4 класс Коммуникация

Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Коммуникация и
правила социального поведения» составлена на основе следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных учреждений
Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;

13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Коррекционно-развивающий курс «Коммуникация и правила социального
поведения» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу
«Коммуникация и правила социального поведения» в 4 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа определяет цель и задачи коррекционных занятий
«Коммуникация и правила социального поведения».
Цель обучения – формирование навыков общения и культуры поведения
обучающихся, посредством развития и совершенствования их нравственных качеств, с
ориентацией на общечеловеческие ценности.
Задачи:
- формирование и развитие умения самостоятельно ориентироваться в разнообразии
жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно
реагировать на слова и поступки других людей;
- формирование и развитие навыков общения и социальной активности в различных
жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими
окружающими людьми;
- коррекция нарушенных формы поведения;
- привитие таких качеств как: сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать
помощь других;
- формирование ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и
общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.
Основная форма организации учебных занятий – урок.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2025 – 2026 учебном году в 4 «А» классе – 14 обучающихся. Это: Мурзин
Максим (интеллектуальные нарушения), Лахин Дмитрий (интеллектуальные
нарушения), Ульянов Михаил (интеллектуальные нарушения), Лысак Денис
(интеллектуальные нарушения), Борисова Светлана (интеллектуальные нарушения),
Смирнов
Руслан
(интеллектуальные
нарушения),
Халтурин
Всеволод
(интеллектуальные нарушения), Елисеев Рафаэль (интеллектуальные нарушения),
Чигрина Варвара (интеллектуальные нарушения), Лидовский Артем (интеллектуальные
нарушения, РАС), Заколодкина Ангелина (интеллектуальные нарушения), Городилов
Богдан (интеллектуальные нарушения), Чепчугов Андрей (ТМНР), Воробьева Арина
(ТМНР).
Общее количество обучающихся: 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков). Статус
«Ребенок-инвалид» имеют 8 обучающихся. Из многодетных семей – 5 обучающихся.
Дети, находящиеся под опекой – 1 обучающийся. Малообеспеченных семей нет. 1
семья, состоит на учете в ТКДН и ЗП. На индивидуальном обучении – 2 обучающихся.

11 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
2 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
1 ребенок обучается, согласно протоколам ПМПК, по АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.)
Обучаются в классе и посещают школу ежедневно – 12 человек.
По уровню сформированности учебных навыков и успеваемости по предметам
обучающихся можно разделить на 2 группы.
Обучающиеся 1 группы: Борисова С., Ульянов М., Смирнов Р., Елисеев Р.,
Заколодкина А. У данной группы детей сформированы основные учебные навыки
(отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке, понимают
поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога в начале выполнения задания. Обучающиеся усваивают
материал по основным предметам согласно программе. Могут самостоятельно писать,
читать. Могут выучить стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса.
Знают основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с
пластилином, цветной бумагой, картоном и ножницами. Вычислительные навыки
развиваются согласно программе.
Обучающиеся 2 группы: Лахин Д., Халтурин В., Лысак Д., Мурзин М., Чигрина
В., Городилов Б., Лидовский А. У данной группы детей сформированы основные
учебные навыки (отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке,
понимают поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога на протяжении всех этапов урока. Усваивают материал по
основным предметам согласно минимальному уровню программы. Требуется
непрерывное сопровождение на всех этапах урока, а также подбор индивидуальных
заданий по некоторым темам программы. Могут самостоятельно обводить по
карандашу и списывать текст с письменного и печатного образцов. Считают только с
помощью наглядности, очень медленно. Задачи самостоятельно не решают. Могут
выучить небольшое стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса. Знают
основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с пластилином,
цветной бумагой, картоном и ножницами.
На сегодняшний день проделана большая работа по сплочению классного
коллектива. Ярких конфликтных ситуаций в классе не наблюдалось. Обучающиеся
научились здороваться со взрослыми, выражать благодарность, оказывать помощь
одноклассникам, трудиться на благо класса. Дети очень любят дежурить в классе и
столовой.
12 обучающихся посещают группу продленного дня. Общаясь во внеурочное
время, они больше узнают друг о друге, об интересах друг друга. Дети с удовольствием
принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся, к результатам образования
на уровне личностных и предметных.
Личностные:

- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально-значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
- знает о нравственных нормах поведения и соблюдает личную
неприкосновенность и достоинство других;
- знает о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих
достоинствах и недостатках;
- знает о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице,
на транспорте и др.;
- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с
людьми в разных жизненных ситуациях;
- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и
т.д.;
- знает об ответственности за свои поступки;
- владеет навыками самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Достаточный уровень:
- знает о нравственных нормах поведения и соблюдает личную
неприкосновенность и достоинство других;
- знает о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих
достоинствах и недостатках;
- владеет навыками урегулирования конфликтных ситуаций;
- знает о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице,
на транспорте и др.;
- умеет анализировать поступки свои и других людей;
- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с
людьми в разных жизненных ситуациях;

- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и
т.д.;
- имеет адекватную самооценку;
- несет ответственность за свои поступки;
- владеет навыками самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Система оценки достижений
Оценка личностных и предметных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, представлена в следующих единицах:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться
только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и
особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На уроках «Коммуникация и правила социального поведения» система
оценивания является безотметочной, в тоже время педагог-дефектолог постоянно
отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы
фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации
успешности обучения для каждого.

Содержательный раздел
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на
управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы
общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения
нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения
ребёнка в социальную среду, усвоения социального опыта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа включает в себя 5 разделов:
1 раздел. Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год.
2 раздел. Я среди людей. Отличие людей друг от друга по внешнему виду.
Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по
имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных
ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях
русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе.
Взаимовыручка и взаимопомощь.
3 раздел. Речевой этикет. Специфика речевого общения. Речь и отношение
человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные
правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и
обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,
извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел. Культура поведения. Семья, родители, родные. Отношение поколений
в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские
традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по
отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой,
за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино,
музее, библиотеке, больнице. Искусство делать подарки.
5 раздел. В мире сказок. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их
последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Лень и трудолюбие в сказках.
Жадность и щедрость. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в
сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел. Итоговые занятия. Прощание с начальной школой.
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
1.
Вводное занятие
2.
Я среди людей
3.
Речевой этикет
4.
Культура поведения
5.
В мире сказок
6.
Итоговые занятия
Итого:

Количество
часов
1
6
6
12
6
3
34

Контрольные
работы
-

№

Тема предмета

Кол-во
часов

Учебно-тематическое планирование

1

Здравствуй, школа!

1

2

Кто я и как выгляжу?

1

3

Что в нашем имени?

1

Дифференциация видов деятельности
Программное содержание
Вводное занятие – 1 час.
Поздравление с началом учебного года
Знание и употребление слов приветствия и
прощания в школе и дома
Введение
в
тему
(рассматривание
картинки, свободные высказывания детей
по её содержанию)
Беседа с привлечением личного опыта
Составление рассказа об интересных
событиях, произошедших летом, показ
фотографий, рисунков
Конструирование диалогов на тему «Как я
провёл лето»
Я среди людей – 6 часов.
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Подготовка к составлению описания
внешности человека (игры «Наш портрет»,
«Рассказ по кругу» и др.)
Составление рассказов-описаний о себе и
товарищах
Конструирование и проигрывание
диалогов по теме
Продолжение работы по составлению
памятки «Секреты вежливого общения»

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Выражают свои просьбы,
используют
вежливые
слова,
используют
правила этикета при
встрече и расставании с
детьми и взрослыми
Составляют рассказы на
основе иллюстраций с
помощью
наводящих
вопросов учителя

Правильно
выражают
свои просьбы, умеют
здороваться, прощаться,
просить
прощения
и
извиняться, используют
соответствующие
выражения
Составляют рассказы на
основе иллюстраций

Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Принимают участие в
составлении рассказовописаний в соответствии
с речевыми
возможностями
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме с помощью учителя
Принимают участие в
составлении памятки
Воспитывать положительное отношение к Изучение презентации.
своему имени, формировать представление Работа с сюжетными
о культурных ценностях. Разыгрывание картинками.

Активно участвуют в
диалогах по темам
речевых ситуаций,
конструируют и
проигрывают диалоги
Составляют рассказыописания
Конструируют и
проигрывают диалоги по
теме
Составляют памятку

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.

ролевой
ситуации.
Прочитать
и Работа в тетрадях.
проанализировать художественное слово.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

4

Мы разные,
вместе.

5

но

мы

1

Дать понятие культуры общения между Изучение презентации.
девочками и мальчиками. Повторить Работа с сюжетными
правила социального поведения.
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Товарищи и друзья.

1

Проверить знания обучающихся о правилах Изучение презентации.
культурного поведения, общения.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

6

Как заводить друзей.

1

Познакомить обучающихся с понятием
«дружба». Что такое дружба? Какие
бывают друзья? Зачем они нужны
человеку?

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

7

Бескорыстие в дружбе.

1

Пояснить понятия (щедрость, жадность,
бережливость, бескорыстие). Что значит
быть бескорыстным? Кого называют
бескорыстным? Примеры собственного

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.

Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.

бескорыстного поступка или поступка Иллюстрирование.
сверстников.
Чтение
и
анализ Практическая работа.
художественных произведений и пословиц.
Речевой этикет – 6 часов.
Познакомить
с
невербальными
(несловесными)
средствами
общения
(мимикой, жестами, телодвижениями).
Упражнения в распознавании эмоций –
радости, грусти, страха. Повторить какие
жесты
не положены
в обществе
воспитанных людей.

8

Роль мимики, жестов и
позы в общении.

1

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

9

О вежливых словах и их
применении.

1

Проверить знания обучающихся о правилах Изучение презентации.
культурного поведения, общения.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

10

Правила
знакомства,
представления и
обращения.

1

Обсуждение, как вежливо обращаться с Изучение презентации.
просьбой к собеседнику. Разыгрывание Работа с сюжетными
ролевой ситуации.
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

11

Правила приветствия и
прощания.

1

Дать понятие о форме вежливого
приветствия и прощания. Разобрать
значение вежливых слов и правильное
употребление слов в речи. Учить

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.

Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.

выразительно произносить фразы, несущие Иллюстрирование.
различную
эмоциональную
окраску. Практическая работа.
Разыгрывание ролевой ситуации.

12

Правила извинения
просьбы.

и

1

Познакомить с правилами общения,
которые используются при извинении.
Учить, как находить выход из конфликтных
ситуаций, используя речевые формулы
извинения.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

13

Правила благодарности и
отказа.

1

Дать понятие о форме вежливого отказа и
благодарности.
Разобрать
значение
вежливых слов и правильное употребление
слов в речи. Учить выразительно
произносить фразы, несущие различную
эмоциональную окраску. Разыгрывание
ролевой ситуации.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

14

Старших нужно уважать.

1

15

Отношение к учителю.

1

Культура поведения – 12 часов.
Воспитывать положительное отношение к
старшим, формировать представление об
общечеловеческих
ценностях.
Разыгрывание
ролевой
ситуации.
Прочитать
и
проанализировать
художественное слово.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Воспитывать положительное отношение к
учителю, формировать представление об
общечеловеческих
ценностях.
Разыгрывание
ролевой
ситуации.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.

Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.

Прочитать
и
проанализировать Иллюстрирование.
художественное слово.
Практическая работа.

16

Младших
нужно
защищать и никогда не
обижать.

1

Дать представление о плохих и хороших Изучение презентации.
поступках. Учить оценивать поступок с Работа с сюжетными
точки зрения соблюдения моральных норм. картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

17

Как вести себя в школе,
на переменах.

1

Повторить
правила
поведения
в
общественных местах, сформулировать
правила речевого поведения (где нельзя
громко разговаривать).

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

18

Правила поведения
столовой, за столом.

в

1

Дать определение понятию «Культурный
человек», проанализировать, как выглядит
культурный человек. Чтение и анализ
ситуаций.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

19

Правила поведения
гостями, в гостях.
приглашение гостей

с

1

Продолжать
формировать
культуру
поведения в гостях. Повторить и закрепить
правила приема гостей. Учить вести себя
так, чтобы другим было приятно общаться.
Разыгрывание различных ситуаций.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.

Практическая работа.

20

Искусство поздравлять.

1

Введение в ситуацию (беседа с опорой на
иллюстрацию, обсуждение проблемного
вопроса)
Конструирование
поздравлений
Дифференциация в зависимости от
адресата
Знакомство с правилами оформления
письменного поздравления на открытке
Тренировочные
упражнения
в
подписывании поздравительных открыток
Подготовка поздравительной открытки и
подписи к ней

21

Как
правильно
разговаривать по
телефону.

1

Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Телефонный разговор»,
обсуждение проблемного вопроса)
Актуализация имеющихся знаний по теме
Составление «Правил общения по
телефону»
Прослушивание аудиозаписи фрагмента
сказки К. Чуковского «Телефон»
Чтение по ролям диалогов героев сказки с
опорой на фрагменты текста, заранее
подготовленные учителем (записанные на
карточках)
Проигрывание диалогов из сказки с
дополнением их словами приветствия,
благодарности, прощания
Ролевые игры «Телефонный разговор»

Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Составляют
поздравление
в
соответствии с речевыми
возможностями
с
помощью учителя
Подписывают
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку с помощью
учителя
Используют
диалогические формы
речи в различных
ситуациях общения
Участвуют в беседах на
темы, близкие личному
опыту ребенка
Пользуются правилами
речевого общения
Принимают участие в
ролевых играх в
соответствии с речевыми
возможностями

Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых ситуаций
Составляют поздравление
в
соответствии
с
речевыми возможностями
Подписывают
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку

Пользуются словами
этикета в различных
ситуациях общения
Участвуют в беседах на
темы, близкие личному
опыту ребенка
Применяют правила
речевого общения
Читают диалоги по
ролям, играют в ролевые
игры

22

Правила поведения
общественном
транспорте.

в

1

23

Как
вести
себя
в
общественных местах.

1

24

Правила поведения
театре и кино.

1

в

Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта)
Актуализация имеющихся знаний о
правилах поведения в общественном
транспорте
Конструирование возможных диалогов в
общественном транспорте
Ролевая игра «В автобусе»

Используют
правила
поведения
в
общественном
транспорте
Используют вежливые
слова
Конструируют
возможные диалоги в
общественном
транспорте с помощью
учителя
Играют
в
игры,
соблюдая правила
Повторить
правила
поведения
в Изучение презентации.
общественных местах, сформулировать Работа с сюжетными
правила речевого поведения (где нельзя картинками.
громко разговаривать).
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Рассматривание картинки по теме «Театр»,
«Кинотеатр», чтение стихотворения к
речевой ситуации
Установление по вопросам учителя
проблемы, изображённой на рисунке
Актуализация имеющегося опыта, знаний
по теме.
Обогащение словарного запаса по теме
(работа с иллюстрациями, ответы на
вопросы)
Моделирование и проигрывание
возможных диалогов в кинотеатре между

Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми
возможностями
Отвечают на вопросы
Моделируют и
проигрывают диалоги с
помощью учителя
Выражают свои
просьбы, используя
вежливые слова,
пользуются правилами
этикета

Умеют
пользоваться
правилами поведения в
общественном транспорте
Используют
вежливые
слова
Конструируют
возможные диалоги в
общественном
транспорте
Играют в игры, соблюдая
правила
Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Участвуют в ролевых
играх
Отвечают на вопросы
Моделируют и
проигрывают диалоги
Выражают свои просьбы,
используя вежливые
слова, пользуются
правилами этикета

25

Поведение в библиотеке
и музее.

1

26
27

Добро и зло в сказках.

2

28
29

Сказки – волшебство,
чудо и правда.

2

зрителем и кассиром, зрителем и
гардеробщиком
Составление «Правил вежливого зрителя»
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок по теме «Библиотека» «Музей»,
обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта)
Актуализация у обучающихся имеющихся
знаний о правилах поведения в библиотеке
и музее
Конструирование возможных диалогов с
библиотекарем и хранителем музея
Экскурсия в школьную библиотеку и
музей
Рассказывание сказок с опорой на
иллюстрированные книги, полученные в
библиотеке
Игра «Прятки со сказкой»
Отгадывание загадок по сказке (водящий
загадывает сказку, известную всем
игрокам, игроки задают ему вопросы,
чтобы узнать, какую сказку он загадал)
В мире сказок – 6 часов.
Продолжать формировать представление о
добре. Что значит добрый человек? Почему
люди бывают злыми? Объяснение смысла
пословиц о добре. Чтение и обсуждение
сказок.

Знакомство со сказкой (прослушивание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Беседа по картинкам в учебнике

Знакомятся с правилами
поведения в библиотеке
и музее, слушают
библиотекарей и
хранителей музея,
благодарят их
Составляют сказки на
основе иллюстраций с
помощью наводящих
вопросов учителя
Принимают участие в
игре «Прятки со
сказкой»

Соблюдают правила
поведения в библиотеке и
музее, ищут книги,
предложенные учителем,
слушают библиотекарей и
хранителей музея,
благодарят их,
составляют сказку,
ориентируются в
библиотеке
Играют в игру «Прятки со
сказкой»

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.
Понимают содержание
сказки, прочитанной
артистами в аудиозаписи

Слушают сказку
Отвечают на вопросы с
опорой на

Составление предложений по картинкам с
использованием текстовых синонимов
Подбор слов для связи эпизодов сказки:
жили-были, решили, зажили, однажды,
стали
Коллективное рассказывание сказки с
опорой на картинки

30
31

Сказка – ложь, да в ней
намек.

2

32
33

Будем вежливы всегда

2

иллюстративный
материал
Составляют простые
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Рассказывают сказку с
опорой на картинки и с
помощью учителя
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки в
соответствии со своими
речевыми
возможностями
Участие в викторине «Сказка ложь, да в ней Воспринимают на слух
намёк»
рассказы одноклассников
Представление любимой сказки в виде Отвечают на вопросы
рассказа, пересказа, иллюстраций
учителя с опорой на
иллюстративный
материал
Пересказывают сказку с
опорой
на
иллюстративный
материал
Итоговые занятия – 3 часа.
Проверить знания обучающихся о правилах Изучение презентации.
культурного поведения, общения.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Практическая работа.

Отвечают на вопросы по
содержанию сказки
Составляют
распространенные
предложения по
картинкам с
использованием
текстовых синонимов
Подбирают подходящие
слова для связи эпизодов
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки

Воспринимают на слух
рассказы одноклассников
Отвечают на вопросы
учителя
Пересказывают сказку

Изучение презентации.
Работа с сюжетными
картинками.
Работа в тетрадях.
Иллюстрирование.
Самостоятельное чтение
рассказов. Анализ
ситуаций.
Практическая работа.

34

Прощай
школа!

начальная

1

Поздравление с окончанием учебного года
Знание и употребление слов приветствия и
прощания в школе и дома
Введение
в
тему
(рассматривание
картинки, свободные высказывания детей
по её содержанию)
Беседа с привлечением личного опыта
Составление рассказа об интересных
событиях, произошедших летом, показ
фотографий, рисунков
Конструирование диалогов на тему «Как я
провёл этот учебный год»

Выражают свои просьбы,
используют
вежливые
слова,
используют
правила этикета при
встрече и расставании с
детьми и взрослыми
Составляют рассказы на
основе иллюстраций с
помощью
наводящих
вопросов учителя

Правильно
выражают
свои просьбы, умеют
здороваться, прощаться,
просить
прощения
и
извиняться, используют
соответствующие
выражения
Составляют рассказы на
основе иллюстраций

Организационный раздел
Контрольно-измерительные материалы
На коррекционных занятиях «Коммуникация и правила социального поведения»
система оценивания является безотметочной, в тоже время педагог-дефектолог
постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные
способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации
успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме
тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального
обследования.
Педагог-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется
протокол на обучающегося. Проводится мониторинг коммуникативных навыков:
первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию
коммуникативных навыков обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И.
Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки.
Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени
успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации
отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых
ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения
более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения
методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Критерии оценки уровня развития:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график
динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить
динамику его познавательного развития.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
1.
Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела).
2. Наборы предметных и сюжетных картинок.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Дидактические игры.
5. Шаблоны, трафареты.
6. Конструктор.
7. Компьютер, колонки, принтер, ламинатор.
8. Боровик О. В. Развитие воображения: метод. Рекомендации. М., 2000. 112 с.
9. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006. 160
с.
10. Красный Ю. Е. Арт ‒ всегда терапия. Развитие детей со специальными
потребностями средствами искусств. М., 2019. 256 с.
11. Родионова Г. С. Развитие воображения у старших школьников с общим
недоразвитием речи в процессе работы со сказкой: автореф. дис. … канд. психол. наук.
Нижний Новгород, 2012. 25 с.
12. Шаповалова О. Е. Применение экспериментальных методик, построенных на
основе рисования, в процессе психологического изучения школьников с нарушением
интеллекта // Вестник Приамурского государственного университета им. ШоломАлейхема. 2015. № 1. С. 120-129.
13. Шилова Е. А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной
недостаточность в процессе деятельности (на примере 86 уроков изобразительного
искусства): учеб. Пособие. Саранск., 1997. 55 с.
14. Юдина В. А. Особенности продуцирования сказочных импровизаций
младшими школьниками с психическим недоразвитием // Образование и наука. 2010.
№3. С. 85-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-produtsirovaniyaskazochnyh-improvizatsiy-mladshimi-shkolnikami-s-psihicheskim-nedorazvitiem
(дата
обращения: 09.04.2023).
15. Психолого-педагогическая диагностика развития раннего и дошкольного
возраста : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования
детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А.
Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.
16. Озерецкий Н.И. Подготовка к школе: пробы Озерецкого.
17. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Издво УРАО.
18. Диагностика мелкой моторики и графомоторных навыков (Н.И. Озерецкий,
М.О. Гуревич).
19. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия
20. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности
ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М. М. Семаго и Н.Я. Семаго, 2005
г.

Сведения об авторе
Дей Виктория Вячеславовна – учитель 1КК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».