Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена
на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных учреждений
Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой
природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Задачи обучения:
первоначальное формирование естественнонаучных знаний;
обобщение и систематизация полученных ранее знаний;
первоначальное
формирование
умения
наблюдать,
анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром;
развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между природными
явлениями и жизнью человека;
знакомство с объектами и явлениями окружающего мира.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4
классе определяет следующие задачи:
углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой природе,
новых знаний об основных ее элементах;
расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений
и простейших опытных действий;
формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
углубление знаний обучающихся о природе своего края;
формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности
человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе;
формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и
неживой природы;
формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике света
и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии
Солнца на жизнь растений, животных, человека;
закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных,
человека;
раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и жизнью
человека;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Основная форма организации учебных занятий – урок.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2025 – 2026 учебном году в 4 «А» классе – 14 обучающихся. Это: Мурзин
Максим (интеллектуальные нарушения), Лахин Дмитрий (интеллектуальные
нарушения), Ульянов Михаил (интеллектуальные нарушения), Лысак Денис
(интеллектуальные нарушения), Борисова Светлана (интеллектуальные нарушения),
Смирнов
Руслан
(интеллектуальные
нарушения),
Халтурин
Всеволод
(интеллектуальные нарушения), Елисеев Рафаэль (интеллектуальные нарушения),
Чигрина Варвара (интеллектуальные нарушения), Лидовский Артем (интеллектуальные
нарушения, РАС), Заколодкина Ангелина (интеллектуальные нарушения), Городилов
Богдан (интеллектуальные нарушения), Чепчугов Андрей (ТМНР), Воробьева Арина
(ТМНР).
Общее количество обучающихся: 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков). Статус
«Ребенок-инвалид» имеют 8 обучающихся. Из многодетных семей – 5 обучающихся.
Дети, находящиеся под опекой – 1 обучающийся. Малообеспеченных семей нет. 1
семья, состоит на учете в ТКДН и ЗП. На индивидуальном обучении – 2 обучающихся.
11 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
2 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
1 ребенок обучается, согласно протоколам ПМПК, по АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.)
Обучаются в классе и посещают школу ежедневно – 12 человек.
По уровню сформированности учебных навыков и успеваемости по предметам
обучающихся можно разделить на 2 группы.
Обучающиеся 1 группы: Борисова С., Ульянов М., Смирнов Р., Елисеев Р.,
Заколодкина А. У данной группы детей сформированы основные учебные навыки
(отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке, понимают
поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога в начале выполнения задания. Обучающиеся усваивают
материал по основным предметам согласно программе. Могут самостоятельно писать,
читать. Могут выучить стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса.
Знают основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с
пластилином, цветной бумагой, картоном и ножницами. Вычислительные навыки
развиваются согласно программе.
Обучающиеся 2 группы: Лахин Д., Халтурин В., Лысак Д., Мурзин М., Чигрина
В., Городилов Б., Лидовский А. У данной группы детей сформированы основные
учебные навыки (отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке,
понимают поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога на протяжении всех этапов урока. Усваивают материал по
основным предметам согласно минимальному уровню программы. Требуется
непрерывное сопровождение на всех этапах урока, а также подбор индивидуальных
заданий по некоторым темам программы. Могут самостоятельно обводить по
карандашу и списывать текст с письменного и печатного образцов. Считают только с
помощью наглядности, очень медленно. Задачи самостоятельно не решают. Могут
выучить небольшое стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса. Знают
основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с пластилином,
цветной бумагой, картоном и ножницами.
На сегодняшний день проделана большая работа по сплочению классного
коллектива. Ярких конфликтных ситуаций в классе не наблюдалось. Обучающиеся
научились здороваться со взрослыми, выражать благодарность, оказывать помощь
одноклассникам, трудиться на благо класса. Дети очень любят дежурить в классе и
столовой.
12 обучающихся посещают группу продленного дня. Общаясь во внеурочное
время, они больше узнают друг о друге, об интересах друг друга. Дети с удовольствием
принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся, к результатам образования
на уровне личностных и предметных.
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и
чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и
при взаимодействии с живой и неживой природой;
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, любви к родной природе;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении объектов изучения;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных
условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для
классификации;
давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам;
знать правила гигиены тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;
соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней
ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
представлена в следующих единицах:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Оценка
достижений
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в
становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный)
контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение
пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих
пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в
следующих формах:
устный опрос;
творческие и практические работы;
самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно –
тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой
работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной
аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно
выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в
ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах,
соотносятся с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 91% заданий;
«хорошо» - от 64% до 90% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 50% до 63% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении
образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету
«Мир природы и человека» принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и
обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в
жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на
правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в
основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и
определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому
применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно
и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
Содержательный раздел
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и
тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала
используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся,
способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе
предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и
специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и
явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными
источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях
человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы
необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся
должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала
желательно проводить простейшие опыты.
В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации,
занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и
здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить
внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты природы.
Содержание разделов
№
п\п
Название раздела
1. Времена года. Осень
2. Живая природа. Растения
3. Времена года. Зима
4. Неживая природа
5. Живая природа. Животные
6. Времена года. Весна
7. Живая природа. Человек
8. Безопасное поведение
9. Времена года. Лето
Итого:
Количество часов
3
7
3
4
5
3
4
1
4
34
Контрольные
работы
1
1
№
Тема предмета
Кол
-во
час
ов
Учебно-тематическое планирование
Программное содержание
1
Сезонные изменения в
природе
Осень
1
2
Растения и животные
осенью
1
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Времена года. Осень - 3 часа
Обобщение полученных
Обобщают полученные
знаний о влиянии Солнца на
знания о влиянии Солнца на
изменения в природе
изменения в природе
(температура воздуха, воды,
(температура воздуха, воды,
количество тепла), на смену
количество тепла), на смену
времен года
времен года по иллюстрациям
Работа с календарем
Работают с календарем
Чередование времен года,
Рассказывают о чередовании
закрепление знаний о
времен года
названиях месяцев
Проговаривают названия
Проговаривание названий
месяцев с помощью учителя
месяцев
Называют 3-4 признака осени
Называние признаков осени
Работают с текстом об осени
Работа с текстом об осени
Выполняют задания по
Выполнение заданий по
учебнику с помощью учителя
учебнику
Сравнение рисунков
Сравнивают рисунки
Нахождение различий
Находят 1-2 различия
Запоминание названий
Читают 1-2 названия осенних
осенних цветов
цветов
Называние овощей по
Называют 3-4 овоща по
рисункам
рисункам
Выполнение заданий по
Выполняют задания по
учебнику, ответы на вопросы
учебнику
Обобщение и закрепление
Отвечают на вопросы кратко
представлений о жизни
Обобщают представления о
растений осенью
жизни растений осенью
Чтение текста
Читают часть текста
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Отгадывание загадок
Отгадывают загадки по
картинкам
Обобщают полученные знания о
влиянии Солнца на изменения в
природе (температура воздуха, воды,
количество тепла), на смену времен
года
Работают с календарем.
Рассказывают о чередовании времен
года
Проговаривают названия месяцев.
Называют 4-5 признаков осени
Работают с текстом об осени
Выполняют задания по учебнику
Сравнивают рисунки
Находят 2-3 различия, называют их
Проговаривают 2-3 названия осенних
цветов.
Называют 4-5 овощей Выполняют
задания по учебнику
Отвечают на вопросы полным
предложением
Обобщают представления о жизни
растений осенью
Читают текст
Рассматривают рисунки
Отгадывают загадки
Называют 4-5 известных животных
по картинкам
3
Труд людей осенью
Огород
1
4
Растения
Огород
1
5
Лес
Сад
1
Называние известных
Называют 3-4 известных
животных, ответы на вопросы животных по картинкам
Чтение текста
Читают часть текста
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы кратко
Выполнение заданий по
Выполняют задания по
учебнику
учебнику
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Называние садовых
Называют 1-2 садовых
инструментов
инструмента по картинке
Составление рассказа о
Составляют краткий рассказ о
деятельности человека в связи деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
с сезонными изменениями в
природе осенью
природе осенью по картинке
Живая природа. Растения - 7 часов
Показ объекта на рисунке
Показывают объект на
(поле, огород)
рисунке (поле, огород)
Перечисление
Перечисляют 1-2
инструментов для перекопки
инструмента для перекопки
земли
земли по картинке
Ответы на вопросы об
Отвечают на вопросы об
овощах
овощах кратко
Словарная работа
Работают с опорными
(корнеплоды, овощеводы,
словами (корнеплоды,
теплица)
овощеводы, теплица)
Выполнение заданий по
Выполняют задания по
учебнику
учебнику с помощью учителя
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Называние предметов мебели Называют 1-2 предмета
Наблюдение за растениями
мебели по картинке
сада и леса осенью: яблоня,
Наблюдают за растениями
осина, липа, акация, орешник
сада и леса осенью: яблоня,
Перечисление названий
осина, липа, акация, орешник
лиственных и хвойных
Перечисляют 2-3 названия
деревьев
лиственных и хвойных
Ориентировка в пространстве деревьев с помощью учителя.
(определение право, лево,
Ориентируются в
сзади, спереди)
пространстве (определение
Читают текст
Отвечают на вопросы полным
предложением
Выполняют задания по учебнику
Рассматривают рисунки
Называют 2-3 садовых инструмента
Составляют рассказ о деятельности
человека в связи с сезонными
изменениями в природе осенью
Показывают и называют объект на
рисунке
(поле, огород).
Перечисляют 2-3
инструмента для перекопки земли в
натуральном виде в естественных
условиях
Отвечают на вопросы об овощах
полным предложением
Работают с опорными словами
(корнеплоды, овощеводы, теплица)
Выполняют задания по учебнику
Рассматривают рисунки
Называют 2-3 предмета мебели
Наблюдают за растениями сада и
леса осенью: яблоня, осина, липа,
акация, орешник
Перечисляют 3-4 названия
лиственных и хвойных деревьев
Ориентируются в пространстве
(определение право, лево, сзади,
спереди) Рассматривают прибор для
ориентировки в пространстве
Рассматривание прибора для
ориентировки в пространстве
(компас)
6
Растения культурные и
дикорастущие
1
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Сравнение растений
Выполнение заданий по
учебнику
Описание ягод клубники
Знакомство с понятиями
«сорт», «семена»
7
Лекарственные
растения
1
8
Красная книга
1
Просмотр видео о
лекарственных растениях
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Знакомство с
лекарственными растениями
(чтение названия и
информации на аптечной
упаковке), способом их
применения, сроком
годности
Чтение рассказа о Красной
книге
Ответы на вопросы
Рассматривание
иллюстраций о редких видах
растений и
животных, их описание по
внешнему виду
право, лево, сзади, спереди) с
помощью учителя
Рассматривают прибор для
ориентировки в пространстве
(компас)
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Сравнивают 1-2 растения
(наиболее
распространенных)
Выполняют задания по
учебнику
Описывают ягоды клубники
Знакомятся с понятиями
«сорт», «семена» с помощью
учителя
(компас)
Просматривают видео о
лекарственных растениях
Читают часть текста
Рассматривают рисунки
Знакомятся с
лекарственными растениями
(читают названия и
информацию на аптечной
упаковке) с помощью
учителя
Отвечают на вопросы кратко
Читают часть рассказа о
Красной книге
Отвечают на вопросы кратко
Рассматривают иллюстрации
о редких видах растений и
животных
Отвечают на вопросы
Просматривают видео о
лекарственных растениях
Читают текст
Рассматривают рисунки
Знакомятся с лекарственными
растениями
(читают названия и информацию на
аптечной упаковке), способом их
применения, сроком годности
Отвечают на вопросы полным
предложением
Читают рассказ о Красной книге
Отвечают на вопросы полным
предложением
Рассматривают иллюстрации о
редких видах растений и
животных
Дают их описание по внешнему
виду
Отвечают на вопросы
Читают текст
Рассматривают рисунок
Сравнивают 2-3 растения
(наиболее
распространенных) Выполняют
задания по учебнику
Описывают ягоды клубники и
показывают их на картинке
Знакомятся с понятиями «сорт»,
«семена» с помощью учебника
9
Парки
1
10
Растения поля
1
11
Зима
Признаки зимы
1
Просмотр видео о парках
Чтение текста
Словарная работа (парк, аллея,
сквер)
Описание парка (сквера)
Ответы на вопросы
Называние известных парков,
расположенных вблизи
местожительства
Просматривают видео о
парках
Читают часть текста
Работают с опорными словами
(парк, аллея, сквер)
Описывают парк (сквера) по
картинке
Отвечают на вопросы кратко
Называют 1-2 известных
парка, расположенных вблизи
местожительства
Чтение текста
Читают часть текста
Составление рассказа об
Составляют краткий рассказ
изготовлении продуктов
об изготовлении продуктов
питания из муки
питания из муки с помощью
Словарная работа (жатва,
учителя
зернохранилище, озимые,
Работают с опорными словами
соломина, колос, метелка)
(жатва, зернохранилище,
Чтение текста (работа в поле в озимые, соломина, колос,
разное время года), беседа по
метелка), составляют
рисункам
словосочетания
Отгадывание загадок
Читают часть текста (работа в
Сравнение двух объектов
поле в разное время года)
(пшеница и рожь; овес и
Беседуют по рисункам
гречиха)
Отгадывают загадки по
Изготовление поделки из
картинкам
соломы
Сравнивают 2 объекта
(пшеница и рожь; овес и
гречиха) по картинке
Изготавливают поделки из
соломы с помощью учителя
Времена года. Зима - 3 часа
Называние зимних месяцев
Называют зимние месяцы по
Называние признаков зимы и
картинкам
зимних явлений природы
Называют 3-4 признака зимы
и зимних явлений природы по
картинкам
Просматривают видео о парках
Читают текст
Работают с опорными словами (парк,
аллея, сквер)
Описывают парк (сквера)
Отвечают на вопросы полным
предложением
Называют 2-3 известных парка
Читают текст
Составляют рассказ об изготовлении
продуктов питания из муки
Работают с опорными словами
(жатва, зернохранилище, озимые,
соломина, колос, метелка),
составляют словосочетания и
предложения
Читают текст (работа в поле в разное
время года) Беседуют по рисункам
Отгадывают загадки самостоятельно
Сравнивают 2 объекта (пшеница и
рожь; овес и гречиха)
Изготавливают поделки из соломы
Называют зимние месяцы
Называют 4-5 признаков зимы и
зимних явлений природы
Рассматривают рисунки
Определяют 4-5 признаков зимы
12
Растения и животные
зимой
1
13
Труд людей зимой
1
14
Неживая природа
Почва
1
Рассматривание рисунка
Определение признаков зимы
Объяснение схем
Чтение рассказа, ответы на
вопросы
Составление рассказа о
зимних месяцах с опорой на
рисунки
Рассматривание и сравнение
рисунков
Чтение текста
Описание зимнего леса
Нахождение одинаковых
снежинок
Рассматривание рисунка
Выполнение заданий по
учебнику
Составление рассказа о жизни
растений и животных зимой
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Чтение рассказа
Ответы на вопросы
Закрепление представлений о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе зимой
Безопасное поведение зимой:
гололёд
Рассматривают рисунки
Определяют 3-4 признака
зимы по картинкам
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы кратко
Составляют краткий рассказ о
зимних месяцах с опорой на
рисунки
Рассматривают рисунки
Читают часть текста
Описывают зимний лес по
картинке
Находят одинаковые
снежинки
Выполняют задания по
учебнику с помощью учителя
Отвечают на вопросы кратко
Составляют краткий рассказ о
жизни растений и животных
зимой с помощью наводящих
вопросов
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы кратко
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе зимой
Рассказывают о безопасном
поведении зимой: гололёд с
помощью учителя
Неживая природа - 4 часа
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассматривание глобуса
Рассматривают глобус
Читают рассказ
Отвечают на вопросы полным
предложением
Составляют рассказ о зимних
месяцах
Рассматривают рисунки
Читают текст
Описывают зимний лес по картинке
Находят одинаковые снежинки
Выполняют задания по учебнику
Отвечают на вопросы полным
предложением
Составляют рассказ о жизни
растений и животных зимой
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
Читают рассказ
Отвечают на вопросы полным
предложением
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в природе
зимой
Рассказывают о безопасном
поведении зимой: гололёд
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
Рассматривают глобус
15
Песок, глина, перегной
1
Нахождение морей и суши
Чтение текста о почве
Ответы на вопросы
Рассматривание образцов
почвы
Показ видов почвы
Знакомство обучающихся со
свойствами почвы, её
составом, значением для
жизни животных и человека
Составление рассказа об
обработке земли
Рассматривание образцов
почвы
Показ видов почвы
Простейшие свойства почвы,
их значение для растений
Способы обработки почвы:
рыхление, полив и т. д.
Практическая работа с песком
и глиной
Чтение текста
Составление рассказа о глине
Ответы на вопросы
Находят моря и суши с
помощью учителя
Читают часть текста о почве
Отвечают на вопросы кратко
Рассматривают образцы
почвы
Показывают виды почвы
Знакомятся со свойствами
почвы по картинкам
Составляют краткий рассказ
об обработке земли по
картинкам
Рассматривают образцы
почвы
Показывают виды почвы на
картинке
Слушают о простейших
свойства почвы,
их значение для растений
Изучают способы обработки
почвы: рыхление, полив и т. д.
по картинке
Выполняют практическую
работу с песком и глиной с
помощью учителя
Читают часть текста
Составляют краткий рассказ о
глине по картинке
Отвечают на вопросы кратко
Находят моря и суши
Читают текст о почве
Отвечают на вопросы полным
предложением
Рассматривают образцы почвы
Показывают виды почвы
Знакомятся со свойствами почвы, её
составом, значением для жизни
животных и человек в натуральном
виде в естественных условиях
Составляют рассказ об обработке
земли
Рассматривают образцы почвы
Показывают виды почвы на
картинке
Читают о простейших свойства
почвы,
их значение для растений
Изучают способы обработки почвы:
рыхление, полив и т. д. в
натуральном виде в естественных
условиях
Выполняют практическую работу с
песком и глиной
Читают текст
Составляют рассказ о глине
Отвечают на вопросы полным
предложением
16
Камни
1
17
Рельеф
Горы и равнины
1
18
Домашние
животные
1
Чтение текста.
Читают часть текста.
Рассматривание
Рассматривают разнообразные
разнообразных камней.
камни.
Ответы на вопросы.
Отвечают на вопросы кратко.
Рассматривание изделий из
Рассматривают изделия из
поделочных и драгоценных
поделочных и драгоценных
камней.
камней.
Просмотр видео.
Просматривают видео.
Составление рассказа о
Составляют краткий рассказ о
камнях
камнях по картинкам
Просмотр видео о горах
Просматривают видео о горах
Нахождение и называние на
Находят и показывают на
картинке гор и равнин
картинке горы и равнины
Чтение текста учебника,
Читают часть текста учебника
ответы на вопросы
Отвечают на вопросы кратко
Сравнение гор, холмов,
Сравнивают горы, холмы
нахождение сходства и
находят сходство
различий
Срисовывают горы и холмы в
Зарисовка гор и холмов в
рабочую тетрадь
рабочей тетради
Составляют рассказ о нашей
Составление рассказа о нашей местности по картинке
местности
Живая природа. Животные - 3 часа
Чтение текста о роли и
Читают часть текста о роли и
значения домашних животных значения домашних животных
в жизни человека
в жизни человека
Знакомство с работой
Знакомятся с работой
человека по созданию новых,
человека по созданию новых,
полезных для него пород
полезных для него пород
животных
животных
Называние домашних
Называют домашних
животных по рисунку
животных по рисунку
Правила ухода за домашними Слушают о правилах ухода за
животными
домашними животными
Рассказ о домашних
Рассказывают о домашних
животных: лошадь, овца,
животных: лошадь, овца,
корова, свинья. Разведение
корова, свинья по картинкам
Читают текст.
Рассматривают разнообразные
камни.
Отвечают на вопросы полным
предложением.
Рассматривают изделия из
поделочных и драгоценных камней.
Просматривают видео.
Составляют рассказ о камнях
Просматривают видео о горах
Находят и называют горы и равнины
на картинке
Читают текст учебника
Отвечают на вопросы полным
предложением
Сравнивают горы, холмы находят
сходство и различия
Зарисовывают горы и холмы в
рабочей тетради
Составляют рассказ о нашей
местности
Читают текст о роли и значения
домашних животных в жизни
человека
Знакомятся с работой человека по
созданию новых, полезных для него
пород животных
Называют домашних животных
Читают о правилах ухода за
домашними животными
Рассказывают о домашних
животных: лошадь, овца, корова,
свинья.
19 Птицы
20
Дикие птицы
21 Весна
Растения весной
1
1
1
человеком домашних
животных, уход за ними
Разнообразие пород домашних
животных
Рассматривание рисунка
Называние знакомых птиц
Чтение текста о птицах
Домашние птицы: курица,
гусь, утка
Внешний вид, повадки, забота
о потомстве, уход за ними
Развешивание кормушек для
птиц
Рассказывают о разнообразии
пород домашних животных по
картинкам
Рассматривают рисунки
Называют 3-4 знакомые птицы
по картинке
Читают часть текста о птицах
Отвечают на вопросы кратко
Слушают о домашних птицах:
курица, гусь, утка
Описывают внешний вид
и правила уход за ними
Развешивают кормушки для
птиц
Чтение текста о
Читают часть текста о
водоплавающих птицах (дикие водоплавающих птицах (дикие
и домашние), с особенностями и домашние)
их строения, приспособлением Знакомятся с особенностями
к среде обитания
их строения, приспособлением
Нахождение на картинке
к среде обитания по картинке
диких птиц: утка, гусь, лебедь Находят на картинке 2-3 дикие
Сравнение с домашними
птицы утка, гусь, лебедь
уткой и гусем
Сравнивают с домашними
Просмотр видео о лебедях
уткой и гусем
Рассказ о птицах
Просматривают видео о
лебедях
Кратко рассказывают о птицах
с помощью учителя
Времена года. Весна - 3 часа
Просмотр видео о признаках
Просматривают видео о
весны
признаках весны
Определение признаков весны Определяют 3-4 признака
по рисункам
весны по рисункам
Наблюдение за погодой
Наблюдают за погодой
Чтение рассказа о весне
Читают часть рассказа о весне
Рассказывают о разнообразии пород
домашних животных по
прочитанному
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 знакомых птиц
Читают текст о птицах
Отвечают на вопросы полным
предложением
Слушают о домашних птицах:
курица, гусь, утка.
Описывают внешний вид, повадки,
заботу о потомстве и правила уход за
ними
Развешивают кормушки для птиц
Читают текст о водоплавающих
птицах (дикие и домашние),
Знакомятся с особенностями их
строения, приспособлением к среде
обитания
Находят на картинке 3-4 дикие птицы
утка, гусь, лебедь
Сравнивают с домашними
уткой и гусем
Просматривают видео о лебедях
Рассказывают о птицах
Просматривают видео о признаках
весны
Определяют 4-5 признака весны
Наблюдают за погодой
Читают рассказ о весне
Определяют названия месяца
22 Животные весной
1
23 Труд людей
весной
1
Определение названия месяца
по рисунку
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
растений весной
Отработка названий весенних
цветов
Посев семян и уход за
всходами
Чтение рассказа
Ответы на вопросы
Выполнение заданий по
учебнику
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
животных весной
Составление рассказа по
рисункам
Рисование муравейника в
тетради
Название детенышей
животных
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Закрепление представлений о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе весной
Называние весенних месяцев
на картинках
Чтение стихотворения о весне
Составление рассказа о труде
людей весной
Определяют названия месяца
по рисунку
Обобщают представления о
жизни растений весной
Называют 3-4 весенних цветка
по картинке
Высевают семена и
наблюдают за всходами
Обобщают представления о жизни
растений весной
Называют 3-4 весенних цветка в
натуральном виде в естественных
условиях
Высевают семена и ухаживают за
всходами
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
Выполняют задания по
учебнику
Обобщают представления о
жизни животных весной по
картинкам
Составляют краткий рассказ
по рисункам
Срисовывают муравейник в
тетрадь
Называют 2-3 детенышей
животных по картинке
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы кратко
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе весной по учебнику
Называют весенние месяцы по
картинкам
Читают часть стихотворения о
весне
Составляют рассказ о труде
людей весной по картинкам и
с помощью наводящих
вопросов учителя
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Выполняют задания по учебнику
Обобщают и закрепляют
представления о жизни животных
весной
Составляют рассказ
Рисуют муравейник в тетради
Называют 3-4 детенышей животных
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы полным
предложением
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в природе
весной по учебнику
Называют весенние месяцы
Читают стихотворение о весне
Составляют рассказ о труде людей
весной по картинкам
26 Человек
Мозг человека
1
27
Режим дня
1
28
Охрана природы
1
Живая природа. Человек – 4 часа
Показ частей тела человека
Показывают части тела
Чтение рассказа
человека на картинке
Ответы на вопросы
Читают часть рассказа
Выполнение практических
Отвечают на вопросы кратко
заданий
Выполняют практические
Объяснение и показ
задания с помощью учителя
неправильного поведения по
Показывают неправильное
картинке
поведение по картинке
Проговаривание правил
Читают правила
профилактики травм
профилактики травм
головного мозга
головного мозга
Рассматривание схемы
Рассматривают схемы
Называние частей суток
Называют части суток по
Закрепление знаний о режиме картинке
дня
Закрепляют знания о режиме
Чтение текста о режиме дня
дня
Ответы на вопросы
Читают часть текста о режиме
Составление рассказа о
дня
разнообразии часов
Отвечают на вопросы кратко
Изучение таблицы-режима
Составляют рассказ о часах
дня
Рассказывают о правильном
Рассказ о предупреждении
чередовании труда и отдыха с
перегрузок, правильном
помощью наводящих
чередование труда и отдыха
вопросов
Чтение текста
Читают часть текста
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Обсуждение состояния
Обсуждают состояния
природы и ее влияние на
природы и ее влияние на
здоровье человека
здоровье человека
Сравнение рисунков
Отвечают на вопросы кратко
Ответы на вопросы
Расширяют представления о
Расширение представлений о
необходимости бережного
необходимости бережного
отношения к природе как
отношения к природе как
среде обитания человека
среде обитания человека
Показывают части тела человека на
картинке
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы полным
предложением
Выполняют практические задания с
помощью учителя
Показывают и объясняют
неправильное поведение
Проговаривают правила
профилактики травм головного мозга
Рассматривают схемы
Называют части суток
Закрепляют знания о режиме дня
Читают текст о режиме дня
Отвечают на вопросы полным
предложением
Составляют рассказ о разнообразии
часов
Рассказывают о предупреждении
перегрузок, правильном чередование
труда и отдыха по картинкам
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунок
Обсуждают состояния природы и ее
влияние на здоровье человека
Сравнивают рисунки
Отвечают на вопросы полным
предложением
Расширяют представления о
необходимости бережного
отношения к природе как среде
обитания человека
29
30
Зоопарки
Безопасное поведение
дома и в школе.
Правила дорожного
движения
Транспорт.
1
1
Чтение текста
Рассматривание картинки
Называние известных
животных
Просмотр видео о зоопарках
Запись понятия в тетрадь
Составление рассказа о
занятиях людей, работающих
в заповедниках, лесничествах
Словарная работа
(заповедник, лесничество)
Читают часть текста
Рассматривают картинки
Называют 3-4 известных
животных по картинкам
Просматривают видео о
зоопарках
Составляют рассказ о
занятиях людей, работающих
в заповедниках, лесничествах
с помощью учителя
Работают с опорными
словами (заповедник,
лесничество), составляют
словосочетания
Безопасное поведение – 1 час.
Чтение текста
Читают часть текста
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Рассказ о правилах
Рассказывают о правилах
поведения и безопасности
поведения и безопасности
дома и в школе
дома и в школе по картинкам
Чтение стихотворение
Читают часть стихотворение
Чтение и запоминание
Читают и запоминают
телефонов экстренных служб
телефоны.
Чтение текста о правилах
Читают часть текста о
поведения на улице
правилах поведения на улице
Изучение ПДД: сигналы
Повторяют ПДД: сигналы
светофора, пешеходный
светофора, пешеходный
переход, правила нахождения переход, правила нахождения
ребенка на улице
ребенка на улице
(сопровождение взрослым,
(сопровождение взрослым,
движение по тротуару,
движение по тротуару,
переход улицы по
переход улицы по
пешеходному переходу)
пешеходному переходу)
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Правила безопасного
Повторяют правила
поведения в общественном
безопасного поведения в
транспорте.
Читают текст
Рассматривают картинки
Называют 4-5 известных животных
Просматривают видео о зоопарках
Составляют рассказ о занятиях
людей, работающих в заповедниках,
лесничествах по картинкам
Работают с опорными словами
(заповедник, лесничество),
составляют словосочетания и
предложения
Читают текст
Рассматривают рисунки
Рассказывают о правилах поведения
и безопасности дома и в школе
Читают стихотворение
Читают и называют телефоны
Читают текста о правилах поведения
на улице
Повторяют ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила
нахождения ребенка на улице
(сопровождение взрослым, движение
по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу)
Рассматривают рисунки
Повторяют правила безопасного
поведения в общественном
транспорте
Показывают и называют разные
транспортные средства
Читают стихотворение о разных
транспортных средствах экстренных
Показ и называние разных
транспортных средств на фото
Чтение стихотворения о
разных транспортных
средствах
31
Лето
Растения летом
1
общественном транспорте по
картинкам
Показывают и называют
разные транспортные средства
на фото
Читают часть стихотворения
о разных транспортных
средствах экстренных служб
Времена года. Лето - 4 часа
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Называние признаков лета
Называют 3-4 признака лета
Рассказ по схеме о влиянии
по картинкам
солнца
Рассказывают по схеме о
Чтение рассказа
влиянии солнца
Ответы на вопросы
Читают часть рассказа
Сравнение рисунков
Отвечают на вопросы
Называние деревьев по фото
Сравнивают рисунки
Зарисовка фруктов и цветов
Называют 2-3 дерева по фото
по памяти
Раскрашивают фрукты и
Чтение стихотворения
цветы по памяти
Составление рассказа о
Читают часть стихотворения
растениях леса летом
Составляют рассказ о
Обобщение и закрепление
растениях леса летом по
представлений о жизни
картинкам
растений летом
Обобщают представления о
жизни растений летом по
картинкам
служб
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 признаков лета
Рассказывают по схеме о влиянии
солнца
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Сравнивают рисунки
Называют 3-4 дерева
Зарисовывают фрукты и цветы по
памяти
Читают стихотворение
Составляют рассказ о растениях леса
летом
Обобщают представления о жизни
растений летом по памяти
32
Животные летом
1
33
Труд людей летом
Безопасные летние
каникулы
1
34
Итоговый тест за 4
класс.
1
Рассматривание рисунков
Нахождение и показ
известных животных
Называние детенышей
животных
Составление рассказа о звере
по плану
Рассказ о домашних животных
по рисунку
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
животных летом
Рассматривание картинок
Чтение рассказа
Ответы на вопросы
Составление рассказа
Закрепление представлений о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе летом
Чтение стихотворения
Проговаривание правил
купания и нахождения на
солнце
Выполнение заданий по
учебнику
Зарисовка любимого времени
года
Выполнение теста.
Рассматривают рисунки
Находят 3-4 известных
животных по картинке
Называют 3-4 детенышей
животных по картинке
Составляют рассказ о звере по
картинке
Рассказывают о домашних
животных по рисунку
Закрепляют представления о
жизни животных летом
Рассматривают рисунки
Находят 4-5 известных животных
Называют 3-4 детенышей животных
Составляют рассказ о звере по плану
Рассказывают о домашних животных
по рисунку
Закрепляют и обобщают
представления о жизни животных
летом
Рассматривают картинки
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе летом
Читают часть стихотворения
Проговаривают 2-3 правила
купания и нахождения на
солнце
Выполняют задания по
учебнику
Срисовывают любимое время
года
Выполняют тест с помощью
педагога.
Рассматривают картинки
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в природе
летом
Читают стихотворение
Проговаривают 2-3 правила купания
и нахождения на солнце
Выполняют задания по учебнику
Зарисовывают любимое время года
Выполняют тест самостоятельно.
Организационный раздел
Контрольно-измерительные материалы
Годовая итоговая контрольная работа
По учебному предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 4 класса
1.
Документы, определяющие содержание контрольной работы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
2.
Назначение контрольной работы: определить качество обучения
обучающихся на конец 4 класса и в целях осуществления мониторинга результатов.
3.
Содержание проверочной работы – тест из 10 заданий.
4.
Продолжительность проверочной работы - 40 минут.
5.
Система заданий.
Ф.И., Класс_________________________________________________________
1. Соедини понятия:
Береза
Малина
Ромашка
Куст
Трава
Дерево
2. Найди название каждой картинке:
Насекомые
Птицы
Рыбы
3. Определи, какая на картинках поверхность земли и соедини стрелками:
овраги
горы
холмы
равнины
4. Выбери и подчеркни, какие инструменты нужны для работы в огороде и саду:
лопата, грабли, швабра, лейка, ведро, пылесос, секатор.
5. Подчеркни водоплавающих птиц:
утка, курица, гусь, индюк, лебедь.
6. Книга с редкими растениями и животными называется… (Подчеркни
правильный ответ)
Зеленая книга
Красная книга
Черная книга
Золотая книга
7. Подпиши каждую часть растения на картинке, используя слова:
корень, стебель, лист, цветок, плод.
8. Как нужно поступить, если ты найдешь гнездо с птенцом? (Подчеркни
правильный ответ)
Возьму птенца домой.
Поглажу и уйду.
Подойду поближе, чтобы лучше рассмотреть птенца.
Буду наблюдать издалека, на подходя близко к гнезду.
9. Рассмотри рисунки. Запиши под каждой название зимнего месяца.
10. Вспомни что такое режим дня школьника. Подпиши верное время суток,
соответствующее твоему режиму дня:
6. Система оценивания контрольной работы.
№
Правильный ответ
Достаточный
уровень
Правильный
ответ
Минимальный
уровень
4
Береза – дерево
Малина – куст
Ромашка – трава
1 картинка – рыбы
2 картинки – насекомые
3 картинка – птицы
1 картинка – равнины
2 картинка – холмы
3 картинка – овраги
4 картинка – горы
лопата, грабли, лейка, ведро, секатор.
5
утка, гусь, лебедь.
6
Красная книга
1
2
3
Решения и
оцениванию
указания
к Максимум
баллов
Каждое верное утверждение
1 б.
3 б.
Каждое верное утверждение
1 б.
3 б.
Каждое верное утверждение
1 б.
4 б.
Каждое верное утверждение
1 б.
Каждое верное утверждение
1 б.
Каждое верное утверждение
1 б.
5 б.
3 б.
1 б.
9
Сверху вниз: цветок, плод, стебель, лист,
корень.
Буду наблюдать издалека, на подходя
близко к гнезду.
Декабрь, январь, февраль.
10
Утро, день, вечер, ночь.
7
8
Отметка по 5тибалльной
шкале
Первичные
баллы
(диапазон)
Каждое верное утверждение
1 б.
Каждое верное утверждение
1 б.
Каждое верное утверждение
1 б.
Каждое верное утверждение
1 б.
5 б.
1 б.
3 б.
4 б.
«2»
«3»
«4»
«5»
(менее 49 %
правильно
выполненных
заданий)
(50 - 63 %
правильно
выполненных
заданий)
(64 – 90 %
правильно
выполненных
заданий)
(от 91 %
правильно
выполненных
заданий)
0 - 15 баллов
16 – 20 баллов
21 - 29 баллов
30 – 32 баллов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
1.
Мир
природы и человека. 4 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. 4. 1 /
[Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др.]. — М. : Просвещение, 2018. —
63 с.
2.
Мир
природы и человека. 4 класс. Учеб, для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 /
[Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др.]. — М. : Просвещение, 2018. —
80 с.
3. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. — М. : Просвещение, 2018. — 63 с.
4. Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела).
5. Наборы предметных и сюжетных картинок.
6. Карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.).
7. Слоговые таблицы.
8. Дидактические игры.
9. Образцы написания букв.
10. Мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты.
11. Конструктор.
12. Компьютер, колонки, принтер, ламинатор.
Сведения об авторе
Дей Виктория Вячеславовна – учитель 1КК.