альт. коммуникация

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Североуральская школа-интернат, реализующая адап
общеобразовательные програм:

«Се
приказ №

овской области
вные

¥т|ерждаю:
БОУ СО
нтернат»
.И.Злобина
августа 2025 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» 2 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2 )

Составитель: Н.А.Стракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
/р773дм. директора по УВР
Е. Иванова
«29» августа 2025г.

Североуральск
2025 г.

Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный
образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23
августа 2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Североуральская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
утвержденный Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ОО (приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от
29.08.2024 г.;
1

12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от
29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об
утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется
педагогическими
работниками
при
реализации
основных
общеобразовательных программ, образовательных программ среднего
профессионального образования».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено
общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое
и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации
является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической
работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для
дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее
отсутствия.
Цель обучения:
Целью программы «Альтернативная коммуникация» является формирование
коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной
и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи обучения:
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным
средством
коммуникации
и
использование
его
для
решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Учёт воспитательного потенциала уроков. Воспитательный
потенциал предмета «Альтернативная коммуникация» реализуется
через: побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения,

2

правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию
обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
 использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы;
 инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
 применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
 применение групповой работы или работы в парах, которые
способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с
другими обучающимися;
 выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
 установление уважительных, доверительных, неформальных
отношений между учителем и учениками, создание на уроках
эмоционально-комфортной среды.

3

Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) на предмет «Альтернативная коммуникация» отводится 2
часа в неделю (68 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Краткая характеристика содержания учебного предмета.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний,
ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия),
удовольствия
(неудовольствия);
приветствие
(прощание)
с
использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний;
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом;
выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим
предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие
согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение
своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая
картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о
себе,
прошедших
событиях
с
использованием
пошагового
коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия),
благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы
4

на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия),
благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы
на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов
(мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание
(различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических
работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй).

5

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных
предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся
класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного
слова
(электронного
устройства).
Использование
графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и
объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт,
птицы).
Использование
графического
изображения
(электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы).
Использование
графического
изображения
(электронного
устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование
напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование
электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй). Составление простых предложений с использованием
графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы
по содержанию текста с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной
сюжетной картинке с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных
картинок с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов,
обозначающих
имена людей,
названия
предметов,
действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
Большинство разделов программы по предмету «Альтернативная
6

коммуникация» изучается ежегодно с 1 по 4 класс, благодаря чему
программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в
себя следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по
темам, включённым в содержание 5-го и последующих классов):
— «Коммуникация с использованием невербальных средств»;
— «Развитие речи средствами невербальной коммуникации»;
— «Чтение и письмо».
 Коммуникация с использованием невербальных средств.
Группа детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
крайне неоднородна, поэтому каждый год по предмету «Речь и
альтернативная коммуникация» дублируются темы с целью овладения или
закрепления полученных знаний и навыков.
Коммуникация с использованием невербальных средств включает
в себя работу по формированию умений пользоваться средствами
альтернативной коммуникации: жестом, символом, и звуком.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь направлена на формирование умения понимать
обращенную речь, умение вступать и поддерживать контакт, используя
жесты, символы и звуки. Понимание слов, обозначающих объекты и
явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
направлена на формирование умения использовать символы для
обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака
предмета, обобщающих понятий, признака действия.
Использование
графического
изображения
направлена
на
формирование умения использовать обозначения слова, указывающего на
предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использовать электронное
устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй).
Составлять простые предложения с использованием графического
изображения (электронного устройства). Отвечать на вопросы по
содержанию текста с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составлять рассказ по последовательно
продемонстрированным действиям с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по одной
сюжетной картинке с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составлять рассказ по серии сюжетных
картинок с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составлять рассказ о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Составлять рассказ о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Чтение и письмо.
Включает в себя работу по формированию предпосылок к
осмысленному чтению и письму. Звуки речи
7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
На уроках Альтернативная коммуникация в 2 классе формируются
следующие личностные результаты:
1) основы
персональной
идентичности,
осознание
своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

8

2) социально-эмоциональное

участие

в

процессе

общения

и

совместной деятельности;
3) формирование
социально
ориентированного
взгляда
на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына
(дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты основания учебного предмета
«Альтернативная коммуникация
Коммуникация с использованием невербальных средств.
 Умение
выражать
согласие
(несогласие),
удовольствие
(неудовольствие), благодарность, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
 Умение
выражать
согласие
(несогласие),
удовольствие
(неудовольствие), благодарность, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв.
 Умение
выражать
согласие
(несогласие),
удовольствие
(неудовольствие), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием графического изображения (фотография,
цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь.
 Умение понимать слова, обозначающие действия предмета (пить,
есть, сидеть и др.).
 Умение понимать слова, обозначающие признак предмета (цвет,
величина, форма и др.).
9

 Умение

понимать слова, обозначающие признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.).
 Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак (я,
он, мой, твой и др.).
 Умение понимать слова, обозначающие число, количество
предметов (пять, второй и др.).
 Умение понимать слова, обозначающие взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
 Умение сообщать собственное имя посредством напечатанного слова.
 Умение сообщать имена членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса) посредством напечатанного слова.
 Умение использовать напечатанные слова для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
 Умение использовать электронное устройство для обозначения
числа и количества предметов (пять, второй и др.).

10

Чтение и письмо
Глобальное чтение.
 Умение использовать карточки с напечатанными словами как
средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
 Умение выполнять графические действия с использованием
элементов графем: печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
 Умение читать слоги (слова).
 Умение выполнять написание букв (слогов, слова)
Виды деятельности
обучающихся, направленные на
достижение планируемых результатов















действия совместно со взрослым;
действия по образцу;
практические действия с различными материалами и предметами;
выполнение заданий по словесной инструкции.
слушание учителя;
слушание и анализ ответов, обучающихся;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
заполнение таблиц, построение схем;
выполнение упражнений;
наблюдение;
работа с раздаточным материалом;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений;
действия по подражанию взрослому.

Система оценки достижения планируемых результатов
Личностные и предметные планируемые результаты
рассматриваются
в
качестве
возможных
(примерных),
соответствующих
индивидуальным
возможностям
и
специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится
в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей),
поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах.
Формой работы участников экспертной группы является психолого11

педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой
динамики;
1
минимальная
динамика;
2 - удовлетворительная
динамика;
3
значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
целесообразно опираться на следующие результаты:
 адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты;
 развитие предпосылок к пользованию средствами альтернативной
коммуникации: жестами, взглядами, символами, знаками, позами,
рисунками, пиктограммами;
 элементарное сопровождение выражения собственных просьб,
желаний жестами, знаками, символами;
 умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с
помощью речи или знаковых заместителей;
 развитие внимания, памяти, восприятия, речевой активности.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока
1 четверть

1

Упражнения на установление,
поддержание и
завершение контакта

Привлечение к себе внимания звуком (словом,
2 предложением)

Колво
часов
8
1
1

Дай мне ответ - да или нет

1

Урок-игра: «Покажи кто?»

1

Мое имя. (жест и пиктограмма "я")

1

Просьбы (Дай, я хочу)

1

Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат)

1

Жестовые и пальчиковые игры

1

3
4
5
6
7
8
2 четверть

8

9

Обобщающее понятие: «Фрукты»

1

10

Обобщающее понятие: «Овощи»

1
1

11

Обобщающее
понятие: "Животные"
Мои одноклассники и педагоги

1

Мои одноклассники и педагоги

1

12
13

13

14

Называние слов
категории
«Школьные принадлежности»

1

14

15

Зрительные

упражнения

с картинками «Покажи»

Слушай и делай вместе со мной

1
1

16
3 четверть

9

Формирование умения удерживать ручку, карандаш.

1

Произнесение слов, состоящих из одного звука (у-у), двух
звуков (ау, ах, му). Прослушивание
аудиозаписей.
Произнесение слов, состоящих из трех – четырех звуков
(там, сама,
мама).
Рисование изображений категории
«Одежда»

1

Рисование изображений из категории «Игрушки»

1

Рисование

1

17
18
19
20
21

изображений

из категории « Посуда»

1
1

22
23

Звук и буква А,а

1

Нахождение буквы А, а.

1

Штриховка буквы «А»

1

24

25
4 четверть

8

Конструирование буквы «А» из палочек, пластилина

1

Написание буквы «А» на доске, крупе

1

Обводка буквы «А» по трафарету

1

Написание буквы «А» по опорным точкам

1

26
27
28
29

15

Звук и буква У, у

1

Звук и буква У, у. Нахождение буквы У, у

1
1

32

Штриховка буквы «У» Конструирование буквы «У» из палочек,
пластилина.

1

33

Обводка буквы «У» по трафарету. Пальчиковая гимнастика
"Грибок".

34

Повторение пройденного материала.

1

30
31

Итого: 34 часа

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».