4 класс Развитие психомоторики

Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие
психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных учреждений
Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;

13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Коррекционно-развивающий курс «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 4 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи коррекционных занятий «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов».
Цель обучения – формирование психических новообразований как
предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития
индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Задачи обучения:
формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению
познавательных действий и решению познавательных задач;
формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;
коррекция познавательной деятельности;
раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных
предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного
мира;
формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса
с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и
формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и
систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и
качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика,
изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического
мышления.
Основная форма организации учебных занятий – урок.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2025 – 2026 учебном году в 4 «А» классе – 14 обучающихся. Это: Мурзин
Максим (интеллектуальные нарушения), Лахин Дмитрий (интеллектуальные
нарушения), Ульянов Михаил (интеллектуальные нарушения), Лысак Денис
(интеллектуальные нарушения), Борисова Светлана (интеллектуальные нарушения),
Смирнов
Руслан
(интеллектуальные
нарушения),
Халтурин
Всеволод

(интеллектуальные нарушения), Елисеев Рафаэль (интеллектуальные нарушения),
Чигрина Варвара (интеллектуальные нарушения), Лидовский Артем (интеллектуальные
нарушения, РАС), Заколодкина Ангелина (интеллектуальные нарушения), Городилов
Богдан (интеллектуальные нарушения), Чепчугов Андрей (ТМНР), Воробьева Арина
(ТМНР).
Общее количество обучающихся: 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков). Статус
«Ребенок-инвалид» имеют 8 обучающихся. Из многодетных семей – 5 обучающихся.
Дети, находящиеся под опекой – 1 обучающийся. Малообеспеченных семей нет. 1
семья, состоит на учете в ТКДН и ЗП. На индивидуальном обучении – 2 обучающихся.
11 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
2 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
1 ребенок обучается, согласно протоколам ПМПК, по АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.)
Обучаются в классе и посещают школу ежедневно – 12 человек.
По уровню сформированности учебных навыков и успеваемости по предметам
обучающихся можно разделить на 2 группы.
Обучающиеся 1 группы: Борисова С., Ульянов М., Смирнов Р., Елисеев Р.,
Заколодкина А. У данной группы детей сформированы основные учебные навыки
(отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке, понимают
поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога в начале выполнения задания. Обучающиеся усваивают
материал по основным предметам согласно программе. Могут самостоятельно писать,
читать. Могут выучить стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса.
Знают основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с
пластилином, цветной бумагой, картоном и ножницами. Вычислительные навыки
развиваются согласно программе.
Обучающиеся 2 группы: Лахин Д., Халтурин В., Лысак Д., Мурзин М., Чигрина
В., Городилов Б., Лидовский А. У данной группы детей сформированы основные
учебные навыки (отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке,
понимают поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога на протяжении всех этапов урока. Усваивают материал по
основным предметам согласно минимальному уровню программы. Требуется
непрерывное сопровождение на всех этапах урока, а также подбор индивидуальных
заданий по некоторым темам программы. Могут самостоятельно обводить по
карандашу и списывать текст с письменного и печатного образцов. Считают только с
помощью наглядности, очень медленно. Задачи самостоятельно не решают. Могут
выучить небольшое стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса. Знают
основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с пластилином,
цветной бумагой, картоном и ножницами.
На сегодняшний день проделана большая работа по сплочению классного
коллектива. Ярких конфликтных ситуаций в классе не наблюдалось. Обучающиеся

научились здороваться со взрослыми, выражать благодарность, оказывать помощь
одноклассникам, трудиться на благо класса. Дети очень любят дежурить в классе и
столовой.
12 обучающихся посещают группу продленного дня. Общаясь во внеурочное
время, они больше узнают друг о друге, об интересах друг друга. Дети с удовольствием
принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся, к результатам образования
на уровне личностных и предметных.
Личностные:
активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений,
договоренностей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной
уровень обучения;
осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью учителя;
составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков с опорой
на образец, используя помощь учителя;
использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь учителя;
рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
пользоваться простой схемой-планом;
определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в
лепке и рисунке с помощью учителя;
определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях с
опорой на образец;
запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (2-3
повтора);
ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитико- синтетической
деятельности с помощью вопросов учителя;
оперировать смыслом, пониманием
переносного
смысла,
дифференцированности и целенаправленности суждений с помощью учителя;
расчленять воображение
предмета на
составные части и воссоздавать
сложные формы из частей (5-6 частей).
Достаточный уровень:
самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические формы
(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция);
самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;
самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных
оттенков;

пользоваться сложной схемой-планом;
самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному описанию,
передавать ее в лепке и рисунке;
запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (1-2
повтора);
определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к
наглядно- образному мышлению самостоятельно;
самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл,
демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений;
самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
представлена в следующих единицах:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться
только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и
особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
система оценивания является безотметочной, в тоже время педагог-дефектолог
постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные
способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации
успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме
тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального
обследования.
Педагог-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется
протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и
познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию
психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А.
Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки.
Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени
успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации
отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых
ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения
более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения
методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Критерии оценки уровня развития:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график
динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить
динамику его познавательного развития.

Содержательный раздел
Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие,
представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность
и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности,
обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические
процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
осуществляются при использовании различных методов:
практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арттерапия», практические опыты;
наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами,
сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная
«тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных
навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память,
восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для
активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения
обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом,
математическими представлениями и другими.
В структуру коррекционного занятия могут входить:
пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);
дыхательная гимнастика;
зрительная гимнастика;
упражнения на развитие графомоторных навыков;
кинезиологические
упражнения
для
формирования
взаимодействия
межполушарных связей.
Содержание разделов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество
часов
Обследование обучающихся
1
Развитие крупной и мелкой моторики; 6
графомоторных навыков
Тактильно-двигательное восприятие
2
Кинестетическое и кинетическое развитие
2
Восприятие формы, величины, цвета; 6
конструирование предметов.
Развитие
зрительного
восприятия
и 3
зрительной памяти
Восприятие особых свойств предметов
3
Название раздела

Контрольные
работы
1
-

Развитие слухового восприятия и слуховой
памяти
9.
Восприятие пространства
10. Восприятие времени
11. Обследование познавательной деятельности
и графомоторных навыков
Итого:
8.

3

-

4
3
1

1

34

2

Учебно-тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Обследование - 1 час
1

Обследование
1
Обследование обучающихся,
Выполняют
Выполняют большинство
обучающихся,
комплектование групп для
дифференцированные
заданий самостоятельно
комплектование групп для
коррекционных занятий
задания при оказании
коррекционных занятий
помощи учителя
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков - 6 часов

2

Активизация
двигательной активности

1

3

Расширение диапазона
двигательной активности

1

4

Развитие координации
движений руки и глаза

1

5

Выполнение графических
работ под диктовку
"Животные"
Выполнение графических
работ под диктовку
"Птицы"
Коллективная композиция
из разного материала

1

6

7

1

1

Развитие быстроты, ловкости и
точности движений.
Игра "Поиграй, поиграй и
дальше передай"
Отработка автоматизированных
дыхательных упражнений.
Упражнения: "Впереди, сзади,
рядом", «Речевой аппарат»,
«Шея, плечи», «Руки, ноги»
Рисование картинки по
инструкции учителя( по
образцу)
Выполнение графических работ
под диктовку (с опорой на
образец)
Выполнение графических работ
под диктовку
Создание завершенного образа.
Изготовление сказочных
героев.
Игра «Сказки оживают»

Развивают быстроту,
ловкость и точность
движений с помощью
учителя
Контролируют дыхание и
точность движений с
помощью учителя

Развивают быстроту, ловкость и
точность движений

Срисовывают картинку с
образца

Рисуют картинку по инструкции
учителя

Выполняют графические
работы по наглядному
образцу
Выполняют графические
работы по наглядному
образцу
Создают сказочных героев
по заданию учителя

Выполняют графические работы
под диктовку

Контролируют дыхание и
точность движений

Выполняют графические работы
под диктовку
Создают любимых сказочных
персонажей и представляют их,
объясняя свой выбор

Тактильно-двигательное восприятие- 2 часа
8

9

10

11

Дифференцировка
предметов на ощупь по
разным качествам и
свойствам.
Дидактические игры
«Волшебный мешочек»,
«Что за чудо вода»
Формирование умения
целенаправленно
действовать при создании
из мозаики сложных
картинок

1

Движения и позы верхних
и нижних конечностей,
головы (упражнения по
инструкции педагога).
Игры «Гном - Великан»,
«Перейди через ручеек»,
«Достань до солнышка»

1

Работа с собственным телом в
пространстве.
Выполнение действий по
инструкции

Работают с собственным
телом в пространстве по
инструкции учителя

Осуществляют зрительный
контроль за действиями рук и
движениями крупной моторики
самостоятельно

1

Тренировочные упражнения

Работают с собственным
телом в пространстве по
инструкции учителя

Осуществляют зрительный
контроль за действиями рук и
движениями крупной моторики
самостоятельно

1

Дифференцировка предметов на Определяют предметы на
ощупь по разным качествам и
ощупь по разным
свойствам
качествам и свойствам с
помощью учителя

Работа с мозаикой.
Выполняют задания с
Игры с мелкой мозаикой:
мелкой мозаикой по
-лошадка;
образцу
-кошка;
-заяц.
Кинестетическое и кинетическое развитие - 2 часа

Дифференцируют предметы на
ощупь по разным качествам и
свойствам самостоятельно

Умеют выполнять задания с
мелкой мозаикой самостоятельно

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 6 часов
12

13

Группировка предметов
по самостоятельно
выделенным 2-3
признакам, обозначение
словом
Конструирование
предметов по схеме

1

Группировка предметов по
самостоятельно выделенным 23 признакам, обозначать словом

Группируют предметы по
самостоятельно
выделенным 2-3
признакам по образцу

Группируют предметы по
самостоятельно выделенным 2-3
признакам без опоры на образец

1

Создание заданной модели с
использованием деталей
конструктора

Конструируют предметы с Конструируют предметы с
помощью инструкции
опорой на схему
учителя

14

Подбор оттенков к
основным цветам

1

15

Формирование умения
создавать целый образ из
частей

1

16

Узнавание предмета по
его отдельным частям.
Дорисовывание
незаконченного
изображения знакомого
предмета

1

17

Узнавание предмета по
нескольким признакам.
Дидактическая игра «Что
это?»

1

Подбор оттенков к основным
цветам.
Дидактическая игра «Подбери
предмет такого же цвета»
Подбор по продолжению
картинки, по соединению
деталей.
Дидактическая игра «Часть и
целое»
Узнавание предмета по его
отдельным частям.
Дорисовывание незаконченного
изображения знакомого
предмета:
«Дорисуй половинку
матрешки»
Узнавание предмета по
нескольким признакам

Подбирают оттенки к
основным цветам по
образцу

Умеют подбирать предмет такого
же цвета самостоятельно

Подбирают по
продолжению картинки с
помощью учителя

Подбирают по продолжению
картинки, по соединению
деталей часть и целое

Узнают предмет по его
отдельным частям по
опоре на образец

Дорисовывают незаконченное
изображения знакомого предмета
самостоятельно

Узнают предмет по
нескольким признакам с
помощью учителя

Узнают предмет по нескольким
признакам самостоятельно

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти – 3 часа
18

Нахождение
отличительных и общих
признаков , «нелепиц» на
картинках

1

19

Тренировка зрительной
памяти

1

20

Тренировка зрительной
памяти

1

Нахождение отличительных и
Находят «нелепицы» на
общих признаков , «нелепиц»
картинках с помощью
на картинках:
учителя
Дидактическая игра
«Путаница» по мотивам
произведения К.Чуковского
Тренировка зрительной памяти. Выполняют упражнения
Дидактическая игра «Что
на зрительную память по
изменилось?»
инструкции учителя
Тренировка зрительной памяти. Используют повторение
Дидактическая игра «Нарисуй
при запоминании с
по памяти»
помощью учителя
Восприятие особых свойств предметов - 3 часа

Находят отличительные и общие
признаки предметов
самостоятельно

Выполняют упражнения на
зрительную память
самостоятельно
Рисуют по памяти сложные
узоры

21

22

Температура. Градусники
для измерения тела, воды,
воздуха
Закрепление адекватного
восприятия запахов

Измеряют температуру
тела, воды, воздуха по
инструкции учителя
1
Дифференцировка запахов.
Определяют предмет по
Игры «Определи предмет по
запаху с помощью
запаху», «Баночка с запахом»
учителя
1
Измерение веса предметов на
Измеряют предмет на
весах
весах по инструкции
учителя
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 3 часа
1

23

Упражнения в измерении
веса предметов на весах

24

Выделение и различение
звуков окружающей
среды

1

25

Развитие слухового
восприятия

1

26

Совершенствование
слухового восприятия и
памяти

1

27

Ориентировка в
пространстве школы

1

Исследование назначения
градусника

Выполняют самостоятельно
измерение температуры
Дифференцируют запахи
самостоятельно
Умеют дифференцировать
предметы по весу
самостоятельно

Выделение и различение звуков Различают звуки
окружающей среды(стон, звон, окружающей среды по
гудение, жужжание).
инструкции учителя
Дидактическая игра «Узнай на
слух»
Воспроизведение звуков при
Воспроизводят звуки и
назывании определенных слов- называют определенные
сигналов.
слова-сигналы по
Упражнения на развитие
инструкции учителя
слуховой памяти (повтор
хлопков, притопов).
Дидактическая игра «Запомни
слова»
Различение мелодии,
Распознают и называют
прослушивание музыкальных
музыкальные отрывки по
отрывков
образцу
Восприятие пространства - 4 часа

Выделяют и различают звуки
окружающей среды (стон, звон,
гудение, жужжание)

Нахождение и определение
месторасположения
помещений.
(в классе, в школе).
Игра «Покажи товарищам
школу»

Ориентируются в пространстве
(в классе, в школе)

Находят
месторасположения
помещений с помощью
учителя

Умеют выполнять упражнения на
развитие слуховой памяти
самостоятельно

Выполняют упражнения на
развитие слуховой памяти
самостоятельно

Определение
расположения объектов в
ближнем и дальнем
пространстве
Ориентировка на листе
бумаги

1

30

Ориентировка на
собственном теле

1

31

Упражнения на
графической модели
«Часы».
Определение времени по
часам. Сутки
Развитие восприятия
пространства и времени

Формирование
восприятия возраста

1

28

29

32

33

Определение расположение
Определяют
объектов в пространстве.
расположение объектов в
Составление схемы
пространстве с помощью
расположения объектов
учителя
Определение направления на
Ориентируются на листе
листе бумаги по-разному
бумаги разного формата
расположенного
по образцу
(горизонтально, вертикально,
под углом).
Игра «Положи»
Определение и нахождение
Находят части тела по
частей тела.
инструкции педагога
Игра «Руки, ноги, голова»
Восприятие времени - 3 часа

Определяют расположения
объектов в ближнем и дальнем
пространстве

1

Определение времени по часам

Определяют по образцу
время по часам

Ориентируются в пространстве и
во времени самостоятельно

1

Ориентировка по календарю.
Дидактическая игра
«Расположите по порядку»
(времена года, месяцы, дни
недели, части суток)
Определение возраста человека.
Возраст людей (ребенок,
взрослый-старик)

Располагают по образцу
порядок времен года

Умеют ориентироваться в
пространстве и во времени
самостоятельно

Определяют возраста
человека по инструкции
учителя

Определяют возраст людей
(ребенок, взрослый-старик)

1

Ориентируются на листе бумаги
по-разному расположенной
самостоятельно

Определяют и находят части тела
самостоятельно

34

Обследование познавательной сферы и графомоторных навыков - 1 час
Обследование
1
Выполнение графических
Ориентируются в
Выполняют графические задания
графомоторных навыков
заданий (зрительные и на слух) пространственных
без опоры на образец
Обследование
Выполнение заданий на
понятиях, удерживают и
Выделяют 4-й лишний
познавательной
развитие познавательной
фиксируют взгляд на
самостоятельно.
деятельности
деятельности
пространстве листа
Выделяют основные
Выделяют 4-й лишний с
структурные элементы предмета,
помощью учителя.
их пространственное
Выделяют основные
соотношение, и мелкие детали.
структурные элементы
Составляют целое из частей.
предмета, их
Определяют речевые и
пространственное
неречевые звуки.
соотношение, кроме
Ориентируются на собственном
мелких деталей.
теле и листе бумаги
Составляют целое из
частей по образцу.
Выполняют команды на
слух (4-х звенные).
Ориентируются на
собственном теле и листе
бумаги с помощью
педагога

Организационный раздел
Контрольно-измерительные материалы
На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
система оценивания является безотметочной, в тоже время педагог-дефектолог
постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные
способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации
успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме
тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального
обследования.
Педагог-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется
протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и
познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию
психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А.
Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки.
Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени
успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации
отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых
ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения
более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения
методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Критерии оценки уровня развития:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график
динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить
динамику его познавательного развития.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
1.
Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела).
2. Наборы предметных и сюжетных картинок.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Дидактические игры.
5. Шаблоны, трафареты.
6. Конструктор.
7. Компьютер, колонки, принтер, ламинатор.
8. Боровик О. В. Развитие воображения: метод. Рекомендации. М., 2000. 112 с.
9. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006. 160
с.
10. Красный Ю. Е. Арт ‒ всегда терапия. Развитие детей со специальными
потребностями средствами искусств. М., 2019. 256 с.
11. Родионова Г. С. Развитие воображения у старших школьников с общим
недоразвитием речи в процессе работы со сказкой: автореф. дис. … канд. психол. наук.
Нижний Новгород, 2012. 25 с.
12. Шаповалова О. Е. Применение экспериментальных методик, построенных на
основе рисования, в процессе психологического изучения школьников с нарушением
интеллекта // Вестник Приамурского государственного университета им. ШоломАлейхема. 2015. № 1. С. 120-129.
13. Шилова Е. А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной
недостаточность в процессе деятельности (на примере 86 уроков изобразительного
искусства): учеб. Пособие. Саранск., 1997. 55 с.
14. Юдина В. А. Особенности продуцирования сказочных импровизаций
младшими школьниками с психическим недоразвитием // Образование и наука. 2010.
№3. С. 85-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-produtsirovaniyaskazochnyh-improvizatsiy-mladshimi-shkolnikami-s-psihicheskim-nedorazvitiem
(дата
обращения: 09.04.2023).
15. Психолого-педагогическая диагностика развития раннего и дошкольного
возраста : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования
детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А.
Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.
16. Озерецкий Н.И. Подготовка к школе: пробы Озерецкого.
17. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Издво УРАО.
18. Диагностика мелкой моторики и графомоторных навыков (Н.И. Озерецкий,
М.О. Гуревич).
19. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия
20. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности
ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М. М. Семаго и Н.Я. Семаго, 2005
г.
21. Чуковский К. И. «Путаница» - https://nukadeti.ru/skazki/chukovskijputanica?ysclid=meqsmhlza7225917554

Сведения об авторе
Дей Виктория Вячеславовна – учитель 1КК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».