4 класс Сенсорное развитие

Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Сенсорное развитие»
составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных учреждений
Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;

13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» относится к
коррекционно-развивающей области и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Сенсорное развитие» в 4
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи коррекционных занятий «Сенсорное развитие».
Цель обучения – применение разных форм взаимодействия с обучающимися,
направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование
навыков адекватного поведения.
Задачи коррекционных занятий:
−
формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению
познавательных действий и решению познавательных задач;
−
формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
−
коррекция познавательной деятельности;
−
раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений
обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
−
формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с
опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и
формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
−
развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
−
сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация
образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах
предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика,
изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
−
формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с
переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления;
−
развитие элементов воображения.
Основная форма организации учебных занятий – урок.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2025 – 2026 учебном году в 4 «А» классе – 14 обучающихся. Это: Мурзин
Максим (интеллектуальные нарушения), Лахин Дмитрий (интеллектуальные
нарушения), Ульянов Михаил (интеллектуальные нарушения), Лысак Денис
(интеллектуальные нарушения), Борисова Светлана (интеллектуальные нарушения),
Смирнов
Руслан
(интеллектуальные
нарушения),
Халтурин
Всеволод
(интеллектуальные нарушения), Елисеев Рафаэль (интеллектуальные нарушения),
Чигрина Варвара (интеллектуальные нарушения), Лидовский Артем (интеллектуальные
нарушения, РАС), Заколодкина Ангелина (интеллектуальные нарушения), Городилов

Богдан (интеллектуальные нарушения), Чепчугов Андрей (ТМНР), Воробьева Арина
(ТМНР).
Общее количество обучающихся: 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков). Статус
«Ребенок-инвалид» имеют 8 обучающихся. Из многодетных семей – 5 обучающихся.
Дети, находящиеся под опекой – 1 обучающийся. Малообеспеченных семей нет. 1
семья, состоит на учете в ТКДН и ЗП. На индивидуальном обучении – 2 обучающихся.
11 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
2 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
1 ребенок обучается, согласно протоколам ПМПК, по АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.)
Обучаются в классе и посещают школу ежедневно – 12 человек.
По уровню сформированности учебных навыков и успеваемости по предметам
обучающихся можно разделить на 2 группы.
Обучающиеся 1 группы: Борисова С., Ульянов М., Смирнов Р., Елисеев Р.,
Заколодкина А. У данной группы детей сформированы основные учебные навыки
(отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке, понимают
поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога в начале выполнения задания. Обучающиеся усваивают
материал по основным предметам согласно программе. Могут самостоятельно писать,
читать. Могут выучить стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса.
Знают основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с
пластилином, цветной бумагой, картоном и ножницами. Вычислительные навыки
развиваются согласно программе.
Обучающиеся 2 группы: Лахин Д., Халтурин В., Лысак Д., Мурзин М., Чигрина
В., Городилов Б., Лидовский А. У данной группы детей сформированы основные
учебные навыки (отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке,
понимают поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога на протяжении всех этапов урока. Усваивают материал по
основным предметам согласно минимальному уровню программы. Требуется
непрерывное сопровождение на всех этапах урока, а также подбор индивидуальных
заданий по некоторым темам программы. Могут самостоятельно обводить по
карандашу и списывать текст с письменного и печатного образцов. Считают только с
помощью наглядности, очень медленно. Задачи самостоятельно не решают. Могут
выучить небольшое стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса. Знают
основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с пластилином,
цветной бумагой, картоном и ножницами.
На сегодняшний день проделана большая работа по сплочению классного
коллектива. Ярких конфликтных ситуаций в классе не наблюдалось. Обучающиеся
научились здороваться со взрослыми, выражать благодарность, оказывать помощь
одноклассникам, трудиться на благо класса. Дети очень любят дежурить в классе и
столовой.

12 обучающихся посещают группу продленного дня. Общаясь во внеурочное
время, они больше узнают друг о друге, об интересах друг друга. Дети с удовольствием
принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся, к результатам образования
на уровне личностных и предметных.
Личностные:
активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений,
договоренностей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной
уровень обучения;
осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
−
различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью учителя;
−
составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков с
опорой на образец, используя помощь учителя;
−
использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
−
дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь учителя;
−
рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
−
пользоваться простой схемой-планом;
−
определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в
лепке и рисунке с помощью учителя;
−
определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях с
опорой на образец;
−
запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (2-3
повтора);
−
ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
−
осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитико-синтетической
деятельности с помощью вопросов учителя;
−
оперировать смыслом, пониманием переносного смысла, дифференцированности
−
и целенаправленности суждений с помощью учителя;
−
расчленять воображение предмета на составные части и воссоздавать сложные
формы из частей (5-6 частей).
Достаточный уровень:
−
самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические формы
(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция);
−
самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;
−
самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных
оттенков;
−
пользоваться сложной схемой-планом;
−
самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному описанию,
передавать ее в лепке и рисунке;

−
запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (1-2
повтора);
−
определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к
наглядно- образному мышлению самостоятельно;
−
самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл,
демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений;
−
самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений;
−
использовать наглядные модели и схемы на развитие элементов воображения.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
представлена в следующих единицах:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться
только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и
особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
система оценивания является безотметочной, в тоже время педагог-дефектолог
постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные
способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации
успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме
тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального
обследования.
Педагог-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется
протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и
познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию
психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А.
Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки.
Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени

успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации
отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых
ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения
более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения
методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Критерии оценки уровня развития:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график
динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить
динамику его познавательного развития.

Содержательный раздел
Коррекционные занятия «Сенсорное развитие» направлены на чувственное
познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное
познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность
и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности,
обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические
процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
осуществляются при использовании различных методов:
−
практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника
«арт-терапия», практические опыты;
−
наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами,
сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик,
полусфера);
−
словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
−
двигательные - используются для актуализации и закрепления любых
телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как
эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для
активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения
обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом,
математическими представлениями и другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
−
пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
−
дыхательная гимнастика;
−
зрительная гимнастика;
−
упражнения на развитие графомоторных навыков;
−
кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия
межполушарных связей.
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
1.
Обследование обучающихся
2.
Развитие внимания и памяти
3.
Сенсорное развитие
4.
Формирование мыслительной деятельности
5.
Развитие элементов воображения
6.
Обследование обучающихся
Итого:

Количество
часов
1
8
12
8
4
1
34

Контрольные
работы
1
1
2

Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятия

Колво
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование обучающихся- 1 час
1.

Обследование
обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий

1

Обследование обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий

Выполняют
дифференцированные
задания при оказании
непосредственной помощи
учителя

Выполняют большинство заданий
самостоятельно

Развитие внимания и памяти - 8 часов
2.

Совершенствование
умения сравнивать
сюжетные изображения,
выделяя в них сходные и
различные элементы и
детали

1

3.

Совершенствование
умения воссоздавать
целостное изображение
предмета, выбирая
недостающие части его
элементов, закрепление
умения дорисовывать
недостающие части
рисунка

1

Выполнение задания путем
сравнения сюжетных
изображений, выделяя в них
сходные и различные
элементы и детали.
Задания: «Найди сходства и
отличия», «Что перепутал
художник?», «Что
изменилось?»
Воспроизведение целостного
изображение предмета,
выбирая недостающие части
его элементов.
Выполнение заданий:
«Почини коврик», «Нарисуй
по точкам»

Выполняют задания путем
сравнения сюжетных
изображений, выделяя в них
сходные и различные
элементы и детали (4-5
элементов)

Выполняют задания путем сравнения
сюжетных изображений, выделяя в них
сходные и различные элементы и детали
(6-7 элементов)

Выполняют задание,
выбирают недостающие
части элементов, делают
выбор из 7 элементов.
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов.
Выполняют задания по
дорисовыванию
недостающих частей рисунка
при предъявлении образца

Выполняют задание, выбирают
недостающие части элементов, делают
выбор из 8-9 элементов.
Выполняют задания по дорисовыванию
недостающих частей рисунка
самостоятельно

4.

Формирование умения
работать с простой
схемой-планом, развитие
умения соотносить
реальное пространство с
планом

Совершенствование
умения находить
закономерности в
построении фраз, стихов,
текстов, предъявляемых
зрительно и на слух
6. Совершенствование умения
выстраивать смысловые
фразы из начальных букв
запоминаемой информации
путем формирования
концентрации внимания на
запоминаемом объекте
5.

1

Работа с простой схемойпланом.
Соотнесение реального
пространства с планом.
Задания: «Разведчик»,
«Автогонки»

Работают с простой схемойпланом.
Соотносят реальное
пространство с планом с
помощью учителя

Работают с простой схемой-планом.
Соотносят реальное пространство с
планом самостоятельно

1

Выделение закономерности
фраз, стихов, текстов.
(Игры: «Исключение
понятий», «Совместить
несовместимое»)

Выделяют определенным
действием закономерности
фраз, стихов, текстов (от 6-7
фраз)

Выделяют определенным действием
закономерности фраз, стихов, текстов
самостоятельно (предложение из 8 фраз)

1

Запоминание и построение
смысловых фраз из
начальных букв.
(Игра «Расскажи об одежде,
о птицах, о профессии»)

Выполняют задание по
памяти.
Запоминают и выстраивают
фразы по памяти (5-6 фраз),
помощь оказывается при
повторном предъявлении
образца.
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
Слушают рассказ.
Изображают на листе бумаги
события рассказа и героев с
помощью наводящих
вопросов учителя

Запоминают и выстраивают фразы по
памяти (7-8 фраз) самостоятельно

Слушают небольшие тексты.
Отвечают на вопросы
учителя.
Пересказывают текст после
повторения учителем
рассказа (2- 3 раза)

Слушают небольшие тексты.
Отвечают на вопросы учителя.
Пересказывают текст после повторения
учителем рассказа (1-2 раза)

7.

Совершенствование
умения изображать
события и героев из
рассказа на листе бумаги
после прослушанного
описания

1

Воспроизведение на листе
бумаги событий и героев из
рассказа по словесному
описанию.
Задание: нарисуй картину к
рассказу В. Сутеева «Три
котенка»

8.

Совершенствование
слуховой памяти,
запоминание небольших
текстов и их пересказ

1

Прослушивание небольших
текстов.
Ответы на вопросы учителя.
Пересказ текста.
Задание: «Перескажи рассказ
М. Пришвина «Еж»

Слушают рассказ.
Изображают на листе бумаги события
рассказа и героев по словесному
описанию учителя самостоятельно

9.

Совершенствование
умения составлять
подвижные рассказы с
опорой на тактильные
дощечки

1

Воспроизведение
подвижного рассказа на
основе тактильной памяти.
Составление рассказа о себе,
о семье

Воспроизводят рассказ с
опорой на тактильные
дощечки с помощью учителя

Воспроизводят рассказ с опорой на
тактильные дощечки самостоятельно

Сенсорное развитие - 12 часов
10.

Закрепление умений
дифференцировать
объемные формы в
процессе конструирования
по заранее составленному
образцу

1

11.

Закрепление умений
использовать
представления о величине
и форме предметов в
разных видах
деятельности – игре,
аппликации, лепке,
рисовании

1

12.

Совершенствование
умений воспроизводить
пространственные
отношения между
элементами при
конструировании по
образцу и словесной
инструкции (внизу,
вверху, слева, справа,
посередине)

1

Дифференцирование
объемных форм: кругов,
квадратов, прямоугольников,
овалов, треугольников,
ромбов, трапеций в процессе
конструирования по образцу.
Задания: «Постройка домика
для животных», «Городок
для кукол»
Выполнение различных
видов деятельности (игра,
лепка, рисование).
Аппликация «Кораблик»,
рисунок «Бабочка»

Соотносят объемные формы:
круг, квадрат,
прямоугольник, овал,
треугольник, ромб, трапеция
по показу учителя.
Выполняют конструирование
по образцу

Соотносят объемные формы: круг,
квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник, ромб, трапеция по образцу.
Выполняют конструирование
самостоятельно

Выполняют аппликацию и
рисунок из геометрических
фигур разной величины и
формы по образцу и с
помощью учителя

Выполняют аппликацию и рисунок из
геометрических фигур разной величины
и формы с помощью учителя

Воспроизведение
пространственных
отношений между
элементами при
конструировании по образцу
и словесной инструкции
(внизу, вверху, слева, справа,
посередине).
Задания: «Вверху-внизу»,
«Скульптор»

Конструируют по образцу и
словесной инструкции
(внизу, вверху, слева, справа,
посередине) по показу

Конструируют по образцу и словесной
инструкции (внизу, вверху, слева, справа,
посередине) самостоятельно

13.

Совершенствование
умения передавать цветом
свое эмоциональное
состояние в рисунках и
аппликациях

1

Соотнесение цвета со своим
настроением в рисунках и
аппликациях (радость –
цветы ко дню рождения;
радость – солнечный денек,
ранняя весна и т.д.)
Аппликация «Весенний
день», рисунок «Мое
настроение»

Выполняют аппликацию и
рисунок из основных цветов
в соответствии со своим
настроением с помощью
учителя

Выполняют аппликацию и рисунок из
основных цветов в соответствии со своим
настроением самостоятельно

14.

Совершенствование
умения
дифференцировать
понятия о цветовом
спектре «теплые»,
«холодные» цвета
Совершенствование
умения выполнять
задание на получение
«нейтральных цветов»
путем смешивания

1

Различение «теплых»,
«холодных» цветов
цветового спектра.
Дидактическая игра:
«Теплые и холодные цвета»

Выполняют задания на
определение цветов и их
оттенков по образцу или
показу учителя

Выполняют задания на определение
цветов и их оттенков самостоятельно

1

Получение «нейтральных
цветов» путем смешивания.
Выполнение рисунка
«Пасмурный день», «Утро»

Смешивают цвета с
помощью учителя.
Используют «нейтральные
цвета» в рисовании пейзажа
по образцу

Смешивают цвета с опорой на памятку.
Используют «нейтральные цвета» в
рисовании пейзажа самостоятельно

16.

Совершенствование
умения подбирать парные
предметы заданной
величины, формы и цвета
среди множества
однородных предметов

1

Выделяют парные предметы
заданной величины, формы и
цвета из множества
однородных предметов с
помощью учителя

Выделяют парные предметы заданной
величины, формы и цвета из множества
однородных предметов самостоятельно

17.

Совершенствование
умения запоминать
наборы слов и
словосочетаний из
предложенного текста

1

Дифференцировка парных
предметов заданной
величины, формы и цвета из
множества однородных
предметов.
Задание: «Домики и
флажки», «Сбор фруктов»,
«Геометрическое лото»
Запоминание наборов слов и
словосочетаний из
предложенного текста.
Рассказ В.Ю.Драгунского
«Заколдованная буква»

Слушают текст.
Запоминают и воспроизводят
наборы слов и
словосочетаний из
предложенного текста с
помощью учителя

Слушают текст.
Запоминают и воспроизводят наборы
слов и словосочетаний из предложенного
текста самостоятельно

15.

Совершенствование
умения называть и
группировать слова и
словосочетания по трем
заданным признакам
Совершенствование
умения группировать и
сортировать предметы по
их тактильным признакам
с учетом представлений о
свойствах и формах
предметов
Совершенствование
соотношения запахов и
вкусовых ощущений

1

21.

Формирование умения
понимать текст рецепта
для приготовления
простых блюд

1

22.

Совершенствование
умений находить
варианты использования
какого-либо предмета и
называние вариантов
применения

1

18.

19.

20.

1

1

Группировка слов по трем
Называют и группируют
заданным признакам.
слова и словосочетания по
Игра: «Вопрос-ответ»,
трем заданным признакам
«Противоположное
(6-7 слов или
значение»
словосочетаний)
Различение на ощупь
Распознают на ощупь
свойств предметов и
свойства предметов и
группирование их по
группируют их по
тактильным признакам
тактильным признакам с
(свойства и форма).
помощью учителя
Задания: «Золушка», «Кто
быстрее»
Соотношение запахов и
Связывают запахи и
вкусовых ощущений.
вкусовые ощущения с
Задания: «Вспомни, как они
помощью наводящих
пахнут?»,
вопросов учителя.
«Коробочки с запахами»,
Называют свои ощущения
«Фрукт или овощ?»,
«Съедобное-несъедобное?»,
«Что приготовил повар на
обед?»
Подбор продуктов из
Раскладывают продукты из
предложенных в
предложенных по тексту
соответствии с текстом
рецепта с помощью учителя
рецепта.
Рецепт: «Овощной салат»,
«Творог с ягодами», «Омлет»
Формирование мыслительной деятельности - 8 часов

Называют и группируют слова и
словосочетания по трем заданным
признакам
(8-9 слов или словосочетаний)

Нахождение вариантов
использования какого-либо
предмета.
Озвучивание возможных
вариантов использования
предмета.
Дидактическая игра «Как это
можно использовать?».

Находят варианты использования
предмета, опираясь на практический
опыт.
Называют варианты использования:
рисовать, писать, мешать, измерять,
конструировать, отмерять

Находят варианты
использования предмета,
опираясь на задания учителя.
Называют варианты
использования: рисовать,
писать, мешать

Распознают на ощупь свойства
предметов и группируют их по
тактильным признакам самостоятельно

Связывают запахи и вкусовые ощущения
самостоятельно.
Описывают свои ощущения

Находят продукты из предложенных по
тексту рецепта.
Придумывают свои рецепты из любимых
продуктов

23.

Совершенствование
умения распределять
сюжеты по смыслу

1

24.

Совершенствование
понимания внутренней
логики действий в
сюжете, в котором
предполагается
динамическое изменение
объектов

1

25.

Совершенствование
умения устанавливать
соотношение между
текстом и образом
(находить предмет по
описанию)

1

Учитель называет слово
«карандаш» - рисовать,
писать, использовать как
палочку, указку, градусник
для куклы, балку в
конструировании и т.д.
Расположение серии
сюжетных картинок по
смыслу, соотношению
понятий, образовывание
аналогий.
Ответы на вопросы.
Составление рассказа.
Дидактическая игра
«Соотношение понятий» четыре стадии развития
ветки – от голой зимой до
осыпанной ягодами
(плодами) осенью
Рассматривание картинок и
объяснение ситуации,
изображенной на них.
Решение проблемной
ситуации.
Ответы на вопросы.
Составление рассказа.
Задания: «В песочнице»,
«Помоги рыбакам!»

Соотнесение текста и образа
(нахождение предмета по
словесному описанию).
Ответы на вопросы.

Определяют порядок
размещения картинок по
смыслу.
Располагают картинки по
соотношению понятий
с помощью наводящих
вопросов учителя.
Отвечают на вопросы

Самостоятельно определяют порядок
размещения картинок по смыслу.
Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ

Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию (в
случае затруднения
понимания изображенной
ситуации учитель использует
прием припоминания:
«Вспомни, как это было...»).
Располагают картинки по
соотношению понятий
с помощью наводящих
вопросов учителя.
Отвечают на вопросы
Связывают понятия текста и
образа (в случае затруднения
понимания изображенной
ситуации, учитель
использует прием

Рассказывают, как решить проблемную
ситуацию.
Самостоятельно определяют порядок
размещения картинок по смыслу.
Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ

Рассматривают картинки и объясняют
ситуацию.
Объясняют свои действия.
Отвечают на вопросы.
Составляют распространенное
предложение по картинке

Составление предложений по
картинке.
Задания: « Чего не хватает?»,
«Что перепутал мастер?»
26.

Совершенствование
умений делать вывод и
обосновывать суждения,
анализировать сюжеты со
скрытым смыслом

1

Понимание закономерностей
между персонажами и
объектами.
Анализ сюжета со скрытым
смыслом.
Задания: «Помоги
Незнайке», «Бывает - не
бывает»

27.

Совершенствование
категориального
мышления,
развитие уровня
обобщения

1

Исключение предметов или
явлений (три изображения
относятся к одной категории,
четвертое, сохраняя внешнее
сходство с остальными или
входя в одну действенную
ситуацию, не относится к
этой категории).
Изменение позиции «лишней
картинки».
Использование
«провокаций» по стилю
изображения.
Задания: «На приеме у
доктора», «В зоопарке»

припоминания: «Вспомни,
как это было...»).
Отвечают на вопросы.
Составляют простое
предложение по картинке
Объясняют учителю, как они
поняли задание.
Рассказывают, как они
планируют выполнить
задание и отвечают на
вопрос: «Почему ты так
думаешь?».
Выполняют задания
поэтапно, комментируя свои
действия.
Повторяют выполнение
задания
Выполняют задания на
исключение предметов или
явлений с помощью
уточняющих вопросов
учителя

Устанавливают связи между
персонажами и объектами.
Рассуждают коллективно о ходе
выполнения задания.
Доказывают правильность суждений.
Делают вывод о результате выполнения
задания

Выполняют задания на исключение
предметов или явлений самостоятельно

28.

Формирование умения
действовать по плану

1

29.

Формирование умения
прогнозировать
последствия своей
деятельности

1

30.

Совершенствование
умения формировать
образ предмета из
составных частей,
воссоздавать сложные
формы из частей

1

Применение готового
образца плана.
Составление описательных
рассказов об объекте по
плану.
Составление собственных
планов действий.
Задание: «Позвони бабушке
в другой город»
Планирование своей
деятельности для получения
необходимого результата.
Проговаривание
последовательности своих
действий, используя речевые
формулы: «Сначала я…»,
«Затем я…», « Если…, то…»

Опираются на
предъявленный план
для регулирования своих
действий.
Составляют описательный
рассказ об объекте по плану
и с помощью учителя

Высказывают устно свои
пожелания.
Визуализируют их в виде
рисунка.
Составляют план под
руководством учителя.
Проговаривают
последовательность своих
действий, используя речевые
формулы: «Сначала я…»,
«Затем я…», « Если…, то…»
(в случае затруднения
переноса действий
обращаются за помощью к
учителю)
Развитие элементов воображения - 4 часа.

Используют план для регулирования
своих действий.
Составляют описательный рассказ об
объекте по плану.
Составляют собственный план действий

Ставят перед собой задачу.
Проговаривают последовательность
своих действий, используя речевые
формулы: «Сначала я…», «Затем я…», «
Если…, то…».
Составляют план своих действий.
Обсуждают его с одноклассниками

Создание объектов и
Синтезируют целые объекты из Синтезируют целые объекты из
объединение их
отдельных частей (5-6 частей)
отдельных частей (7-9 частей)
отдельных частей в целое.
Упражнение «Волшебные
кляксы»: на середину
листа бумаги выливают
немного чернил или
туши, лист складывают
пополам.
Затем лист
разворачивают.

Играющие по очереди
говорят, какие
предметные изображения
они видят в кляксе или
отдельных ее частях.
Выигрывает тот, кто
назовет больше всего
предметов
31.

Совершенствование
поиска аналогов – умения
отбирать заместителей
для обозначения
предметов или явлений

1

Подбор аналогов для
обозначения предметов
или явлений.
Задание: «Подбери
аналоги к слову
«вертолет» (птица,
бабочка, автобус, поезд,
парашют и т.д.)

Выбирают заместители из
предъявленных для
обозначения предметов или
явлений (2-3 аналога)

Находят заместители для обозначения
предметов или явлений (3-5 аналогов)

32.

Развитие творческого
воображения путем
использования знакомого
сказочного сюжета

1

Вспоминание известных
сказочных сюжетов.
Погружение в
воображаемую атмосферу
сюжета.
Дидактическая игра
«Если бы да кабы…».
Задание: «Если бы ты
встретил Красную
Шапочку, до того, как она
вошла в лес, от чего бы
ты ее предостерег?»

Пересказывают любимую
сказку.
Выявляют с помощью учителя
проблему героев.
Составляют план оказания
помощи сказочным
персонажам.
Приходят совместно к решению
проблемы

Пересказывают сюжет сказки.
Самостоятельно выявляют проблему
героев.
Добавляют еще одного героя (себя).
Разрабатывают стратегию преодоления
проблемы.
Обсуждают с одноклассниками

33.

Развитие воображения
путем генерирования
новых идей

1

Комбинирование
Выбирают любимый цвет.
известных впечатлений.
Объясняют свой выбор.
Объединение
Выбирают нелюбимый цвет.
предыдущих действий.
Объясняют свой выбор.
Дидактические игры:
Создают совместно с учителем
«Настроение и цвет»,
цветочную поляну настроения
«Пантомима для
сообразительных»,
«Прямоугольное
королевство»
Обследование сенсорного развития - 1 час

Читают вслух несколько известных
стихотворений.
Один обучающийся «рассказывает»
стихотворения посредством активной
мимики и движений.
Другие угадывают, о каком
стихотворении идет речь.
Конструируют город и жителей из
геометрических фигур

34.

Обследование сенсорного
развития

1

Выполнение заданий на
определение уровня
сенсорного развития

Выбирают действие, изображенное на
картинке, из ряда предложенных.
Находят в окружающей среде предметы
заданного цвета.
Различают слова и словосочетания с
заданным звуком.
Выделяют и различают
последовательность звуков в слове
самостоятельно.
Выполняют описание предметов,
воспринятых тактильно.
Определяют вкусовые характеристики
предмета.
Выполняют задания по различению на
ощупь предметов с разными свойствами
самостоятельно

Выбирают действие,
изображенное на картинке, из
ряда предложенных по
инструкции педагога.
Находят в окружающей среде
предметы заданного цвета: по
образцу, по словесной
инструкции.
Различают слова с заданным
звуком по инструкции педагога.
Выделяют и различают
последовательность звуков в
слове.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно, по инструкции
педагога.
Определяют вкусовые
характеристики предмета с
помощью педагога.
Выполняют задания по
различению на ощупь
предметов с разными
свойствами с помощью
педагога

Организационный раздел
Контрольно-измерительные материалы
На коррекционных занятиях «Сенсорное развитие» система оценивания является
безотметочной, в тоже время педагог-дефектолог постоянно отслеживает и
контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и
формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности
обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме
тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального
обследования.
Педагог-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется
протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и
познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию
психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А.
Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки.
Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени
успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации
отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых
ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения
более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения
методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Критерии оценки уровня развития:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график
динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить
динамику его познавательного развития.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
1.
Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела).
2. Наборы предметных и сюжетных картинок.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Дидактические игры.
5. Шаблоны, трафареты.
6. Конструктор.
7. Компьютер, колонки, принтер, ламинатор.
8. Боровик О. В. Развитие воображения: метод. Рекомендации. М., 2000. 112 с.
9. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006. 160
с.
10. Красный Ю. Е. Арт ‒ всегда терапия. Развитие детей со специальными
потребностями средствами искусств. М., 2019. 256 с.
11. Родионова Г. С. Развитие воображения у старших школьников с общим
недоразвитием речи в процессе работы со сказкой: автореф. дис. … канд. психол. наук.
Нижний Новгород, 2012. 25 с.
12. Шаповалова О. Е. Применение экспериментальных методик, построенных на
основе рисования, в процессе психологического изучения школьников с нарушением
интеллекта // Вестник Приамурского государственного университета им. ШоломАлейхема. 2015. № 1. С. 120-129.
13. Шилова Е. А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной
недостаточность в процессе деятельности (на примере 86 уроков изобразительного
искусства): учеб. Пособие. Саранск., 1997. 55 с.
14. Юдина В. А. Особенности продуцирования сказочных импровизаций
младшими школьниками с психическим недоразвитием // Образование и наука. 2010.
№3. С. 85-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-produtsirovaniyaskazochnyh-improvizatsiy-mladshimi-shkolnikami-s-psihicheskim-nedorazvitiem
(дата
обращения: 09.04.2023).
15. Психолого-педагогическая диагностика развития раннего и дошкольного
возраста : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования
детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А.
Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.
16. Озерецкий Н.И. Подготовка к школе: пробы Озерецкого.
17. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Издво УРАО.
18. Диагностика мелкой моторики и графомоторных навыков (Н.И. Озерецкий,
М.О. Гуревич).
19. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия
20. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности
ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М. М. Семаго и Н.Я. Семаго, 2005
г.
21.
Сутеев
В.
Г.
«Три
котенка»
https://nukadeti.ru/skazki/suteev_tri_kotjonka?ysclid=meqso48vw4381669684

22.
Пришвин
М.
М.
«Ёж»
https://nukadeti.ru/skazki/prishvinjozh?ysclid=meqsphe6mx166183651
23.
Драгунский
В.
Ю.
«Заколдованная
буква»
https://nukadeti.ru/skazki/zakoldovannaya_bukva?ysclid=meqsqjlz30668257883

Сведения об авторе
Дей Виктория Вячеславовна – учитель 1КК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».