4 класс Рисование

Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное
искусство)» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных учреждений
Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;

13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к
предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в
4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной
культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве а также
формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета
предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
− формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
Расширение художественно-эстетического кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных
техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке,
аппликации)
− обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и
др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной
деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное
искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи:
− развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной среде и
формирование у детей умений фиксировать у детей умений фиксировать

полученные при наблюдении впечатления цветными ахроматическими
художественными материалами;
− формирование умений анализировать форму и строение (конструкционные
особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно и различать пропорции,
рассматривать объект аналитически, выделяя его части, и изображать его правдиво;
− обучение некоторым правилам работы над композицией в практической
деятельности;
− обучение восприятию некоторых произведений изобразительного искусства,
сопутствующих теме определенного занятия, и произведений декоративноприкладного искусства, являющихся темой занятия.
Основная форма организации учебных занятий – урок.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2025 – 2026 учебном году в 4 «А» классе – 14 обучающихся. Это: Мурзин
Максим (интеллектуальные нарушения), Лахин Дмитрий (интеллектуальные
нарушения), Ульянов Михаил (интеллектуальные нарушения), Лысак Денис
(интеллектуальные нарушения), Борисова Светлана (интеллектуальные нарушения),
Смирнов
Руслан
(интеллектуальные
нарушения),
Халтурин
Всеволод
(интеллектуальные нарушения), Елисеев Рафаэль (интеллектуальные нарушения),
Чигрина Варвара (интеллектуальные нарушения), Лидовский Артем (интеллектуальные
нарушения, РАС), Заколодкина Ангелина (интеллектуальные нарушения), Городилов
Богдан (интеллектуальные нарушения), Чепчугов Андрей (ТМНР), Воробьева Арина
(ТМНР).
Общее количество обучающихся: 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков). Статус
«Ребенок-инвалид» имеют 8 обучающихся. Из многодетных семей – 5 обучающихся.
Дети, находящиеся под опекой – 1 обучающийся. Малообеспеченных семей нет. 1
семья, состоит на учете в ТКДН и ЗП. На индивидуальном обучении – 2 обучающихся.
11 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
2 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
1 ребенок обучается, согласно протоколам ПМПК, по АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.)
Обучаются в классе и посещают школу ежедневно – 12 человек.
По уровню сформированности учебных навыков и успеваемости по предметам
обучающихся можно разделить на 2 группы.
Обучающиеся 1 группы: Борисова С., Ульянов М., Смирнов Р., Елисеев Р.,
Заколодкина А. У данной группы детей сформированы основные учебные навыки
(отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке, понимают
поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога в начале выполнения задания. Обучающиеся усваивают
материал по основным предметам согласно программе. Могут самостоятельно писать,
читать. Могут выучить стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса.

Знают основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с
пластилином, цветной бумагой, картоном и ножницами. Вычислительные навыки
развиваются согласно программе.
Обучающиеся 2 группы: Лахин Д., Халтурин В., Лысак Д., Мурзин М., Чигрина
В., Городилов Б., Лидовский А. У данной группы детей сформированы основные
учебные навыки (отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке,
понимают поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога на протяжении всех этапов урока. Усваивают материал по
основным предметам согласно минимальному уровню программы. Требуется
непрерывное сопровождение на всех этапах урока, а также подбор индивидуальных
заданий по некоторым темам программы. Могут самостоятельно обводить по
карандашу и списывать текст с письменного и печатного образцов. Считают только с
помощью наглядности, очень медленно. Задачи самостоятельно не решают. Могут
выучить небольшое стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса. Знают
основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с пластилином,
цветной бумагой, картоном и ножницами.
На сегодняшний день проделана большая работа по сплочению классного
коллектива. Ярких конфликтных ситуаций в классе не наблюдалось. Обучающиеся
научились здороваться со взрослыми, выражать благодарность, оказывать помощь
одноклассникам, трудиться на благо класса. Дети очень любят дежурить в классе и
столовой.
12 обучающихся посещают группу продленного дня. Общаясь во внеурочное
время, они больше узнают друг о друге, об интересах друг друга. Дети с удовольствием
принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся, к результатам образования
на уровне личностных и предметных.
Личностные:
− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
− воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социальных
мотивов учебной деятельности;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;
− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
− овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств
назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;

− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка»,
«линия», «штриховка», «пятно»;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
− владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание)
и аппликации (вырезание и наклеивание);
− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
− знать и применять выразительные средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно»,
«цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все
признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, семье и обществу;
− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
представлена в следующих единицах:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой,
все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом
использованы интегрированные знания из различных разделов для решения
поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у
обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в
передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки
учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный;
допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет
знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом
применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка,
но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.

Содержательный раздел
На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у
обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению
наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных способов
воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры.
В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы
мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства, важность и
особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти.
Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства
направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества,
обусловленному потребностью украшать свою жизнь необычными предметами,
создаваемые руками мастеров.
Содержание разделов
№
п/п
1.
2.

Количество
часов
«Обучение композиционной деятельности» 11
«Развитие
у
обучающихся
умений 9
воспринимать и изображать
форму
предметов, пропорции и конструкцию»
3.
«Обучение
восприятию
произведений 4
искусства»
4.
«Развитие у обучающихся восприятия цвета, 10
предметов
и
формирование
умений
передавать его в живописи»
34
Итого:
Название раздела

Контрольные
работы
-

-

-

Кол-во
часов

Учебно-тематическое планирование
Программное
содержание

1.

«Дети собирают
грибы».
Аппликация

1

2.

Рисование
симметричных
форм

1

Повторение выполнения
аппликации способом
обрывания.
Закрепление технических
навыков и приемов
обрывной аппликации.
Закрепление знаний о дарах
природы, о съедобных и
несъедобных грибах, о
местах, где они растут.
Закрепление обобщающего
понятия «съедобные грибы».
Повторение понятия
симметрия.
Выполнение упражнений в
дорисовывании картинок
справа и слева.

3.

«Листья осенью».
Рисование

1

№

Тема
предмета

Рассматривание картин
художников (Леонардо да
Винчи. «Дубовая ветвь с
желудями», Ф. Толстой.
«Ягоды красной и белой
смородины»).
Рассматривание, изучение
цвета, формы.
Рисование и раскрашивание
в технике акварели посырому.

Дифференциация видов
деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Повторяют выполнение
аппликации способом
обрывания.
Развивают технические
навыки и приемы обрывной
аппликации.
Получают опыт эстетических
впечатлений от красоты
природы.
Умеют различать грибы,
разные по цвету и форме.

Развивают декоративное чувство при
выборе цвета, при совмещении
материалов и заполнении формы
(прямоугольного листа бумаги).
Понимают роль цвета в создании
аппликации.
Работу выполняют самостоятельно по
образцу.

Ориентируются на листе под
контролем учителя.
Стараются соблюдать
пропорции.
Подбирают цвета под
контролем учителя.
Выполняют работу, используя
трафареты.
Рассматривают картины.
Повторяют технику работы с
акварелью под контролем
учителя.
Ориентируются на плоскости
листа под контролем учителя.
Изображают дубовую ветку с
желудями, листья, глядя на
предложенный учителем
образец.

Ориентируются в плоскости листа.
Соблюдают пропорции.
Подбирают цвета по образцу.
Самостоятельно составляют узор.

Отвечают на вопросы по картине.
Овладевают живописными навыками
работы акварелью по-сырому.
Ориентируются на плоскости листа.
Используют выразительные средства
живописи для создания образа осенних
листьев и ветки.

4.

Аппликация
«Листья березы»

1

5.

Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка.
Рисование.
Украшение сосудов
орнаментом
(узором)

1

6.

Сосуды: ваза,
кувшин, тарелка.
Рисование.
Украшение сосудов
орнаментом
(узором)
Что изображают
художники?
Как они
изображают?
Что они видят, чем
любуются?
Беседа о
художниках и их
картинах

1

7.

1

Рассматривание березы,
освещенной солнцем.
Изучение листья березы.
Повторение цветов - темнозеленый, светло-зеленый.
Теплые цвета.
Холодные цвета.

Уясняют такие понятия, как
свет, тень, контраст.
Определяют местоположение
главного предмета (группы
предметов) в композиции.
Изображают березу, листья на
ней способом аппликации, с
дорисовыванием.
Повторение понятий
Усваивают понятия: сосуд,
«сосуд», «силуэт». Примеры силуэт, узор орнамент.
сосудов - вазы, чаши, блюда, Работают по трафаретам, под
бокалы, тарелки и т. д.
контролем учителя.
Украшение силуэтов разных Закрепляют навыки работы с
предметов орнаментом
акварелью.
(узором).
Выбирают предметы
Выбор предмета для
украшения под контролем
украшения.
учителя.

Анализируют форму, тональные
отношения, сравнивать рисунок с
натурой.
Выполняют рисунок, аппликацию от
общего к частному и от частностей снова
к общему.
Применяют выразительные графические
средства и средства аппликации в работе.
Различают: сосуд, силуэт, узор орнамент.
Работают живописными навыками с
акварелью.
Овладевают навыками сравнения, учатся
сравнивать свою работу с оригиналом
(образцом),
Работу выполняют самостоятельно.

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Изучение жанра
изобразительного искусства
– пейзаж.
Рассматривание картины
знаменитых художников И.
Шишкина, В. Сурикова, К.
Моне.

Рассматривают и сравнивают картины
разных художников, разных жанров,
рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает
цветом (радостное, праздничное,
грустное, таинственное, нежное и т. д.)
Усваивают понятия «пейзаж».

Рассматривают картину.
Усваивают понятия «рисовать
с натуры», «рисовать по
памяти».
Изучают понятие пейзаж.
Отличают пейзаж от других
жанров под контролем
учителя.

8.

Знакомство с
пейзажем.
Рисование картины

1

9.

Знакомство с
пейзажем.
Рисование картины

1

10.

Что изображают
художники?
Как они
изображают?
Что они видят, чем
любуются?
Беседа о
художниках и их
картинах

1

11.

Рисование
постановочного
натюрморта

1

Рассматривание картин
художников пейзажистов.
(А. Саврасов. «Проселок», К.
Шебеко. «Осенний хоровод»,
И. Левитан. «Озеро. Русь»).
Усвоение понятий «далекоблизко», «даль»,
«меньше размер», «больше
размер».

Рассматривают картины
художников-пейзажистов.
Усваивают понятия «далеко»,
«близко».
Учатся строить рисунок с
учетом планов (дальний,
передний).
Работают под контролем
учителя.

Знакомятся с понятием «перспектива»,
усвоить. Выделяют этапы работы в
соответствии с поставленной целью.
Повторяют и затем варьировать систему
несложных действий с художественными
материалами, выражая собственный
замысел. Развивают навыки работы
карандашом и акварелью.

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Изучение жанра
изобразительного искусства натюрморт
Рассматривание картины
знаменитых художников
И.Хруцкого «Натюрморт»,
Ф.Снейдерс «Фрукты в чаше
на красной скатерти»,
И.Машков «Снедь
московская. Хлебы»
Рассматривание
постановочного натюрморта,
Поэтапное выполнение
работы.
Компоновка.

Рассматривают картину.
Понимают, что картина — это
особый мир, созданный
художником, наполненный его
мыслями, чувствами и
переживаниями.
Усваивают понятия «рисовать
с натуры», «рисовать по
памяти».
Различают жанр натюрморт
под контролем учителя

Рассматривают и сравнивают картины
разных художников, разных жанров,
рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает
цветом (радостное, праздничное,
грустное, таинственное, нежное и т. д.)
Усваивают понятие «натюрморт»

Рассматривают натюрморт.
Ориентируются в плоскости
листа под контролем учителя.
Работают по шаблону.

Рассматривают натюрморт, отвечают на
вопросы
Правильно располагают натюрморт в
плоскости листа.
Самостоятельно подбирают цвета.

12.

Рисование
постановочного
натюрморта

1

13.

Что изображают
художники?
Как художник
работает над
портретом
человека?
Беседа о
художниках и их
картинах

1

14.

Автопортрет
Лепка.

1

15.

Автопортрет
Лепка

1

Прорисовывание по точкам.
Форма предмета.
Детали.
Уточнение.
Раскрашивание фона.
Раскрашивание предметов
Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Изучение жанра
изобразительного искусства портрет.
Рассматривание картины
знаменитых художников О.
Кипренский « Портрет А.
Пушкина», В. Серова
«Портрет балерины Т.
Карсавиной», П.
Заболотского «Портрет поэта
М . Лермонтова».
Изучение разнообразных
комплексных объемов.
Пластика.
Форма.
Преимущества
пластилинографии перед
лепкой объемных фигур.
Изображение, полученное в
технике пластилинографии

Подбирают цвета под
контролем учителя.
Работают в совместной
деятельности с учителем.

Работу выполняют самостоятельно.

Рассматривают картину.
Понимают, что картина — это
особый мир, созданный
художником, наполненный его
мыслями, чувствами и
переживаниями.
Усваивают понятия «рисовать
с натуры», «рисовать по
памяти».
Различают жанр портрет под
контролем учителя.

Рассматривают и сравнивают картины
разных художников, разных жанров,
рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает
цветом (радостное, праздничное,
грустное, таинственное, нежное и т. д.)
Усваивают понятие «портрет».

Приемы лепки выполняют под
контролем учителя.
Лепят портрет под контролем
учителя.
Используют выразительные
средства живописи и
возможности пластинографии
для создания портрета.

Закрепляют навыки работы от общего к
частному.
Усваивают такие понятия, как контур,
контраст, изображение, портрет.
Анализируют форму частей, соблюдают
пропорции.
Работу выполняют самостоятельно.

16.

Автопортрет.
Рисование

1

17.

Автопортрет.
Рисование

1

18.

Рисование
новогодней
открытки
Рисование
новогодней
открытки

1

Художники о тех,
кто защищает
Родину.
Щит и меч

1

19.

20.

1

Последовательность
рисования лица человека.
Овал лица.
Форма глаз, бровей.
Цвет лица, бровей, ресниц,
волос.
Развитие художественных
навыков при создании образа
на основе знаний простых
форм
Создание поздравительной
открытки.
Тема Нового года.
Образ Деда мороза,
Снегурочки

Понимают, что такое
автопортрет.
Работают по шаблону.
Размечают части лица под
контролем учителя.
Изображают живописными
средствами автопортрет под
контролем учителя.

Работают графическими материалами с
помощью линий разной толщины.
Выполняют творческое задание согласно
условиям. Создают композицию рисунка
самостоятельно.
Подбирают необходимые цвета для
выполнения работы.

Понимают роль художника в
создании поздравительной
открытки.
Создают открытку к
определенному событию.
Приобретают навыки
выполнения лаконичного
выразительного изображения
определенной (новогодней)
тематики.

Объясняют роль художника в создании
поздравительной открытки.
Создают средствами живописи
эмоционально-выразительный образ
новогоднего праздника. Передают с
помощью рисунка и цвета характер
персонажей — Деда Мороза и
Снегурочки.
Выполняют эскизы поздравительной
открытки на заданную тему.

Изучение героевзащитников. Богатыри.
Рассматривание картин
художников — В. Васнецова
«Богатыри», М. Врубеля
«Богатырь», П. Корина
«Александр Невский».
Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Выражение в картинах
любви к Родине, стремления
защитить, сберечь Родину, ее
богатства.

Понимают, что картина — это
особый мир, созданный
художником наполненный его
мыслями, чувствами и
переживаниями.
Рассуждают о творческой
работе зрителя, о своем опыте
восприятия произведений
изобразительного искусства,
рассказывающих о любви к
Родине.

Рассматривают и сравнивают картины
разных художников, рассказывают о
настроении и разных состояниях,
которые художник передает цветом
(радостное, праздничное,
патриотическое, грустное, таинственное,
нежное и т. д.).
Усваивают понятие «герой-защитник».
Называют имена знаменитых
художников, изображающих героев,
богатырей, защитников.

21.

Нарисуй шлем, щит,
копье.
Или самого
богатыря.

1

22.

Доброе и злое в
сказках.
Показ в рисунках

1

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Картины создаваемые
художниками.
Рассматривание картины
известных художников П.
Корина «Александр
Невский», И. Билибина
«Тридцать три богатыря».
Продолжение знакомства с
понятиями «форма»,
«простая форма».
Сказочный мир, знакомство.
Герои сказок.
Изучение добрых и злых
сказочных героев.
Рисование доброго и злого
героя.

Рассматривают картины.
Учатся мастерству рисования,
глядя на картины известных
художников.
Продолжают знакомиться с
понятием «форма».
Работают под контролем
учителя.

Анализируют форму предмета.
Развивают наблюдательность при
восприятии сложной формы.
Выполняют работу поэтапно.
Овладевают навыками изображения
фигуры человека.
Выполняют творческое задание согласно
условиям. Подбирают необходимые
цвета для выполнения работы.

Рассматривают картины
Уясняют понятия «злой»,
«добрый».
Создают графическими
средствами эмоциональновыразительный образ
сказочного героя (доброго,
злого).
Работают по шаблонам.

Отвечают на вопросы по картинам.
Понимают условность и субъективность
художественного образа. Закрепляют
навыки работы от общего к частному.
Работу выполняют самостоятельно.

23.

Беседа о
художниках и их
картинах.
Художники,
которые рисуют
море

1

24.

Рисование «Море»

1

Знакомство со знаменитым
русским художником И.
Айвазовский.
Картина «Девятый вал».
Рассматривание.
Рассуждение.
Знакомство с художниками
и их картинами (К. Моне
«Морской пейзаж», В. Ван
Гог «Море в Сент-Мари», И.
Левитан «Берег
Средиземного моря»).
Изображение моря в
картинах художников
сказочников.
Рисование акварелью в
технике «по-сырому».
Передача формы, цветов,
тональности.
Выполнение рисунка моря

Рассматривают картины.
Понимают, что картина особый мир, созданный
художником, наполненный его
мыслями, чувствами и
переживаниями.
Работают под контролем
учителя.

Рассматривают и сравнивают картины
разных художников-маринистов,
рассказывают о настроении и разных
состояниях морского пейзажа, которые
передают в своих работах художники.
Усваивают понятия «морской пейзаж»,
«волна», «буря».

Знакомятся с нетрадиционной
изобразительной техникой —
акварелью по сырому слою
бумаги.
Учатся рисовать море, волны,
передавать форму, цвет,
тональность.
Выполняют рисунок моря,
когда на нем поднимаются
высокие волны в технике
акварелью по-сырому.

Представляют рисунок и близкий для его
настроения колорит.
Определяют, какие цвета (темные и
светлые, теплые и холодные,
контрастные и сближенные) подойдут
для передачи морского пейзажа.
Обсуждают творческие работы
одноклассников и дают оценку
результатам своей и их творческохудожественной деятельности.

25.

Школьные
соревнования в
беге.
Лепка

1

26.

Беседа.
Народное
искусство.
Гжель
Беседа.
Народное
искусство.
Гжель

1

Украшать
изображение
росписью.
Роспись вазы

1

27.

28.

1

Рассматривание вазы из
раскопок Древней Греции.
Изображение художником
бегущих спортсменов.
Соревнование.
Руки.
Ноги.
Наклон фигуры.
Бег.
Лепка бегущих фигурок из
пластилина
(пластилинография) с учетом
просмотренного материала.
Беседа о Гжели.
Знакомство с традиционной
роспись — выполненные от
руки растительные и
геометрические орнаменты.
Ознакомление с
разнообразием русских
народных промыслов, с
народным искусством Гжель.
Обучение узнавать изделия с
гжельской росписью.
Продолжение знакомства с
разнообразием русских
народных промыслов,
обучение узнаванию

Рассматривают картины.
Объясняют, в чем разница
понятий «человек стоит»,
«человек бежит».
Называют разные части тела
человека.
Работают под контролем
учителя.

Развивают навыки работы в технике
лепки и рисунка. Используют
выразительные средства живописи и
возможности лепки для создания
картинки, изображающей
соревнующихся детей. Анализируют
форму частей, соблюдать пропорции.

Знакомятся с разнообразием
русских народных промыслов.
Учатся различать изделия,
знать характерные
особенности Гжели.
Знакомятся с искусством
гжельских мастеров.

Рассказывают о мастера Гжели.
Уясняют, какие три цвета используют в
гжельской росписи.
Понимают, что такое растительный и
геометрический орнаменты.

Закрепляют приемы
рисования концом кисти, всем
ворсом, примакиванием.

Рисуют простейшие цветы из капелек,
выделяя середину цветком.
Закрепляют приемы рисования концом
кисти, всем ворсом, примакиванием.

29.

Украшать
изображение
росписью.
Роспись вазы

1

30.

Беседа улицы
города.
Люди на улице
города

1

31.

Беседа улицы
города.
Люди на улице
города

1

32.

Беседа.
Цвета, краски лета.
Цветы лета

1

различных изделий,
характерных для того или
иного народного искусства.
Использование
художественных средств
выразительности.
Знакомство с искусством
гжельских мастеров.
Обучение расписыванию
чашки, блюдца, выделение
каймы.
Обучение рисованию
простейших цветов из
капелек, выделение
середины цветком.
Закрепление приемов
рисования концом кисти,
всем ворсом, примакивание.
Составление рассказов по
картинам
художников (П.
Кончаловский. «СанДжиминисано», «Крым.
Алупка»; Т. Насипова.
«Станция метро «Сокол», Ю.
Пименов. «Новая Москва»).
Обучение составлению
описательного рассказа.
Использование точных слов
для обозначения предметов.
Закрепление знаний о
правилах движения и
поведения пешеходов на
улице.
Разговор о лете.
Рассматривание картин
художников (И. Шишкин.

Расписывают чашки блюдца,
выделять кайму с помощью
учителя
Работают по шаблону.
Работу выполняют под
контролем учителя.

Работу выполняют самостоятельно.

Рассматривают картины
художников, изображающих
улицы города.
Развивают навыки
составления описательного
рассказа по картинке.
Работают по шаблону.
Работу выполняют под
контролем учителя.

Используют точные слова для
обозначения предметов.
Закрепляют знания о правилах поведения
пешеходов на улице.
Работают по иллюстрациям картин
известных художников.
Различают изображение фигуры
взрослого человека в движении,
пропорции взрослого и ребенка.

Рассматривают картину.
Называют цветы, растущие
летом.

Называют признаки летнего времени
года.

33.

Беседа.
Цвета, краски лета.
Цветы лета.
Рисование картины
о лете

1

33.

Рисование венка из
цветов и колосьев
Рисование венка из
цветов и колосьев

1

34.

1

«Рожь», Г. Мясоедов.
«Дорога во ржи», К.
Маковский. «Девушка в
венке», А. Шилов. «Портрет
Оленьки»).
Развитие познавательной
активности. Формирование
позитивного взгляда на мир.
Воспитание эмоциональной
отзывчивости к красоте
природы.
Формирование бережного
отношения к природе.
Рисование венка из полевых
цветов и колосьев.
Деление окружности на
равные промежутки.
Дорисовывание лепестков.
Заполнение оставшихся
промежутков. Уточнение
деталей.
Прорисовка

Умеют описывать летнюю
пору, красоту природы,
многообразие животного и
растительного мира.
Составляют рассказ по
наводящим вопросам
Подбирают краски лета под
контролем учителя.

Развивают память, мышление,
способность правильно и грамотно
высказывать свои мысли.
Учатся составлять рассказ по теме.

Изображают венок из полевых
цветов, глядя на
предложенный учителем
образец.
Овладевают живописными
навыками работы акварелью,
используя помощь учителя.
Рисуют по шаблону.
Работу выполняют под
контролем учителя.

Используют выразительные средства
рисунка и живописи для создания образа
венка из цветов и колосьев.
Выполняют работу поэтапно, соблюдая
размер пропорции.
Овладевают навыками работы в технике
акварель.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб, для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова.
— М.: Просвещение, 2018. — 111 с
2.
Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела).
3. Наборы предметных и сюжетных картинок.
4. Карточки для индивидуальной работы.
5. Дидактические игры.
6. Шаблоны, трафареты.
7. Конструктор.
8. Компьютер, колонки, принтер, ламинатор.
9. Краски: акварель, гуашь.
10. Альбом.
11. Бумага цветная, цветной картон.
12. Кисти «Белка» или «Пони» №1-8.
13. Простые карандаши ТМ, Т, М.
14. Ластик.
15. Точилка для карандашей.
16. Банка для воды.
17. Палитра.
18. Ножницы.
19. Клей-карандаш.
20. Глина, пластилин.
21.
Виртуальный
визит
в
Государственный
Эрмитаж
https://www.hermitagemuseum.org/panorama?lng=ru
22. Виртуальный визит в Государственную Третьяковскую Галерею https://my.tretyakov.ru/app/?utm_source=saitgtg&utm_medium=referral&utm_campaign=m
ainmenu&utm_content=mytretyakov
23.
Виртуальный
визит
в
Государственный
Русский
музей
https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/index.php
24.
История
Гжельской
росписи
https://www.culture.ru/s/slovodnya/gzhel/?ysclid=mecg2avkn4110168178
25. Репродукции картин:
Леонардо
да
Винчи
«Дубовая
ветвь
с
желудями»
https://art.biblioclub.ru/picture_35884_list_etyudov_dubovaya_vetka_s_jeludyami_i_krasya
schiy_drok_so_struchkami/?ysclid=mecglddk9407663621
Ф.
П.
Толстой
«Ягоды
красной
и
белой
смородины»
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/9019
- А. К. Саврасов «Проселок» - https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/22004
К.
И.
Шебеко
«Осенний
хоровод»
https://riamediabank.ru/media/54779.html?ysclid=mech1skwqr348520113
- И. И. Левитан «Озеро. Русь» - https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/10994
И.
Ф.
Хруцкий
«Натюрморт»
https://muzeimira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2887-ivan-fomich-hruckij-natjurmort.html

Ф.
Снейдерс
«Фрукты
в
чаше
на
красной
скатерти»
https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/48300
И.
И.
Машков
«Снедь
московская.
Хлебы»
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8854
О.
А.
Кипренский
«Портрет
А.
С.
Пушкина»
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8679
В.
А.
Серов
«Портрет
балерины
Т.
П.
Карсавиной»
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8963
- П. Е. Заболотский «Портрет поэта М. Ю. Лермонтова» https://gallerix.ru/storeroom/1662/N/24/?ysclid=mechnld43x337575963
- В. М. Васнецов «Богатыри» - https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8392
М.
А.
Врубель
«Богатырь»
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_1837/index.php?ysclid=mechq
xrk4g106356034
- П. Д. Корин «Александр Невский» - https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8907
И.
Я.
Билибин
«Тридцать
три
богатыря»
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/r2127/index.php?ysclid=mechtsvl57326879551
И.
К.
Айвазовский
«Девятый
вал»
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_2202/?ysclid=mechvelctp8053
00397
- К. Моне «Морской пейзаж» - https://gallerix.ru/album/Claude-Monet/pic/glrx1538610100?ysclid=mechwzu8yx877947232
- В. Ван Гог «Море в Сент-Мари» - https://ar.culture.ru/ru/subject/more-v-sentmari?ysclid=mechyey8dq508774100
И.
И.
Левитан
«Берег
Средиземного
моря»
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/22170
П.
П.
Кончаловский
«Сан-Джиминиано»
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zhb1492/index.php?ysclid=meci2fl5nq611736087
- П. П. Кончаловский «Крым. Алупка» - https://ar.culture.ru/ru/subject/alupkakrym?ysclid=meci3x6oh165498801
- Т. Н. Насипова «Станция метро «Сокол» - https://iskusstvo-info.ru/kontekststilya/?ysclid=meci832hds741430590
- Ю. И. Пименов «Новая Москва» - https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/39092
- И. И. Шишкин «Рожь» - https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8401
- Г. Г. Мясоедов «Дорога во ржи» - https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20727
К.
Е.
Маковский
«Девушка
в
венке»
https://muzeimira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2900-russkaja-krasavica-konstantin-egorovichmakovskij.html
А.
М.
Шилов
«Портрет
Оленьки»
https://amshilov.ru/gallery/1407/?ysclid=meciioupi4163138814

Сведения об авторе
Дей Виктория Вячеславовна – учитель 1КК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».