Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
приказ
Рабочая программа
по учебному предмету «Занимательный труд» 2 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Составитель: Н.А.Стракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
гора по УВР
.Е. Иванова
«29>Гавгуста 2025г.
Североуральск
2025 г.
Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных
учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занимательный труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает
благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Цель предмета: всестороннее развитие личности обучающегося младшего
возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе формирования трудовой культуры, обучение простейшим практическим
знаниям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала и
подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи предмета:
1.Формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
2.Формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека.
3.Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.
4.Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования.
5.Формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
6.Формирование интереса к разнообразным видам труда.
7.Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
8.Развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение).
9.Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
10.Развитие
регулятивной
структуры
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью).
11.Формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации.
12.Формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и учебным
планом ГБОУ СО «Североуральская ШИ» предмет «Занимательный труд»
изучается во 2 классе по 2 часа в неделю (68 ч в год).
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения обучающихся
с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты:
-осознание себя как гражданина России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
знать
названия
инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, их
устройства,
приемы,
формообразования, соединения
деталей;
расплющивания глины и
пластилина;
различать по текстуре
глину и пластилин;
знать,
какой
бывает
природный материал;
уметь работать с нитками;
ориентироваться
в
задании, сравнивать образец с
натуральным
объектом
с
Достаточный уровень:
знать названия инструментов,
необходимых на уроках ручного
труда, их устройства,
приемы формообразования,
соединения деталей;
правильно и точно знать
отличия пластилина и глины, работы
с ними;
работать аккуратно с
природным материалом;
соблюдать технику
безопасности на уроках;
ровно вырезать из бумаги
заданные фигуры;
правильно работать с клеем;
уметь выполнять элементарные
работы с иглой и нитками;
частичной помощью учителя;
соблюдать технику
безопасности при работе с
ножницами, иглой, клеем.
оценивать свои изделия
(красиво, некрасиво, аккуратно,
похоже на образец);
уметь по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления
изделий;
при изготовлении изделий
планировать ближайшее операции
по технологической таблице.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования
в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил
поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;
-положительное отношение к окружающей действительности, способность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Регулятивные базовые учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями(инструментами)
-организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином,
природными материалами, клеем, бумагой;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления изделий;
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Тематическое планирование.
Занимательный труд 2 класс – 68 часа (2 часа в неделю).
№
Тема урока
1 четверть
Правила поведения и техника безопасности на уроках труда
Лепка на плоскости форм геометрических фигур (куб, параллелепипед)
Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля
Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)
Изготовление птички
Изготовление рыбки
Изготовление черепахи
Работа с бумагой и картоном
Изготовление пакета из бумаги
Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги)
11
Работа с текстильными материалами
12
Изготовление стилизованных ягод из ниток
Плетение косички из веревочек
13
14,15 Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из пучков
нитей,
1
2
3,4
5,6
7
8
9
10
Колво
часов
16
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2 четверть
16,17 Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Завязывание узелка
Работа с пластилином
18
Лепка стакана для карандашей
19,20 Лепка по представлению чайной посуды
Лепка по представлению чайной посуды. Нанесение узора
21
22,23 Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)
Составление композиции из засушенных растений
Изготовление ежика из сухих листьев
24
25,26 Работа с бумагой и картоном
Изготовление закладки для книг
Изготовление из картона плоских елочных игрушек
27
28,29 Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд
3 четверть
30
31
32,33
34,35
36,37
38
39,40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Работа с глиной и пластилином
Лепка по образцу цыпленка и утенка
Лепка по образцу утки и гуся
Лепка стилизованных фигур животных: кошки и белки
Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы
Работа с фольгой. Сминание, формирование различных фигур
Работа с фольгой. Коллективная работа «Снеговик»
Работа с бумагой. Элементы оригами
Оригами «Рыбка»
Оригами «Цвкток»
Оригами «Кораблик»
Оригами «Самолет»
Изготовление поздравительных открыток
Изготовление сувениров
Изготовление аппликации «Грузовик»
Самостоятельное изготовление аппликации «Автофургон»
Изготовление закладки из тонкого картона. Оклеивание картона бумагой
4 четверть
51,52 Работа с глиной и пластилином
Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса»,
«Маша и медведь», «Лиса и журавль»)
53,54 Работа с нитками. Витье шнурка из толстых цветных ниток
55,56 Завязывание узелка на концах шнурка, связывание бантиком и петлей
57
Работа с бумагой. Аппликация "Дерево" из обрывных кусочков бумаги
58,59 Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам. Плоскостное конструирование. Плетеный коврик из полос
бумаги
16
2
1
2
1
2
1
2
1
2
20
1
1
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
2
2
2
1
2
Штампирование. Работа со штампами
60
61,62 Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Завязывание узелка
63,64 Работа с бумагой и картоном
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек
65
66
67
68
1
2
2
Изготовление трехсекционного светофора
Изготовление указателя «переход»
Экскурсия в школьные мастерские
Закрепление пройденного материала
Итого
1
1
1
1
68