4 класс Занимательный труд

Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Занимательный труд» составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный Приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных учреждений
Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;

13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Учебный курс «Занимательный труд» относится к предметной области
«Технология» и является частью учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений. Рабочая программа по учебному курсу «Занимательный
труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю).
Рабочая программа по учебному курсу «Занимательный труд» в 4 классе
определяет следующие цель и задачи.
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего
возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию
созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи:
− формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о
различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от
свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие
интереса к труду;
− формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду,
организованно входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем
месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по
окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной
работы, санитарно-гигиенические требования;
− обогащение представлений о процессе труда;
− воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;
− умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение
элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и
предвидеть результаты работы);
− нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности
трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного
отношения к труду взрослых;
− физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно-двигательной
координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и
ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов,
правильный захват инструментов;
− речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания,
полноте и последовательности изложения, грамматическому строю;
− эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и
красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности
его фактуры.
Основная форма организации учебных занятий – урок.

Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа,
индивидуальная, групповая, подгрупповая, работа в парах.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 2025 – 2026 учебном году в 4 «А» классе – 14 обучающихся. Это: Мурзин
Максим (интеллектуальные нарушения), Лахин Дмитрий (интеллектуальные
нарушения), Ульянов Михаил (интеллектуальные нарушения), Лысак Денис
(интеллектуальные нарушения), Борисова Светлана (интеллектуальные нарушения),
Смирнов
Руслан
(интеллектуальные
нарушения),
Халтурин
Всеволод
(интеллектуальные нарушения), Елисеев Рафаэль (интеллектуальные нарушения),
Чигрина Варвара (интеллектуальные нарушения), Лидовский Артем (интеллектуальные
нарушения, РАС), Заколодкина Ангелина (интеллектуальные нарушения), Городилов
Богдан (интеллектуальные нарушения), Чепчугов Андрей (ТМНР), Воробьева Арина
(ТМНР).
Общее количество обучающихся: 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков). Статус
«Ребенок-инвалид» имеют 8 обучающихся. Из многодетных семей – 5 обучающихся.
Дети, находящиеся под опекой – 1 обучающийся. Малообеспеченных семей нет. 1
семья, состоит на учете в ТКДН и ЗП. На индивидуальном обучении – 2 обучающихся.
11 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
2 детей обучаются, согласно протоколам ПМПК, по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
1 ребенок обучается, согласно протоколам ПМПК, по АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.)
Обучаются в классе и посещают школу ежедневно – 12 человек.
По уровню сформированности учебных навыков и успеваемости по предметам
обучающихся можно разделить на 2 группы.
Обучающиеся 1 группы: Борисова С., Ульянов М., Смирнов Р., Елисеев Р.,
Заколодкина А. У данной группы детей сформированы основные учебные навыки
(отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке, понимают
поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога в начале выполнения задания. Обучающиеся усваивают
материал по основным предметам согласно программе. Могут самостоятельно писать,
читать. Могут выучить стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса.
Знают основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с
пластилином, цветной бумагой, картоном и ножницами. Вычислительные навыки
развиваются согласно программе.
Обучающиеся 2 группы: Лахин Д., Халтурин В., Лысак Д., Мурзин М., Чигрина
В., Городилов Б., Лидовский А. У данной группы детей сформированы основные
учебные навыки (отличают урок от перемены, понимают правила поведения на уроке,
понимают поставленную учителем задачу, могут попросить о помощи и принимают ее).
Адаптационный период проходит достаточно хорошо. Данной категории детей
требуется помощь педагога на протяжении всех этапов урока. Усваивают материал по
основным предметам согласно минимальному уровню программы. Требуется
непрерывное сопровождение на всех этапах урока, а также подбор индивидуальных

заданий по некоторым темам программы. Могут самостоятельно обводить по
карандашу и списывать текст с письменного и печатного образцов. Считают только с
помощью наглядности, очень медленно. Задачи самостоятельно не решают. Могут
выучить небольшое стихотворение, рассказывают без эмоционального окраса. Знают
основные и дополнительные цвета. Овладевают навыками работы с пластилином,
цветной бумагой, картоном и ножницами.
На сегодняшний день проделана большая работа по сплочению классного
коллектива. Ярких конфликтных ситуаций в классе не наблюдалось. Обучающиеся
научились здороваться со взрослыми, выражать благодарность, оказывать помощь
одноклассникам, трудиться на благо класса. Дети очень любят дежурить в классе и
столовой.
12 обучающихся посещают группу продленного дня. Общаясь во внеурочное
время, они больше узнают друг о друге, об интересах друг друга. Дети с удовольствием
принимают активное участие в общешкольных мероприятиях и конкурсах.
Требования к уровню подготовки обучающихся, к результатам образования
на уровне личностных и предметных.
Личностные:
 формирование чувства гордости за свою Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять
порядок на рабочем месте);
− знать виды трудовых работ;
− знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
− знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
− пользоваться доступными технологическими (и инструкционными) картами;
− составлять стандартный план работы по пунктам;
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
− работать с доступными материалами;

− использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный
материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину;
конструировать из металлоконструктора);
− выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
− знать виды художественных ремесел;
− находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при
выполнении трудовых работ;
− осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;
− отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать
материалы;
− использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать
простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия
в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировать ход практической работы;
− оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков
трудового обучения.
Система оценки достижений
Оценка личностных и предметных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, представлена в следующих единицах:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться
только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и
особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На уроках «Занимательный труд» система оценивания является безотметочной, в
тоже время педагог-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения
обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Содержательный раздел
Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом повторения,
закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных
школьниками во третьем классе. Особенностью обучения в четвертом классе является
расширение спектра видов работы. Программный материал направлен на
формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о видах труда
близких к работе столяра, переплетчика, слесаря, швеи.
В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений и навыков
завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по
поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Для подачи учебного
материала необходимо использовать разные методы, вносить в обучение элементы
занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно
относиться к результатам детской деятельности.
Содержание разделов
№ Название раздела, темы
п/п
1 Работа с природными материалами
2 Работа с бумагой и картоном
3 Работа с пластическими материалами
4 Бумагопластика
5 Работа с текстильными материалами
6 Конструирование из бумаги и картона
7 Работа с разными материалами
Итого:

Количест
во часов
4
5
3
4
10
3
5
34

Контрольные работы
(кол-во)
-

№

Тема предмета

Кол-во
часов

Учебно-тематическое планирование

1

«Осенний урожай»

1

2

Аппликация из листьев
«Кактус - красавчик идет
в гости».

1

Дифференциация видов деятельности
Программное содержание

Минимальный уровень

Работа с природными материалами – 4 ч.
Беседа о подготовке природного материала Повторяют
виды
к работе. Повторение видов природных природных материалов,
материалов, видов работы с природными виды
работы
с
материалами.
природными
материалами.
Рассказывают о деревьях,
листьях по вопросам
учителя.
Сравнивают и находят
сходство и различия в
листьях деревьев.
Называют
природный
материал
и
его
художественновыразительные свойства.
Разбор аппликации и выделение основных Разбирают аппликацию и
признаков и свойств аппликационных выделяют
основные
изображений.
признаки и свойства
Изготовление аппликации из засушенных аппликационных
листьев
с опорой на предметно- изображений с помощью
операционный план в коллективной беседе. учителя.
Повторение правил организации рабочего Отображают словесно и
места
предметно-практически
пространственные связи
частей композиции по
вопросам учителя.
Составляют аппликацию
из сухих листьев с
опорой на предметно-

Достаточный уровень

Повторяют
виды
природных материалов,
виды
работы
с
природными
материалами.
Рассказывают о деревьях,
листьях по вопросам
учителя.
Сравнивают и находят
сходство и различия в
листьях деревьев.
Называют
природный
материал
и
его
художественновыразительные свойства.
Рассказывают о видах
аппликации.
Разбирают аппликацию и
выделяют
основные
признаки
и
свойства
аппликационных
изображений.
Отображают словесно и
предметно-практически
пространственные связи
частей композиции.
Составляют аппликацию
из сухих листьев с опорой
на
предметно-

3

Работа с природным
материалом.
Аппликация из листьев
«Золотой петушок»

1

Разбор аппликации и выделение основных
признаков и свойств аппликационных
изображений.
Изготовление аппликации из засушенных
листьев
с опорой на предметнооперационный план в коллективной беседе.
Повторение правил организации рабочего
места

4

Работа с природным
материалом.
Аппликация из листьев
«Лесной царь»

1

Разбор аппликации и выделение основных
признаков и свойств аппликационных
изображений.
Изготовление аппликации из засушенных
листьев
с опорой на предметнооперационный план в коллективной беседе.
Повторение правил организации рабочего
места

операционный план в
коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации
рабочего
места.
Разбирают аппликацию и
выделяют
основные
признаки и свойства
аппликационных
изображений с помощью
учителя.
Отображают словесно и
предметно-практически
пространственные связи
частей композиции по
вопросам учителя.
Составляют аппликацию
из сухих листьев с
опорой на предметнооперационный план в
коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации
рабочего
места.
Разбирают аппликацию и
выделяют
основные
признаки и свойства
аппликационных
изображений с помощью
учителя.
Отображают словесно и
предметно-практически
пространственные связи
частей композиции по
вопросам учителя.
Составляют аппликацию
из сухих листьев с

операционный план в
коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации
рабочего
места.
Рассказывают о видах
аппликации.
Разбирают аппликацию и
выделяют
основные
признаки
и
свойства
аппликационных
изображений.
Отображают словесно и
предметно-практически
пространственные связи
частей композиции.
Составляют аппликацию
из сухих листьев с опорой
на
предметнооперационный план в
коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации
рабочего
места.
Рассказывают о видах
аппликации.
Разбирают аппликацию и
выделяют
основные
признаки
и
свойства
аппликационных
изображений.
Отображают словесно и
предметно-практически
пространственные связи
частей композиции.
Составляют аппликацию
из сухих листьев с опорой

5

Аппликация. Дом

6
7

Плетение
коврика

из

1

полос

2

Работа с бумагой и картоном – 5 ч.
Разбор аппликации и выделение основных
признаков и свойств аппликационных
изображений.
Изготовление аппликации из бумаги с
опорой на предметно-операционный план в
коллективной беседе.
Повторение правил организации рабочего
места.

Знакомство с изделиями декоративноприкладного искусства.
Знакомство с понятием «геометрический
орнамент»,
рассмотрение
пространственного
размещения
его
элементов.
Разметка геометрического орнамента с
помощью угольника.
Разбор изделия, выделение его основных
признаков и деталей.

опорой на предметнооперационный план в
коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации
рабочего
места.

на
предметнооперационный план в
коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации
рабочего
места.

Разбирают аппликацию и
выделяют
основные
признаки и свойства
аппликационных
изображений с помощью
учителя.
Отображают словесно и
предметно-практически
пространственные связи
частей композиции по
вопросам учителя.
Составляют аппликацию
из бумаги с опорой на
предметнооперационный план в
коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации
рабочего
места.
Рассказывают о понятии
«геометрический
орнамент»
и
о
пространственном
размещении
его
элементов.
Разбирают
объект,
выделяя его признаки,
свойства и детали по
вопросам учителя.

Рассказывают о видах
аппликации.
Разбирают аппликацию и
выделяют
основные
признаки
и
свойства
аппликационных
изображений.
Отображают словесно и
предметно-практически
пространственные связи
частей композиции.
Составляют аппликацию
из бумаги с опорой на
предметно-операционный
план в коллективной
беседе.
Соблюдают
правила
организации
рабочего
места.
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства (коврах).
Рассказывают о понятии
«геометрический
орнамент»
и
о
пространственном
размещении
его
элементов.

Выполнение
сборки
намеченному плану.

8
9

Плетеный браслет.

2

изделия

по Рассказывают
о
геометрическом понятии
«прямой угол».
Вычерчивают
прямой
угол с помощью линейки
и
угольника
под
контролем учителя.
Используют
приобретенный
навык
при разметке деталей
изделия под контролем
учителя.
Работают в соответствии
с намеченным планом.
Ориентируются
в
пространстве
при
составлении
геометрического
орнамента
Знакомство с изделиями декоративно- Рассказывают о понятии
прикладного искусства.
«геометрический
Знакомство с понятием «геометрический орнамент»
и
о
орнамент»,
рассмотрение пространственном
пространственного
размещения
его размещении
его
элементов.
элементов.
Разметка геометрического орнамента с Разбирают
объект,
помощью угольника.
выделяя его признаки,
Разбор изделия, выделение его основных свойства и детали по
признаков и деталей.
вопросам учителя.
Выполнение
сборки
изделия
по Рассказывают
о
намеченному плану.
геометрическом понятии
«прямой угол».
Вычерчивают
прямой
угол с помощью линейки
и
угольника
под
контролем учителя.

Разбирают
объект,
выделяя его признаки,
свойства и детали.
Рассказывают
о
геометрическом понятии
«прямой угол».
Вычерчивают
прямой
угол с помощью линейки
и угольника.
Используют
приобретенный навык при
разметке деталей изделия.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются
в
пространстве
при
составлении
геометрического
орнамента
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства (коврах).
Рассказывают о понятии
«геометрический
орнамент»
и
о
пространственном
размещении
его
элементов.
Разбирают
объект,
выделяя его признаки,
свойства и детали.
Рассказывают
о
геометрическом понятии
«прямой угол».
Вычерчивают
прямой
угол с помощью линейки
и угольника.

10

Работа с пластилином.
Лепка
геометрических
тел.

1

Используют
приобретенный
навык
при разметке деталей
изделия под контролем
учителя.
Работают в соответствии
с намеченным планом.
Ориентируются
в
пространстве
при
составлении
геометрического
орнамента
Работа с пластическими материалами – 3 ч.
Пластилин и его физические свойства.
Рассказывают
о
Лепка конструктивным способом изделия пластилине
и
его
из геометрических тел.
физических свойствах по
Подготовка рабочего места для занятий вопросам учителя.
лепкой.
Лепят конструктивным
Повторение техники безопасности при способом изделия из
работе с пластилином
геометрических тел под
контролем учителя.
Владеют
основными
приемами лепки.
Сравнивают предметы по
величине по вопросам
учителя.
Осуществляют контроль
длины вылепленной из
пластилина заготовки со
схемами
в
рабочей
тетради
с
помощью
учителя.
Планируют работу с
опорой
на
изобразительнографический план по
вопросам учителя

Используют
приобретенный навык при
разметке деталей изделия.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются
в
пространстве
при
составлении
геометрического
орнамента

Рассказывают
о
пластилине
и
его
физических свойствах.
Лепят
конструктивным
способом изделия из
геометрических тел.
Владеют
различными
приемами лепки.
Сравнивают предметы по
величине.
Осуществляют контроль
длины вылепленной из
пластилина заготовки со
схемами
в
рабочей
тетради.
Планируют
работу с
опорой
на
изобразительнографический план.

11

Лепка животных по
наблюдениям. Домашние
животные.

1

Повторение
свойств
пластичных
материалов
и
приемов
работы
с
пластилином.
Подготовка рабочего места для занятий
лепкой.
Повторение техники безопасности при
работе с пластилином

С помощью учителя
повторяют
свойства
пластилина.
Под контролем учителя
готовят рабочее место.
Подбирают цвета.
Отщипывают, разминают
и скатывают пластилин
под контролем учителя

12

Лепка животных по
наблюдениям.
Дикие
животные.

1

Повторение
свойств
пластичных
материалов
и
приемов
работы
с
пластилином.
Подготовка рабочего места для занятий
лепкой.
Повторение техники безопасности при
работе с пластилином

С помощью учителя
повторяют
свойства
пластилина.
Под контролем учителя
готовят рабочее место.
Подбирают цвета.
Отщипывают, разминают
и скатывают пластилин
под контролем учителя

13
14

Мастерская
Деда
Мороза.
Объемные
игрушки. Дед Мороз и
Снегурочка.

2

Бумагопластика – 4 ч.
Повторение материала о функциональном
назначении изделий из бумаги.
Определение особенностей конструкции
изделия.
Выполнение приема разметки деталей
изделия по шаблону.
Овладение приемом: «надрез по короткой
линии».
Выполнение вырезания симметричных
деталей из бумаги, сложенной пополам.
Осуществление контроля за правильностью
выполнения трудовых действий.

Рассказывают
о
функциональном
назначении изделий из
бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия по
вопросам учителя.
Владеют
приемами
разметки
деталей
изделия по шаблону.
Владеют
приемом
«надрез по короткой
линии».
Владеют
приемом
вырезания
симметричных деталей

Называют
свойства
пластилина.
Правильно
организовывают рабочее
место.
Рассказывают
правила
работы с пластилином.
Выполняют
задание
самостоятельно,
по
инструкции
Называют
свойства
пластилина.
Правильно
организовывают рабочее
место.
Рассказывают
правила
работы с пластилином.
Выполняют
задание
самостоятельно,
по
инструкции
Рассказывают
о
функциональном
назначении изделий из
бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия.
Владеют
приемами
разметки деталей изделия
по шаблону.
Владеют приемом «надрез
по короткой линии».
Владеют
приемом
вырезания симметричных
деталей
из
бумаги,
сложенной пополам.

15

Мастерская
Деда
Мороза.
Изготовление
снежинок.

1

Разбор
изделия:
форма
изделия,
конструкция изделия и пространственное
соотношение его деталей.
Складывание базовой формы «змей» и
использование ее в изделии.
Чтение схем-рисунков с условными
обозначениями.
Выполнение
сборки
изделия
по
намеченному плану.
Осуществление контроля за правильностью
выполнения трудовых действий.

из бумаги, сложенной
пополам под контролем
учителя.
Контролируют
правильность
выполнения
трудовых
действий по вопросам
учителя.
Определяют
геометрическую форму
изделия,
конструкцию
изделия
и
пространственное
соотношение
его
деталей.
Рассказывают
о
геометрических фигурах
«квадрат»,
«треугольник»,
«многоугольник» и их
признаках.
Складывают
базовую
форму
«змей»
и
используют ее в изделии
под контролем учителя.
Владеют навыком чтения
схем-рисунков
с
условными
обозначениями
под
контролем учителя.
Работают в соответствии
с намеченным планом.
Ориентируются
в
пространстве.
Контролируют
правильность
выполнения
трудовых

Контролируют
правильность выполнения
трудовых действий.

Определяют
геометрическую форму
изделия,
конструкцию
изделия
и
пространственное
соотношение его деталей.
Рассказывают
о
геометрических фигурах
«квадрат»,
«треугольник»,
«многоугольник» и их
признаках.
Складывают
базовую
форму
«змей»
и
используют ее в изделии.
Владеют навыком чтения
схем-рисунков
с
условными
обозначениями.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются
в
пространстве.
Контролируют
правильность выполнения
трудовых действий.

16

Мастерская
Деда
Мороза.
Изготовление
гирлянд.

1

17
18
19

Салфетка с вышивкой и
бахромой.
Вышивание по линиям
рисунка.

3

действий по вопросам
учителя.
Технологии
работы
с
бумажными Осваивают технологию
полосами.
работы с бумажными
Выполнение приемов работы с бумагой: полосами.
разметка полос на бумаге по линейке Владеют техническими
(шаблону); разрез по длинной линии; приемами
(разметка
склеивание полос-заготовок; сгибание полос на бумаге по
полос. Изготовление складных игрушек из линейке
(шаблону);
бумажных полос.
разрез по длинной линии;
склеивание
полосзаготовок;
сгибание
полос)
с
частичной
помощью учителя.
Употребляют в речи
слова,
обозначающие
направление,
протяженность.
Работа с текстильными материалами – 10 ч.
Знакомство со способами отделки изделий Рассказывают о способах
из ткани.
отделки
изделий
из
Знакомство с видами ткани, ткачество.
ткани.
Беседа о холсте как о ткани с полотняным Рассказывают о понятии
переплетением нитей.
«вышивка».
Разбор изделия, выделение его основных Рассказывают о видах
признаков и деталей.
ткани, ткачестве.
Выполнение приема обработки края Изучают сведения о
салфетки способом выдергивания нитей холсте как о ткани с
(бахрома).
полотняным
переплетением нитей.
Разбирают
изделие,
выделяя его основные
признаки и детали по
вопросам учителя.
Работают в соответствии
с планом под контролем
учителя.

Осваивают технологию
работы с бумажными
полосами.
Владеют
техническими
приемами (разметка полос
на бумаге по линейке
(шаблону); разрез по
длинной
линии;
склеивание
полосзаготовок;
сгибание
полос).
Употребляют
в
речи
слова,
обозначающие
направление,
протяженность.
Рассказывают о способах
отделки изделий из ткани.
Рассказывают о понятии
«вышивка».
Рассказывают о видах
ткани, ткачестве.
Изучают
сведения
о
холсте как о ткани с
полотняным
переплетением нитей.
Разбирают
изделие,
выделяя его основные
признаки и детали.
Работают в соответствии с
планом.
Владеют
приемом
обработки края салфетки

20
21
22

Салфетка в
технике
«лоскутное шитье».

3

Освоение технологии сшивания деталей
изделия строчкой прямого стежка.
Выполнение видов ручных стежков и
строчек.
Повторение правила работы с иглой.
Выполнение косого стежка.

23
24

Ремонт
одежды.
Пришивание пуговиц.

2

Беседа о различных операциях по ремонту
одежды.
Овладение
технологией
пришивания
пуговиц.
Повторение правила работы с иглой.
Выполнение приемов отрезание нитки
нужной длины, завязывание узелка на
конце нитки.
Проведение работы по намеченному плану.

Владеют
приемом
обработки края салфетки
способом выдергивания
нитей
с
помощью
учителя.
Ориентируются
в
пространстве
на
плоскости изделия в
процессе вышивания.
Повторяют технологию
сшивания
деталей
изделия строчкой косого
стежка под контролем
учителя.
Соблюдают
правила
работы иглой.
Употребляют в речи
слова,
обозначающие
технологический процесс
шитья
(сшивание
строчкой косого стежка).
Используют в речи слова,
обозначающие
направление
самостоятельно.
Рассказывают
о
различных операциях по
ремонту одежды.
Рассказывают
о
пуговицах и различают
их.
Владеют
технологией
пришивания пуговиц с
частичной
помощью
учителя.
Рассказывают
правила
работы с иглой.

способом выдергивания
нитей (бахрома).
Ориентируются
в
пространстве
на
плоскости
изделия
в
процессе вышивания.

Повторяют технологию
сшивания деталей изделия
строчкой косого стежка.
Соблюдают
правила
работы иглой.
Употребляют
в
речи
слова,
обозначающие
технологический процесс
шитья
(сшивание
строчкой косого стежка).
Используют в речи слова,
обозначающие
направление
самостоятельно.
Рассказывают
о
различных операциях по
ремонту одежды.
Рассказывают
о
пуговицах и различают
их.
Владеют
технологией
пришивания пуговиц.
Рассказывают
правила
работы иглой.

25
26

Аппликация из пуговиц
«Весеннее дерево».

2

27

Конструирование
из
спичечных коробков
предметов мебели для
кукольного дома.

1

Отрезают нитку нужной
длины,
завязывают
узелок на конце нитки
под контролем учителя.
Работают
по
намеченному плану.
Беседа о различных операциях по ремонту Рассказывают
о
одежды.
различных операциях по
Овладение
технологией
пришивания ремонту одежды.
пуговиц.
Рассказывают
о
Повторение правила работы с иглой.
пуговицах и различают
Выполнение приемов отрезание нитки их.
нужной длины, завязывание узелка на Владеют
технологией
конце нитки.
пришивания пуговиц с
Проведение работы по намеченному плану. частичной
помощью
учителя.
Рассказывают
правила
работы с иглой.
Отрезают нитку нужной
длины,
завязывают
узелок на конце нитки
под контролем учителя.
Работают
по
намеченному плану.
Конструирование из бумаги и картона – 3 ч.
Рассказ о функциональном назначении Рассказывают
о
изделий из бумаги.
функциональном
Чтение схем-рисунков с условными назначении изделий из
обозначениями.
бумаги.
Изготовление предметов мебели из Определяют
названия
спичечных коробков для кукольного дома. вида
искусства,
в
Выполнение изделия по намеченному котором
изделия
плану
складываются из бумаги
по вопросам учителя.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.

Отрезают нитку нужной
длины, завязывают узелок
на конце нитки.
Работают по намеченному
плану.
Рассказывают
о
различных операциях по
ремонту одежды.
Рассказывают
о
пуговицах и различают
их.
Владеют
технологией
пришивания пуговиц.
Рассказывают
правила
работы иглой.
Отрезают нитку нужной
длины, завязывают узелок
на конце нитки.
Работают по намеченному
плану.

Рассказывают
о
функциональном
назначении изделий из
бумаги.
Определяют
названия
вида искусства, в котором
изделия складываются из
бумаги.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.

28

Конструирование
спичечных коробков
модели танка.

из

1

Рассказ о функциональном назначении
изделий из бумаги.
Чтение схем-рисунков с условными
обозначениями.
Изготовление модели танка из спичечных
коробков.
Выполнение изделия по намеченному
плану.

29

Конструирование
автомобиля из коробок
из-под чая.

1

Рассказ о функциональном назначении
изделий из бумаги.
Чтение схем-рисунков с условными
обозначениями.
Изготовление модели автомобиля.
Выполнение изделия по намеченному
плану.

30
31

Работа с поролоном.
Сувенир «Котёнок».

2

Действуют
в
соответствии
с
намеченным
планом
работы
Рассказывают
о
функциональном
назначении изделий из
бумаги.
Определяют
названия
вида
искусства,
в
котором
изделия
складываются из бумаги
по вопросам учителя.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.
Действуют
в
соответствии
с
намеченным
планом
работы.
Рассказывают
о
функциональном
назначении изделий из
бумаги.
Определяют
названия
вида
искусства,
в
котором
изделия
складываются из бумаги
по вопросам учителя.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.
Действуют
в
соответствии
с
намеченным
планом
работы.

Работа с разными материалами – 5 ч.
Рассказ о функциональном назначении Рассказывают
изделий из поролона.
функциональном

Действуют в соответствии
с намеченным планом
работы.
Рассказывают
о
функциональном
назначении изделий из
бумаги.
Определяют
названия
вида искусства, в котором
изделия складываются из
бумаги.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.
Действуют в соответствии
с намеченным планом
работы.
Рассказывают
о
функциональном
назначении изделий из
бумаги.
Определяют
названия
вида искусства, в котором
изделия складываются из
бумаги.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.
Действуют в соответствии
с намеченным планом
работы.

о Рассказывают
функциональном

о

Чтение схем-рисунков с условными назначении изделий из
обозначениями.
поролона.
Изготовление сувенира.
Определяют
название
Выполнение изделия по намеченному вида
искусства,
в
плану.
котором присутствуют
изделия из поролона.
Действуют
в
соответствии
с
намеченным
планом
работы.
32

Мозаика
Солнце.

из

опилок.

1

Выполнение
обработки
древесины
ручными инструментами.
Применение карандашной стружки в
аппликации.
Выполнение приемов получения древесной
стружки в процессе заточки карандаша с
применением точилки и соединения
кусочков карандашной стружки.
Освоение технологии клеевой обработки
деталей из карандашной стружки.

33

Мозаика из опилок. Дом.

1

Выполнение
обработки
ручными инструментами.
Применение карандашной
аппликации.

назначении изделий из
поролона.
Определяют
название
вида искусства, в котором
присутствуют изделия из
поролона.
Рассказывают о приемах
работы с поролоном.
Действуют в соответствии
с намеченным планом
работы.
Рассказывают
о
древесных материалах, их
свойствах
и
ручной
обработке
различными
видами резцов.
Владеют
приемом
получения
древесной
стружки
в
процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление аппликации
с
применением
карандашной стружки.
Владеют
приемами
затачивания карандаша,
соединения
кусочков
карандашной стружки и
технологией
клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки.

Рассказывают
о
древесных материалах,
их свойствах и ручной
обработке различными
видами резцов.
Владеют
приемом
получения
древесной
стружки
в
процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление
аппликации
с
применением
карандашной
стружки
под контролем учителя.
Владеют
приемами
затачивания карандаша,
соединения
кусочков
карандашной стружки и
технологией
клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки.
древесины Рассказывают
о Рассказывают
о
древесных материалах, древесных материалах, их
стружки в их свойствах и ручной свойствах
и
ручной

Выполнение приемов получения древесной
стружки в процессе заточки карандаша с
применением точилки и соединения
кусочков карандашной стружки.
Освоение технологии клеевой обработки
деталей из карандашной стружки.

34

Мозаика
Бабочка.

из

опилок.

1

Выполнение
обработки
древесины
ручными инструментами.
Применение карандашной стружки в
аппликации.
Выполнение приемов получения древесной
стружки в процессе заточки карандаша с
применением точилки и соединения
кусочков карандашной стружки.
Освоение технологии клеевой обработки
деталей из карандашной стружки.

обработке различными
видами резцов.
Владеют
приемом
получения
древесной
стружки
в
процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление
аппликации
с
применением
карандашной
стружки
под контролем учителя.
Владеют
приемами
затачивания карандаша,
соединения
кусочков
карандашной стружки и
технологией
клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки.
Рассказывают
о
древесных материалах,
их свойствах и ручной
обработке различными
видами резцов.
Владеют
приемом
получения
древесной
стружки
в
процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление
аппликации
с
применением
карандашной
стружки
под контролем учителя.
Владеют
приемами
затачивания карандаша,
соединения
кусочков

обработке
различными
видами резцов.
Владеют
приемом
получения
древесной
стружки
в
процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление аппликации
с
применением
карандашной стружки.
Владеют
приемами
затачивания карандаша,
соединения
кусочков
карандашной стружки и
технологией
клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки.
Рассказывают
о
древесных материалах, их
свойствах
и
ручной
обработке
различными
видами резцов.
Владеют
приемом
получения
древесной
стружки
в
процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление аппликации
с
применением
карандашной стружки.
Владеют
приемами
затачивания карандаша,
соединения
кусочков
карандашной стружки и
технологией
клеевой

карандашной стружки и обработки деталей из
технологией
клеевой карандашной стружки.
обработки деталей из
карандашной стружки.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины
1.
Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. / Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. –
143 с.
2. Технология. Ручной труд. Рабочая тетрадь. 4 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. / Л.А. Кузнецова. – 4-е изд. – М. : Просвещение,
2018. – 64 с.
3. Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела).
4. Наборы предметных и сюжетных картинок.
5. Карточки для индивидуальной работы.
6. Дидактические игры.
7. Мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты.
8. Металлоконструктор.
9. Фольга, проволока.
10. Коллекция разных видов бумаги и картона.
11. Коллекция разных видов тканей и нитей.
12. Природные материалы: сушеные листья, еловые шишки.
13. Глина, пластилин.
14. Клей ПВА, клей «Момент», клей-карандаш.
15. Ножницы, иглы.
16. Компьютер, колонки, принтер, ламинатор.

Сведения об авторе
Дей Виктория Вячеславовна – учитель 1КК.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».