное
время, они больше узнают друг о друге, об интересах друг друга. Дети с удовольствием
принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах.

Требования к уровню подготовки обучающихся, к результатам образования
на уровне личностных и предметных.
Личностные:
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально-значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
- знает о нравственных нормах поведения и соблюдает личную
неприкосновенность и достоинство других;
- знает о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих
достоинствах и недостатках;
- знает о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице,
на транспорте и др.;
- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с
людьми в разных жизненных ситуациях;
- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и
т.д.;
- знает об ответственности за свои поступки;
- знает и соблюдает правила комплексной безопасности в различных ситуациях и
ЧП;
- владеет навыками самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Достаточный уровень:

- знает о нравственных нормах поведения и соблюдает личную
неприкосновенность и достоинство других;
- знает о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих
достоинствах и недостатках;
- владеет навыками урегулирования конфликтных ситуаций;
- знает о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице,
на транспорте и др.;
- умеет анализировать поступки свои и других людей;
- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с
людьми в разных жизненных ситуациях;
- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и
т.д.;
- имеет адекватную самооценку;
- несет ответственность за свои поступки;
- - знает и соблюдает правила комплексной безопасности в различных ситуациях
и ЧП;
- владеет навыками самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Система оценки достижений
Оценка личностных и предметных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, представлена в следующих единицах:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться
только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и
особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На уроках «Я познаю мир» система оценивания является безотметочной, в тоже
время педагог-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения
обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Содержательный раздел
Педагогическая целесообразность программы «Я познаю мир» в сфере
социально-личностного развития школьников обусловлена необходимостью помочь
ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной
личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «я
хочу» и «я могу» как основы взаимодействия школьника с другими детьми, учителями,
родителями. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и
поступкам детей (позиция «мы вместе»), разработка занятий, развивающих потребность
в приобретении умений и навыков – это и многое другое учитывается в программе «Я
познаю мир».
В основу программы «Я познаю мир» положены следующие принципы:
- принцип целенаправленности педагогического процесса;
- принцип научности;
- принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип сознательности и активности в обучении;
- принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения;
- принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.
Программа курса предполагает обучение на двух основных уровнях: первый информативный, который заключается в изучении искусства общения, правил
безопасности жизнедеятельности; второй — поведенческий, позволяющий закрепить
социально одобряемые модели поведения.
Содержание курса «Я познаю мир» в 4 классе включает следующие разделы:
1. Искусство общения.
2. Познай себя.
3. Основы жизнеобеспечения.
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
1.
Искусство общения
2.
Познай себя
3.
Основы жизнеобеспечения
Итого:

Количество
часов
12
12
10
34

Контрольные
работы
-

Кол-во
часов

Учебно-тематическое планирование
Дифференциация видов деятельности

№

Тема предмета

Программное содержание

1

Всё начинается со слова
«Здравствуйте».

1

Дать понятие о форме вежливого
приветствия. Разобрать значение вежливых
слов и правильное употребление слов в
речи. Учить выразительно произносить
фразы,
несущие
различную
эмоциональную окраску. Разыгрывание
ролевой ситуации.

2

Как обратится с просьбой
к вам?

1

Обсуждение, как вежливо обращаться с Изучение презентации.
просьбой к собеседнику. Разыгрывание Работа с сюжетными
ролевой ситуации.
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

3

Слово
понимания
людьми.

мостик
между

1

Учить слушать собеседника. Дать понятие
о том, что слово человека могущественно,
словом можно развеселить, приободрить,
поддержать в трудную минуту, словом
можно пожалеть, обидеть, огорчить.

4

В магазин за покупками
(диалог
продавца
и
покупателя).

1

Моделирование ситуации «Покупатель - Изучение презентации.
продавец». Повторить и закрепить правила Работа с сюжетными
вежливого общения.
картинками.
Работа в тетрадях.

Минимальный уровень
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Достаточный уровень
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.

Иллюстрирование.
Практическая работа.

5

Мальчики и девочки.
Дружить или ссориться?

1

Дать понятие культуры общения между Изучение презентации.
девочками и мальчиками. Повторить Работа с сюжетными
правила социального поведения.
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

6

Когда без извинения не
обойтись?

1

Познакомить с правилами общения,
которые используются при извинении.
Учить, как находить выход из конфликтных
ситуаций, используя речевые формулы
извинения.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

7

Культурный человек: кто
он такой?

1

Дать определение понятию «Культурный
человек», проанализировать, как выглядит
культурный человек. Чтение и анализ
ситуаций.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

8

Как вести себя в гостях.

1

Продолжать
формировать
культуру
поведения в гостях. Повторить и закрепить
правила приема гостей. Учить вести себя
так, чтобы другим было приятно общаться.
Разыгрывание различных ситуаций.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

Практическая работа.

9

К нам гости пришли!

1

Повторить
и
закрепить
правила
культурного приема гостей. Учить детей
общаться между собой, развивать умение
поддержания беседы.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

10

Культура общения.

1

Повторить
правила
поведения
в
общественных местах, сформулировать
правила речевого поведения (где нельзя
громко разговаривать).

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

11

Язык, мимика и жесты.

1

Познакомить
с
невербальными
(несловесными)
средствами
общения
(мимикой, жестами, телодвижениями).
Упражнения в распознавании эмоций –
радости, грусти, страха. Повторить какие
жесты
не положены
в обществе
воспитанных людей.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

12

Да
здравствует
вежливость!

1

Проверить знания обучающихся о правилах Изучение презентации.
культурного поведения, общения.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

13

Путешествие в страну
чувств.

1

Познакомить обучающихся с понятием
«чувство». Что такое чувства? Какие
бывают чувства? Зачем они нужны
человеку? Все ли чувства надо испытывать
человеку? Как надо проявлять чувства?

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

14

Я и мое настроение.

1

Познакомить обучающихся с некоторыми
способами, как справиться с раздражением,
плохим настроением. Обсудить, когда
наши чувства, настроения помогают и
когда мешают нам. Учить выражать свои
чувства и умение управлять ими. Рисование
«Я – веселый, я – хмурый».

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

15

Жизнь дана на добрые
дела.

1

Продолжать формировать представление о
добре. Что значит добрый человек? Почему
люди бывают злыми? Объяснение смысла
пословиц о добре. Чтение и обсуждение
сказки «Бобовое зернышко».

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

16

Какими в жизни следует
быть?

1

Дать представление о плохих и хороших Изучение презентации.
поступках. Учить оценивать поступок с Работа с сюжетными
точки зрения соблюдения моральных норм. картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

17

Учитесь быть скромным.

1

Пояснить
понятия
«скромность»,
«хвастовство», «зазнайство». Почему люди
ценят скромные поступки? Чтение и анализ
художественных произведений.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

18

Быть честным – хорошо
или плохо?

1

Формировать
представление
у
обучающихся о честности, как о важном
человеческом качестве. Что значит быть
честным? Говорить правду это хорошо или
плохо? Почему люди обманывают? Чтение
и анализ художественных произведений и
пословиц.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

19

Учись смело говорить
правду.

1

Продолжать формировать у обучающихся
представление о правде и лжи. Показать
детям, что нужно всегда отвечать правдиво.
Умеете ли вы говорить правду? Анализ и
чтение художественных произведений и
пословиц.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

20

Что такое «щедрость.

1

Пояснить понятия (щедрость, жадность,
бережливость). Что значит быть щедрым?
Кого называют щедрым? Примеры
собственного щедрого поступка или
поступка сверстников. Чтение и анализ
художественных произведений и пословиц.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

21

Поговорим о воровстве.

1

Формировать представление у детей о том,
что брать чужие вещи - это плохо.
Обсудить, что необходимо сделать, чтобы
избежать воровства? Чтение и анализ
художественных произведений и пословиц.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

22

Вредные привычки.

1

Повторить и закрепить знания о том, какие
привычки
являются
вредными.
Разыгрывание ситуаций из жизни детей.
Обсудить, какое поведение считается
культурным, над какими вредными
привычками вы решили поработать, чтобы
избавиться от них?

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

23

Моя семья.

1

Воспитывать положительное отношение к
семье, формировать представление о
семейных
ценностях.
Разыгрывание
ролевой
ситуации.
Прочитать
и
проанализировать художественное слово.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

24

Мешок хороших качеств.

1

В процессе игры проверить умения детей Изучение презентации.
различать хорошие и плохие черты Работа с сюжетными
характера. Развивать ВПФ.
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

25

Что такое терроризм?

1

Объяснить сущность терроризма, его типы
и цели. Совершенствовать у школьников
знания о терроризме. Повторить правила
безопасности
в
ЧС.
Формировать
общественное сознание и гражданскую
позицию подрастающего поколения.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

26

Правила поведения при
террористических актах.

1

Изучить правила поведения при теракте,
что нужно делать, чтобы не стать жертвой
террора. Формировать ответственность за
свое здоровье.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

27

Опасный незнакомец.

1

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

28

Подозрительные
предметы.

1

Информировать об опасностях пребывания
на улице, исходящих от незнакомых людей
и о способах поведения в потенциально
опасных
ситуациях.
Формирование
убеждений в необходимости соблюдения
мер безопасности на при общении с
незнакомцами на улице. Формирование
навыка поведения с незнакомцами, если
они проявляют к ребенку интерес.
Разыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций.
Акцентировать внимание обучающихся на
необходимости проявления бдительности с
целью
профилактики
совершения
террористических актов. Способствовать
формированию серьезного отношения к

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

и

его

собственной жизни и к безопасности
других людей. Побуждать к соблюдению
необходимых правил безопасности дома,
на улице, на транспорте.
Расширить знания о терроризме и его
последствиях.
Повторить
правила
поведения
при
ЧС.
Содействовать
формированию чувства милосердия к
жертвам терактов (на примере Беслана).

Практическая работа.

29

Терроризм
последствия.

30

Причины пожаров.

1

Рассмотреть основные причины пожаров.
Повторить правила безопасного поведения
при пользовании электрическими и
газовыми приборами, средствами бытовой
химии. Конкурс рисунков «Причины
пожаров».

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

31

Правила поведения при
пожаре.

1

Повторить и закрепить правила поведения
в ситуации при пожаре, что нужно делать в
первую очередь, выучить номер телефона
пожарной части. Обучать навыками
осторожного
обращения
с
огнем.
Разыгрывание
ситуации
«Звонок
в
пожарную часть».

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

32

Азбука дорог.

1

Повторить и закрепить знания дорожных
знаков, их расшифровку. Повторить и
закрепить основные правила ПДД.
Настольные игры на движение.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

1

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

33

Мостовая – не для игры.

1

Объяснить опасность игр вблизи дороги.
Продолжать формировать ответственность
за свое поведение. Рассмотреть опасные
ситуации на дороге, причины дорожнотранспортных происшествий по вине
пешеходов и как этого избежать.
Разыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

34

Страна безопасности.

1

В процессе игры продиагностировать Изучение презентации.
умение детей действовать в чрезвычайных Работа с сюжетными
ситуациях.
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела).
2. Наборы предметных и сюжетных картинок по теме «Комплексная
безопасность».
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Дидактические игры.
5. Шаблоны, трафареты.
6. Конструктор.
7. Компьютер, колонки, принтер, ламинатор.
8. Правила безопасности и поведения для детей / М. Дружинина. – Москва : АСТ,
2022. – 45 с.
9. Комплект тематических наглядных материалов «Дорожные знаки».
10.Набор обучающих карточек «Дорожные знаки с картинками».
11. Методические рекомендации и видеоматериалы от Министерства
просвещения РФ, ГИБДД и МЧС по теме «Дорожная безопасность» https://sskoshi.uralschool.ru/?section_id=16
12. Методические рекомендации и видеоматериалы от Министерства
просвещения
РФ
и
МЧС
по
теме
«Пожарная
безопасность»
https://sskoshi.uralschool.ru/?section_id=100
13. Методические рекомендации и видеоматериалы от Министерства
просвещения РФ, ОВД и МЧС по теме «Профилактика экстремизма и терроризма» https://sskoshi.uralschool.ru/?section_id=385
14. Методические рекомендации и видеоматериалы от Министерства
просвещения РФ и МЧС по теме «Профилактика электротравматизма» https://sskoshi.uralschool.ru/?section_id=503
15. Методические рекомендации и видеоматериалы от Министерства
просвещения РФ и Роспотребнадзора по теме «Здоровый образ жизни и личная
гигиена» - https://sskoshi.uralschool.ru/?section_id=176
16. Мультфильм «Азбука безопасности» - https://rutube.ru/metainfo/tv/220211/
17. Фатихова Л. Ф. Нравственные представления детей с умственной отсталостью
// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции
«Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-predstavleniya-detey-s-umstvennoyotstalostyu
18. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006. 160
с.
19. Красный Ю. Е. Арт ‒ всегда терапия. Развитие детей со специальными
потребностями средствами искусств. М., 2019. 256 с.
20. Сухомлинский В. А. «Рассказы для детей» - https://nukadeti.ru/rasskazy/vasilijsukhomlinskij?ysclid=mei8g5lk26871562484
21. Поучительные рассказы для детей - https://nukadeti.ru/rasskazy/pouchitelnyerasskazy?ysclid=mei8ddg884469364875

Сведения об авторе
Дей Виктория Вячеславовна – учитель 1КК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».