4 класс Речевая практика

Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных учреждений
Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;

13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления
общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств детей;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
определяет следующие задачи:
− ускорение процесса овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевой акт компонентов;
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на фиксированную
структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения правил,
обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.
Основная форма организации учебных занятий – урок.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2025 – 2026 учебном году в 4 «А» классе – 14 обучающихся. Это: Мурзин
Максим (интеллектуальные нарушения), Лахин Дмитрий (интеллектуальные
нарушения), Ульянов Михаил (интеллектуальные нарушения), Лысак Денис
(интеллектуальные нарушения), Борисова Светлана (интеллектуальные нарушения),
Смирнов
Руслан
(интеллектуальные
нарушения),
Халтурин
Всеволод
(интеллектуальные нарушения), Елисеев Рафаэль (интеллектуальные нарушения),
Чигрина Варвара (интеллектуальные нарушения), Лидовский Артем (интеллектуальные
нарушения, РАС), Заколодкина Ангелина (интеллектуальные нарушения), Городилов
Богдан (интеллектуальные нарушения), Чепчугов Андрей (ТМНР), Воробьева Арина
(ТМНР).

Общее количество обучающихся: 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков). Статус
«Ребенок-инвалид» имеют 8 обучающихся. Из многодетных семей – 5 обучающихся.
Дети, находящиеся под опекой – 1 обучающийся. Малообеспеченных семей нет. 1
семья, состоит на учете в ТКДН и ЗП. На индивидуальном обучении – 2 обучающихся.
11 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
2 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
1 ребенок обучается, согласно протоколам ПМПК, по АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.)
Обучаются в классе и посещают школу ежедневно – 12 человек.
По уровню сформированности учебных навыков и успеваемости по предметам
обучающихся можно разделить на 2 группы.
Обучающиеся 1 группы: Борисова С., Ульянов М., Смирнов Р., Елисеев Р.,
Заколодкина А. У данной группы детей сформированы основные учебные навыки
(отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке, понимают
поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога в начале выполнения задания. Обучающиеся усваивают
материал по основным предметам согласно программе. Могут самостоятельно писать,
читать. Могут выучить стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса.
Знают основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с
пластилином, цветной бумагой, картоном и ножницами. Вычислительные навыки
развиваются согласно программе.
Обучающиеся 2 группы: Лахин Д., Халтурин В., Лысак Д., Мурзин М., Чигрина
В., Городилов Б., Лидовский А. У данной группы детей сформированы основные
учебные навыки (отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке,
понимают поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога на протяжении всех этапов урока. Усваивают материал по
основным предметам согласно минимальному уровню программы. Требуется
непрерывное сопровождение на всех этапах урока, а также подбор индивидуальных
заданий по некоторым темам программы. Могут самостоятельно обводить по
карандашу и списывать текст с письменного и печатного образцов. Считают только с
помощью наглядности, очень медленно. Задачи самостоятельно не решают. Могут
выучить небольшое стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса. Знают
основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с пластилином,
цветной бумагой, картоном и ножницами.
На сегодняшний день проделана большая работа по сплочению классного
коллектива. Ярких конфликтных ситуаций в классе не наблюдалось. Обучающиеся
научились здороваться со взрослыми, выражать благодарность, оказывать помощь
одноклассникам, трудиться на благо класса. Дети очень любят дежурить в классе и
столовой.

12 обучающихся посещают группу продленного дня. Общаясь во внеурочное
время, они больше узнают друг о друге, об интересах друг друга. Дети с удовольствием
принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся, к результатам образования
на уровне личностных и предметных.
Личностные:
 способность положительно относиться к окружающей действительности, готовность
к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до
школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с
речевыми возможностями);
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу
учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи,
уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание
детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию
услышанного;
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя
и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить
прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых
ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический
план.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
представлена в следующих единицах:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;

- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов и осуществляется по
трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и
обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний на практике, в
жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на
правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в
основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно
и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.

Содержательный раздел
Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов,
тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание
диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений,
слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов
№
п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

1

Делимся новостями

4

1

2

Я выбираю книгу. Библиотека.

4

1

3

«Подскажите, пожалуйста…»

4

1

4

Я за порогом дома

3

1

5

В гости к сказке

7

1

6

У телевизора

3

1

7

В гости к сказке

3

1

8

Новогодние истории

4

1

9

Знаки-помощники

4

1

10

В гостях у леса

4

1

11

Задушевный разговор

4

1

12

Приглашение

4

1

13

Поздравляю!

6

1

14

Жду письма!

4

1

15

«Извините меня…»

4

1

16

Поздравительная открытка

2

1

17

«Во саду ли в огороде»

3

1

68

17

Итого:

№

Тема предмета

Колво
часов

Учебно-тематическое планирование
Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Делимся новостями – 4 часа
1

Мы снова в школе
Делимся новостями

1

2

Мы снова в школе

1

3

Как я провёл лето

1

Поздравление с началом учебного года
Знание
и
употребление
слов
приветствия и прощания в школе и
дома
Введение в тему (рассматривание
картинки, свободные высказывания
детей по её содержанию)
Беседа с привлечением личного опыта
Составление рассказа об интересных
событиях, произошедших летом, показ
фотографий, рисунков
Конструирование диалогов на тему
«Как я провёл лето»
Составление описания школы по плану
Конструирование
диалоговприветствий из заданных реплик
Знакомство с текстом стихотворения И.
Гамазковой «Прошлым летом»
Составление рассказов на тему летнего
отдыха с использованием карточекопор с названиями фиксированных
частей текста (начало, основная часть,
конец)

Выражают
свои
просьбы, используют
вежливые
слова,
используют
правила
этикета при встрече и
расставании с детьми и
взрослыми
Составляют рассказы на
основе иллюстраций с
помощью наводящих
вопросов учителя

Правильно выражают свои просьбы,
умеют
здороваться,
прощаться,
просить прощения и извиняться,
используют
соответствующие
выражения
Составляют рассказы на основе
иллюстраций

Используют
диалогические формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Участвуют в диалоге с
помощью наводящих
вопросов
Составляют рассказы с
использованием
карточек-опор
с
помощью наводящих
вопросов учителя
Конструирование
диалогов
по Используют
рисункам на тему «Этим летом…»
диалогические формы
Игра «Где я был-не расскажу, а что речи
в
различных
делал-покажу»
с
использованием ситуациях общения
рисунков
Играют
в
игры,

Пользуются
словами
этикета,
основными правилами культуры
речевого общения
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы на тему летнего
отдыха с использованием карточекопор

Пользуются
словами
этикета,
основными правилами культуры
речевого общения
Играют в игру, соблюдая правила
Участвуют в диалоге

4

Урок-игра
«Угадай
мой рисунок»

1

Составление обучающимися рассказов
о
самых интересных событиях
прошедшего лета с опорой на карточки,
называющие фиксированные части
текста, и на выполненные рисунки
Рисование по теме летнего отдыха,
угадывание темы рисунка, обсуждение
Составление рассказов по своим
рисункам так, чтобы остальные
ученики смогли догадаться, какой
рисунок выполнен рассказчиком

соблюдая правила
Составляют рассказы с
опорой на карточки с
помощью наводящих
вопросов учителя
Участвуют
в
обсуждении
Составляют рассказ по
рисунку с помощью
наводящих
вопросов
учителя

Составляют рассказы с опорой на
карточки

Участвуют в обсуждении
Составляют рассказ по рисунку

Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа
5

Я выбираю книгу

1

6
7

Мы в библиотеке
Моя любимая книга

1
1

8

Моя любимая книга

1

9

«Подскажите,
пожалуйста…»

1

Чтение
стихотворения
учителем, Участвуют в беседе
обсуждение
прочитанного, Знакомятся с правилами
коллективный ответ на поставленный в поведения в библиотеке
стихотворении вопрос
Умеют выбирать книгу
Знание назначения библиотеки, правил в
библиотеке
с
поведения в библиотеке
помощью учителя
Умение выбирать книгу в библиотеке
Экскурсия в школьную библиотеку
Участвуют в беседе с
Использование в речи и поведении библиотекарем
ранее усвоенных правил поведения
Составляют
Участие в диалоге с библиотекарем
предложения с опорой
Отгадывание загадок, беседа по на картинку с помощью
картинке
наводящих
вопросов
Составление предложений с опорой на учителя
картину и собственные высказывания
Составляют рассказы
Составление рассказов «Моя любимая «Моя любимая книга» с
книга» с опорой на план
опорой на план с
Игра «Рассказ по кругу»
помощью наводящих
Обмен первыми впечатлениями о вопросов учителя
книгах, принесённых обучающимися и Играют
в
игры,
учителем
соблюдая правила
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
Отвечают на вопросы
учителя
по
их

Умеют отвечать на вопросы по
содержанию услышанного
Соблюдают правила поведения в
библиотеке
Умеют выбирать книгу в библиотеке

Умеют отвечать на вопросы по
содержанию услышанного
Отгадывают загадки
Составляют предложения с опорой на
картинку
и
собственные
высказывания
Составляют рассказ «Моя любимая
книга» с опорой на план
Играют в игры, соблюдая правила

«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»

1

13

Я - пассажир

1

14

Я - пассажир

1

15

Я - пассажир

1

10
11
12

1
1

Введение в ситуацию (рассматривание содержанию с опорой
картинок, обсуждение проблемного на
иллюстративный
вопроса)
материал
Знакомство с темой (беседа на основе Обсуждают ситуацию с
личного опыта о том, когда может быть помощью учителя
использована фраза «Подскажите Используют
пожалуйста...»)
диалогические формы
Конструирование возможных диалогов речи
в
различных
обращения за помощью: к знакомому и ситуациях общения
незнакомому человеку
Играют
в
игры,
Ролевые игры по теме ситуации
соблюдая правила
Я за порогом дома – 3 часа
Знакомство с темой (беседа на основе Используют
правила
личного опыта)
поведения
в
Актуализация имеющихся знаний о общественном
правилах поведения в общественном транспорте
транспорте
Используют вежливые
Конструирование
возможных слова
диалогов в общественном транспорте
Конструируют
Ролевая игра «В автобусе»
возможные диалоги в
общественном
транспорте с помощью
учителя
Играют
в
игры,
соблюдая правила

Воспроизводят
составленные
рассказы
с
опорой
на
иллюстративный материал
Обсуждают ситуацию
Пользуются
словами
этикета,
основными правилами культуры
речевого общения
Играют в игры, соблюдая правила

Умеют
пользоваться
правилами
поведения
в
общественном
транспорте
Используют вежливые слова
Конструируют возможные диалоги в
общественном транспорте
Играют в игры, соблюдая правила

В гости к сказке -7 часов
16

Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»

1

17

Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»

1

Прослушивание аудиозаписи сказки
«Петушок — Золотой гребешок» с
опорой на иллюстрации к уроку
Тренировочные упражнения в передаче
характера и переживаний героев
Умение изменять силу голоса, тон и
тема речи в зависимости от эпизода
сказки

Слушают сказку, умеют
отвечать на вопросы с
опорой
на
иллюстративный
материал
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки с помощью
учителя

Понимают
содержание
сказки,
прослушанной
в
аудиозаписи,
отвечают на вопросы учителя
Участвуют в проигрывании эпизодов
сказки

Проигрывание эпизодов сказки с
использованием элементов костюмов,
кукол или фигур героев

18

Театрализованное
представление сказки

1

19

1

20

Театрализованное
представление сказки
Моя любимая сказка

21

Моя любимая сказка

1

22

Моя любимая сказка

1

23

У телевизора
Планируем
телевизионный досуг

1

24

У
телевизора.
Планируем
телевизионный досуг

1

25

Мои
передачи

1

любимые

1

Участие
в
театрализованном
представлении
сказки
с
использованием элементов костюмов,
кукол или фигур героев
Участие в викторине «Сказка ложь, да
в ней намёк»
Представление любимой сказки в виде
рассказа, пересказа, иллюстраций

Участвуют
в Принимают
участие
проигрывании эпизодов театрализованном представлении
сказки с помощью
учителя

Воспринимают на слух
рассказы
одноклассников
Отвечают на вопросы
учителя с опорой на
иллюстративный
материал
Пересказывают сказку с
опорой
на
иллюстративный
материал
У телевизора – 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы
картинок, обсуждение проблемного учителя по содержанию
вопроса)
просмотренных
и
Знакомство с темой (беседа на основе видеофильмов
личного опыта)
Актуализация,
уточнение
и
расширение имеющихся знаний по
теме: предпочтения обучающихся в
телеэфире, умение ориентироваться в
программе
телепередач,
умение
пользоваться пультом от телевизора
Актуализация,
уточнение
и Отвечают на вопросы
расширение имеющихся знаний по учителя по содержанию
теме: предпочтения обучающихся в

в

Воспринимают на слух рассказы
одноклассников
Отвечают на вопросы учителя
Пересказывают сказку

Понимают
содержание
детских
видеофильмов, отвечать на вопросы
учителя

Понимают
содержание
детских
видеофильмов, отвечать на вопросы
учителя

26

Мои
передачи

любимые

1

телеэфире, умение ориентироваться в
программе
телепередач,
умение
пользоваться пультом от телевизора.
Коллективное
обсуждение
«Моя
любимая программа» с элементами
рассказов обучающихся, выполненных
с опорой на план

27

Игра
«Лисичкасестричка»

1

28

Игра
«Лисичкасестричка»
Игра
«Лисичкасестричка»

1

Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Знакомство со сказкой (слушание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Закрепление
содержания
сказки
(пересказ с опорой на иллюстрации, по
вопросам учителя, игра «Рассказ по
кругу» и др.)
Инсценирование сказки

29

1

просмотренных
и Коллективно
обсуждают
«Моя
видеофильмов
любимая книга» с опорой на план
Участвуют
в
коллективном
обсуждении
«Моя
любимая
книга»
с
помощью учителя, с
опорой на план
В гости к сказке – 3 часа
Слушают сказку, умеют
отвечать на вопросы с
опорой
на
иллюстративный
материал
Пересказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки
Играют
в
игры,
соблюдая правила

Понимают
содержание
сказки,
прослушанной
в
аудиозаписи,
отвечают на вопросы учителя
Инсценируют сказку
Играют в игры, соблюдая правила

Новогодние истории – 4 часа
30

Новогодние истории

1

31

Новогодние истории

1

32

Новогодние истории

1

Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрации)
Актуализация знаний о новогодних
сказках, мультфильмах
Обсуждение замысла истории
Составление предложений к каждой
части придумываемой истории с
опорой на вопросный план

Отвечают на вопросы
учителя по содержанию
просмотренных
и
видеофильмов
Обсуждают
замысел
истории с помощью
наводящих вопросов

Понимают
содержание
детских
видеофильмов, отвечать на вопросы
учителя
Обсуждают замысел истории
Составляют
распространенные
предложения с опорой на вопросный
план
Рассказывают получившие истории

33

Новогодние истории

1

34

Знаки-помощники

1

35

Знаки-помощники

1

36

Я – пассажир

1

37

Я – пассажир

1

Иллюстрирование истории согласно
замыслу
Рассказывание вариантов истории,
получившихся у школьников
Представление истории на новогоднем
празднике (инсценирование)

Составляют
простые
предложения с опорой
на вопросный план и с
помощью учителя
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки с помощью
учителя
Знаки-помощники - 4 часа
Введение в тему (рассматривание Повторяют
правила
картинок
по
теме
«Знаки- ПДД
помощники»)
Моделируют
и
Актуализация знаний обучающихся проигрывают
по теме на основе рассматривания возможные диалоги на
условных знаков, встречающихся в улице, предполагающие
повседневной жизни
обсуждение значения
Моделирование и проигрывание дорожных знаков с
возможных диалогов на улице, помощью учителя
предполагающих
обсуждение
значения дорожных знаков
Актуализация
информации
о Составляют
правила
предупреждающих
и дорожного движения
информационных знаках
Участвуют в ролевых
Участие в викторине «О чём мне играх в соответствии с
говорят знаки?»
речевыми
Повторение правил поведения в возможностями
общественном транспорте
Выражают
свои
Ролевая игра «Я – пассажир»
просьбы,
используя
вежливые
слова,
адекватно
пользуясь
правилами этикета

Принимают
участие
театрализованном представлении

в

Называют дорожные знаки и виды
переходов, рисуют знаки
Моделируют
и проигрывают
возможные диалоги на улице,
предполагающие
обсуждение
значения дорожных знаков

Пользуются правилами дорожного
движения
Участвуют в ролевых играх
Выражают свои просьбы, используя
вежливые слова, адекватно пользуясь
правилами этикета

В гостях у леса – 4 часа
38

В гостях у леса

1

Используют
диалогические

Активно участвуют в диалогах по
формы темам речевых ситуаций

39

В гостях у леса

1

40

В гостях у леса

1

41

В гостях у леса

1

42

43

1
Задушевный разговор
Задушевный разговор

1

Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций)
Актуализация,
уточнение
и
расширение имеющихся знаний о
правилах поведения в лесу
Творческая работа «Что может
нанести вред лесу?»
Представление работ обучающимися
(составление рассказов)
Составление «Правил вежливого
поведения в лесу»

речи
в
различных
ситуациях общения
Отвечают на вопросы
учителя
по
их
содержанию с опорой
на
иллюстративный
материал
Участвуют
в
представлении работ в
соответствии
с
речевыми
возможностями
Составляют «Правила
вежливого поведения в
лесу»
с
помощью
учителя
Задушевный разговор 4 часа
Введение в тему ситуации (работа с Выбирают правильные
иллюстрацией,
обсуждение средства
интонации,
проблемного вопроса)
ориентируясь
на
Обсуждение проблемной ситуации образец
учителя
и
(девочка расстроена, ей необходимо анализ
речевой
утешение)
ситуации
Актуализация и уточнение словаря Используют
эмоций у школьников
диалогические формы
Введение в контекст разговора речи
в
различных
словосочетания
«задушевный ситуациях общения
разговор» (добрый, между друзьями Играют в игру «Свои
или близкими людьми, негромкий)
чувства не скажу, а без
Моделирование диалогов утешения, слов вам покажу»,
сочувствия, предостережения на соблюдая правила
основе иллюстраций
Моделируют диалоги
Игра «Свои чувства не скажу, а без утешения, сочувствия,
слов вам покажу»
предостережения
на
основе иллюстраций и с
помощью учителя

Умеют воспроизводить составленные
рассказы
с
опорой
на
иллюстративный материал
Представляют работы
Составляют «Правила вежливого
поведения в лесу»

Выбираю
правильные
средства
интонации, ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой ситуации
Участвуют в диалогах по темам
речевых ситуаций
Играют в игру «Свои чувства не
скажу, а без слов вам покажу»
Моделируют
диалоги утешения,
сочувствия, предостережения на
основе иллюстраций

44

Учимся общаться

1

45

Учимся общаться

1

46

Я
получил
приглашение

1

47

Я
получил
приглашение

1

48

Я
получил
приглашение

1

49

Инсценировка
стихотворения
Усачёва

1
А.

Знакомство с рассказами В. Осеевой
«Волшебное слово», «Что легче?»,
«На катке» в аудиозаписи
Совместное
рассматривание
картинки,
обсуждение
первых
впечатлений
Тренировочные
упражнения
в
изображении различных эмоций
Соотнесение рассказов с личным
опытом детей

Слушают рассказы В.
Осеевой «Волшебное
слово», «Что легче?»,
«На катке»
Рассматривают
картинки, принимают
участие в обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают правильные
средства
интонации,
ориентируясь
на
образец
учителя
и
анализ
речевой
ситуации
Участвуют в диалогах
по
темам
речевых
ситуаций

Приглашение – 4 часа
Введение в ситуацию (беседа с Используют
опорой на иллюстрацию, обсуждение диалогические формы
проблемного вопроса)
речи
в
различных
Актуализация имеющихся знаний по ситуациях общения
теме (беседа на основе личного Составляют
устные
опыта)
приглашения с опорой
Конструирование
устных на план в соответствии с
приглашений с опорой на план
речевыми
Дифференциация в зависимости от возможностями
адресата
Составляют текстовые
Моделирование
диалогов, письменные
содержащих
приглашение
и приглашения
с
вежливый отказ
помощью учителя
Составление текстов письменных Моделируют диалоги с
приглашений
помощью наводящих
вопросов
Актуализация имеющихся знаний по Слушают
теме (беседа на основе личного стихотворение
А.
опыта)

Понимают содержание рассказов,
прослушанной
в
аудиозаписи,
отвечают на вопросы учителя
Рассматривают картинки, принимают
участие в обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают
правильные средства
интонации, ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой ситуации
Участвуют в диалогах по темам
речевых ситуаций
Соотносят составленные рассказы с о
своим личным опытом с помощью
учителя

Используют диалогические формы
речи в различных ситуациях общения
Конструируют устные приглашения с
опорой на план
Составляют текстовые письменные
приглашения
Моделируют диалоги

Понимают
стихотворения,

содержание
прослушанной в

«Приглашение
улитке»

Слушание
аудиозаписи
стихотворения, распределение ролей,
инсценирование стихотворения А.
Усачёва «Приглашение улитке»

50

Поздравления

1

51

Поздравления

1

52

Поздравления

1

53

Поздравления

1

54

Мы на Дне рождения

1

55

Мы на Дне рождения

1

Усачёва «Приглашение
улитке»
Участвуют
в
инсценировании
стихотворения
А.
Усачёва «Приглашение
улитке»
Поздравляю! – 6 часов
Введение в ситуацию (беседа с Используют
опорой на иллюстрацию, обсуждение диалогические формы
проблемного вопроса)
речи
в
различных
Конструирование
поздравлений ситуациях общения
Дифференциация в зависимости от Составляют
адресата
поздравление
в
Знакомство с правилами оформления соответствии
с
письменного
поздравления
на речевыми
открытке
возможностями
с
Тренировочные
упражнения
в помощью учителя
подписывании
поздравительных Подписывают
открыток
поздравительные
Подготовка
поздравительной открытки по образцу
открытки и подписи к ней
Оформляют
поздравительную
открытку с помощью
учителя
Составление предложений с опорой Разучивают
и
на схемы
рассказывают
Повторение правил поведения в стихотворения
в
гостях
соответствии
с
Тренировочные
упражнения
в речевыми
произнесении поздравлений
возможностями
Обсуждение
и
проигрывание Составляют
возможных конкурсов и развлечений, предложения с опорой
которые могут быть предложены в на схемы и с помощью
гостях
учителя
Произносят
простые
поздравления

аудиозаписи, отвечают на вопросы
учителя
Инсценируют
стихотворение
А.
Усачёва «Приглашение улитке»

Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Составляют
поздравление
в
соответствии
с
речевыми
возможностями
Подписывают
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку

Разучивают
и
рассказывают
стихотворения
Составляют предложения с опорой на
схемы
Составляют и воспроизводят простые
поздравления
Принимают
участие
в
играх,
соблюдая правила

Принимают участие в
играх,
соблюдая
правила

56

Жду письма!

1

57

Жду письма!

1

58

Жду письма!

1

59

Жду письма!

1

60

«Извините меня…»

1

61

«Извините меня…»

1

62

«Извините меня…»

1

63

«Извините меня…»

1

Жду письма! – 4 часа
Знакомство с темой (беседа с Используют
привлечением личного опыта)
диалогические формы
Актуализация опыта обучающихся по речи
в
различных
теме, знакомство со структурой ситуациях общения
письма
Отвечают на вопросы
Составление коллективного письма Используют структуру
литературному герою по теме с письма и участвуют в
опорой на план из ключевых слов
составлении
Самостоятельная
работа
с коллективного письма
дифференцированной
помощью Составляют письма с
учителя «Письмо …» (в зависимости помощью учителя
от интересов обучающихся могут Участвуют
в
быть предложены задания написать самостоятельной работе
письмо другу, родственнику и др.)
с дифференцированной
помощью учителя
«Извините меня…» - 4 часа
Введение
в
ситуацию Рассматривают
(рассматривание
картинок, картинки
обсуждение проблемного вопроса)
Используют
Знакомство с темой (беседа на основе диалогические формы
личного опыта о том, когда может речи
в
различных
быть использована фраза «Извините ситуациях общения
меня»)
Конструируют
Конструирование
возможных возможные
диалоги,
диалогов, содержащих извинения
содержащие извинения
Ролевые игры по теме ситуации
с помощью наводящих
вопросов
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с

Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Отвечают на вопросы
Пользуются структурой письма,
опираются на план из ключевых слов
при
составлении
коллективного
письма
Составляют письма. Самостоятельно
работают с дифференцированной
помощью учителя

Рассматривают картинки.
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Конструируют возможные диалоги,
содержащие извинения
Участвуют в диалогах по темам
речевых ситуаций, в ролевых играх

речевыми
возможностями
Поздравительная открытка
(место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости
приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа
64 Поздравительная
1
Знакомство с темой (беседа с Используют
Активно участвуют в диалогах по
открытка к 9 мая
привлечением личного опыта, ответы диалогические формы темам речевых ситуаций
на вопросы на основе иллюстраций)
речи
в
различных Отвечают на вопросы
Прослушивание
песен,
стихов, ситуациях общения
Понимают содержание стихов, песен,
рассказов о Великой Отечественной Отвечают на вопросы
рассказов о ВОВ прослушанной в
войне
Слушают песни, стихи, аудиозаписи, отвечают на вопросы
Рисование праздничных открыток
рассказы о Великой учителя
Конструирование поздравлений с Отечественной войне
Разучивают
и
рассказывают
Днём
Победы
различным
адресатам
Разучивают
и
стихотворения
65 Поздравительная
1
(ветеранам, учителям, родным)
рассказывают
Составляют
поздравления
с
открытка к 9 мая
Подписывание открыток
стихотворения
в праздником различным адресатам с
Доставка
открыток
адресатам соответствии
с помощью учителя
(отправление письмом, доставка речевыми
Подписывают открытки
лично в руки)
возможностями
Составляют
поздравления
с
праздником с помощью
наводящих вопросов и
учителя
Подписывают открытки
с опорой на образец
«Во саду ли в огороде» - 3 часа
66 «Во саду ли, в
1
Введение
в
ситуацию Рассматривают
Рассматривают картинки.
огороде»
(рассматривание
картинок, картинки
Активно участвуют в диалогах по
обсуждение проблемного вопроса)
Используют
темам
речевых
ситуаций
Знакомство
с
темой
(беседа
с
диалогические
формы
Участвуют
в
беседе;
67 «Во саду ли, в
1
привлечением личного опыта, ответы речи
в
различных отвечают на вопросы учителя
огороде»
на вопросы на основе иллюстраций, ситуациях общения
Выполняют
и
представляют
основная линия беседы - работа летом Участвуют в беседе;
творческие работы классу

68

«Во саду
огороде»

ли,

в

1

в саду и в огороде, овощи, фрукты и
ягоды, растущие в нашей местности)
Подготовка
обучающимися
творческих
работ
по
теме
(обсуждение
замыслов,
порядка
выполнения)
Выполнение
и
представление
творческих
работ
классу
—
составление рассказов на основе
выполненных рисунков
Обсуждение планов обучающихся на
каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения

отвечают на вопросы
учителя
Выполняют
и
представляют
творческие
работы
классу в соответствии с
речевыми
возможностями
Обсуждают планы на
каникулы с помощью
наводящих вопросов

Обсуждают планы на каникулы с
помощью наводящих вопросов
Задают
вопросы
учителю
и
одноклассникам
Составляют простой рассказ на тему
«Как я буду проводить каникулы»

Организационный раздел
Контрольно-измерительные материалы
Оценка предметных результатов проводится при помощи основных методов
специальной педагогики: беседа (устное тестирование), наблюдение за произношением
и техникой чтения, оценка продуктов детского творчества (рисунки, аппликации) с
последующим объяснением.
Устное тестирования проводится на обобщающих уроках после каждого
пройденного раздела с помощью учебно-методических пособий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
1.
Речевая практика. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. — М. :
Просвещение, 2018. — 63 с.
2. Речевая практика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / С.В.
Комарова. — М. : Просвещение, 2018. — 51 с
3. Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела).
4. Наборы предметных и сюжетных картинок.
5. Карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.).
6. Слоговые таблицы.
7. Дидактические игры.
8. Образцы написания букв.
9. Мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты.
10. Конструктор.
11. Компьютер, колонки, принтер, ламинатор.
12. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» https://nukadeti.ru/skazki/petushok_zolotoj_grebeshok
13.
Мультфильм
«Петушок
–
золотой
гребешок»
https://rutube.ru/video/f7b2e08f4ddc4c0a1f23b8a254086cf8/
14. А. Усачев «Приглашение улитке» - https://nukadeti.ru/stihi/priglashenie-ulitke
15.
И.
Гамазкова
«Прошлым
летом»
https://allforchildren.ru/poetry/summer29.php?ysclid=meb3s93w1c193712891
16. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» https://nukadeti.ru/skazki/lisichka_sestrichka_i_volk
17.
Мультфильм
«Лиса
и
волк»
https://rutube.ru/video/07dbca6a87ea677bb28b7e4f4ae07ea7/
18. Новогодние сказки - https://nukadeti.ru/skazki/novogodnie_skazki
19. Рождественские и новогодние мультфильмы - https://rutube.ru/tags/video/8252/
20. В. Осеева «Волшебное слово» - https://nukadeti.ru/rasskazy/volshebnoe-slovo
21. В. Осеева «Что легче?» - https://nukadeti.ru/rasskazy/chto-legche
22. В. Осеева «На катке» - https://nukadeti.ru/rasskazy/na-katke
23.
Рассказы
детям
о
Великой
Отечественной
Войне
https://nukadeti.ru/rasskazy/o-vojne
24. Правила безопасности и поведения для детей / М. В. Дружинина. — М. : АСТ,
2022. — 45 с.

Сведения об авторе
Дей Виктория Вячеславовна – учитель 1КК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».