изо пдф

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

«Североур.
приказ №

Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительная деятельность» 2 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Составитель: Н.А.Стракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
у. директорию УВР
1ванова
«29» августа 2025г.

Североуральск
2025 г.

Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23
августа 2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Североуральская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
утвержденный Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ОО (приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от
29.08.2024 г.;

12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от
29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об
утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется
педагогическими
работниками
при
реализации
основных
общеобразовательных программ, образовательных программ среднего
профессионального образования».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с
обучающимися. Вместе с формированием умений и навыков
изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное
отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память,
зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации,
лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для
него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету
изображения,
осуществить
выбор
изобразительных
средств.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности
материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех
без исключения детей. Разнообразие используемых техник делает
работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка»,
«Рисование»,
«Аппликация».
Во
время
занятий
изобразительной деятельности необходимо вызывать у ребенка
положительную
эмоциональную
реакцию,
поддерживать
и
стимулировать
творческие
проявления,
развивать
его
самостоятельность. Ребенок учится уважительно относится к своим
работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих
показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой
деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь
ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации,
формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на
занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут
использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности, например,
изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в
технике батик.
Цель предмета: формирование умений изображать предметы и
объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи предмета:

-развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование
умений пользоваться инструментами;
-обучение доступным приемам работы с различными материалами;
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
-развитие художественно-творческих способностей.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей
развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков
психофизического
развития
достигается
путем
организации
разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с
использованием индивидуального и дифференцированного подхода.
Присутствует эмоционально- благоприятный климат в классе,
разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные
видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование
игровых приемов, дидактических игр.
Используемые типы уроков: урок- открытия нового знания, урокисследование, урок комплексного применения общеучебных умений,
актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения,
комбинированный урок.
Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и учебным
планом ГБОУ СО «Североуральская ШИ» предмет «ИЗО» изучается во 2
классе по 3 часа в неделю (102 часа в год).
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного и слухового восприятия;
2. Развитие слухового восприятия:
- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя;
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь учителя;
4. Формирование экспрессивной речи:
- формирование навыков альтернативной коммуникации;
5. Коррекция мышления.
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков,
группировка материала, анализу изученного);
6. Коррекция познавательной деятельности:
- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного
подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной
сферы:
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия
эмоционального напряжения;
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом
социальных
(жизненных)
компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования
―
введения
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по изобразительной
деятельности во 2 классе II вариант включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Предметные
результаты освоения
программы
включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
образовательной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный
уровень является
обязательным
для
всех
обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого
уровня по отдельным предметам не является препятствием к
продолжению образования по данному варианту программы. В случае
если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по
всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медикопсихолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) образовательная организация может перевести
обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе
развития.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по
изобразительной деятельности во 2 классе II вариант:
Минимальный уровень:
 Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой,
правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.
 Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.
 Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять
точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные,
округлые линии.
 Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
 Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось).
 Различать и называть цвета.

Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
Достаточный уровень:
 Передавать
в рисунках основную форму предметов,
устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с
помощью учителя.
 Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов,
животных, растений, известных детям из ближайшего окружения,
сравнивать их между собой.
Планируемые (возможные) результаты освоения учебного
предмета «Изобразительная деятельность».
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности:
лепка, аппликация, рисование.
 Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
 Умение использовать инструменты и материалы в процессе
доступной
изобразительной
деятельности
(лепка,
рисование,
аппликация).
2) Способность
к
самостоятельной
изобразительной
деятельности.
 Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость)
в процессе изобразительной деятельности.
 Умение выражать свое отношение к результатам собственной и
чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
 Готовность к взаимодействию в творческой деятельности
совместно со сверстниками, взрослыми.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Лепка. Различение
пластичных
материалов
и
их
свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины;
раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от
целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска;
отщипывание кусочка материала от целого куска; отрезание кусочка
материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина
(по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках),
катание шарика (на доске, в руках); получение формы путем
выдавливания формочкой; вырезание заданной формы по шаблону
стекой. Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в жгутик;
переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х
колбасок); проделывание отверстия в детали; расплющивание материала
(на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски,
лепешки, полоски; защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия
разными
способами
(прижатием,
примазыванием,
прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и


нескольких частей. Оформление изделия (выполнение отпечатка,
нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия
мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка
изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического).
Лепка нескольких предметов (объектов), объединѐнных сюжетом.
Аппликация. Различение разных видов бумаги среди других
материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых
для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги
заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо,
по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности
клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по
контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза,
разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения
объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги
(заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой).
Соблюдение
последовательности
действий
при
изготовлении
предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения
объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).
Соблюдение
последовательности
действий
при
изготовлении
декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента
способом чередования объектов, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности
действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание
сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей,
сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей
к фону).
Рисование. Различение материалов и инструментов, используемых
для рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле.
Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при
работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю
воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о
край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.).
Рисование кистью (прием касания, прием примакивания). Выбор цвета
для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок
других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные,
горизонтальные,
наклонные).
Соединение
точек.
Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей
поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка
(слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка).
Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным
точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание
(части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой
симметрии).
Рисование
элементов
орнамента
(растительные,
геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными

элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из
растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате).
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами),
связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на
поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с
сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка (по образцу срисовывание готового сюжетного рисунка, из предложенных объектов,
по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных
техник (монотипия, «по - сырому», рисование с солью, граттаж, «под
батик»).
Тематическое планирование.
ИЗО 2 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
№

Тема урока
1 четверть

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Правила безопасной работы. Упражнение на различение
предметов по форме и цвету. Знакомство с учебными
принадлежностями
Аппликация. Панно из засушенных листьев «Осень»
Лепка.
Изготовление
бубликов,
баранок
способом
раскатывания
Рисование прямых линий. Игровые графические упражнения
Аппликация «Узор из листьев на полосе»
Лепка. Изготовление огурца способом размазывания на
заготовках
Рисование дождя красками
Наклеивание композиции: «Дождь идет»
Отщипывание пластилина. Осеннее дерево
Листопад, рисование кисточкой(примакивание)
Наклеивание композиции: «Осень в лесу»
Отщипывание пластилина. Гроздь рябины
Кисть рябины с помощью ватных палочек (примакивание)
Нарядный мухомор в травке. Приклеивание шляпки, ножки,
рисование травки
Лепка. Изготовление улиток
Рисование. Полосатый коврик для игрушек (вертикальные
цветные полоски)
Аппликация «Ёжик»
Отщипывание пластилина. Изготовление иголок для ёжика
Рисование сказки «Колобок»

Кол-во
часов

20 Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек
(самолетик)
21 Лепка. Изготовление композиции «Самолеты над лесом»
способом размазывания
22 Рисование ягод на силуэте банки. «Вишнёвый компот»
23 Аппликация «Заготовка овощей»
24 Лепка шариков. Составление композиции «Гусеницы на
листочке»
2 четверть
25 Рисование солнца
26 Изготовление из пластилина лучиков для солнца
27 Наклеивание композиций: «Цветной ковер»
28 Рисование. Цветные клубочки большие и маленькие(слитные
замкнутые линии)
29 Аппликация предметов из геометрического материала
30 Лепка по образцу яблока, помидора
31 Рисование дерева
32 Изготовление стаканчика способом складывания
33 Лепка «Блюдечко и чашечка».
34 Первые снежинки.
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Вырезание квадратов, прямоугольников.
Лепка. «Снеговик»
Рисование. Зима пришла.
Аппликация зимний лес, путём сминания и отрывания
бумаги.
Лепка игрушек «Пирамидка».
Рисование разноцветных бус на ёлку.
Отщипывание пластилина. Нарядная ёлочка.
Аппликация «Новогодняя ёлка».
Рисование «Красивый ёлочный шар».
Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки –
гирлянды.
Лепка. «Игрушки для ёлочки»
Рисование. Снеговик.
Аппликация. Снеговик из ватных дисков.
Скатывание шара и столбика.
3 четверть
Рисование. Узор на рукавичках.
«Разноцветный коврик»
Лепка. «Зайчик»

52 Узор для кукольной посуды — расписное блюдо.
53 Аппликация «Зимний дом»
54 Лепка игрушки «Медвежонок»
55 Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и
горизонтальные прямые, круги, точки).
56 Аппликация предметов из геометрического материала (узор в
квадрате).
57 Лепка. Деление куска пластилина на части и размазывание
пластилина по форме «Божья коровка»
58 Рисование. Светофор
59 Аппликация. Светофор
60 Лепка. Светофор
61 Рисование цветка (подарок для мамы) «подснежники»
62 Аппликация «подснежники»
63 Изготовление цветов из пластилина
64 Сминание бумаги. «Мимоза»
65 Лепка «Рыбка».
66 Рисование. Разноцветные мячики (большие и маленькие)
67 Композиции «Гусеница на листочке».
68 Лепка шариков, обыгрывание композиции «Гусеница на
листочке».
69 Рисование поезда (несколько вагонов).
70 Резание по кривой: яблоко и помидор (разметка по шаблону).
71 Лепка игрушки «Кошечка».
72 Волшебное превращение. Смешивание красок для получения
нового цвета.
73 Изготовление складыванием бумаги парусника.
74 Лепка. Украшение пасхального яйца.
75 Рисование «Скворечник» (с треугольной крышей).
76 Изготовление веера из бумаги
77 Лепка по образцу мышонка.
78 Рисование флажков, треугольной формы

79
80
81
82
83
84
85
86

4 четверть
Башня из кубиков (шаблоны квадратов)
Лепка «Солнце»
Рисование воздушных шаров нитками
Лепка по образцу букв
Рисование. Нарядная бабочка
Аппликация. Нарядная бабочка
Лепка. Нарядная бабочка
Рисование изученных букв и цифр

87 Аппликация «Веточка с зелёными листьями»
88 Лепка. Раскатывание жгутов разных по цвету, длине,
одинаковых по толщине «Радуга – дуга»
89 Животные на травке (рисование по трафаретам)
90 Аппликация «Полянка одуванчиков».
91 Лепка. Переплетение 2-х колбасок, изготовление гнезда для
птиц.
92 Рисование. Разноцветные мячики (большие и маленькие)
93 Аппликация «Пирамидка»
94 Лепка «Гриб»
95 Рисование по трафаретам «Транспорт»
96 Составление по образцу композиции из геометрических
фигур (грузовик)
97 Изготовление совы из шишки
98 Рисование на тему «Лето»
99 Лепка на тему сказки «Репка»
100 Рисование бабочки
101 Рисование на свободную тему
102 Рисование «Ура! Каникулы!»
Итого: 102 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».