Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
«Сев
приказ
рждаю:
У СО
ернат»
!лобина
2025 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Любимые сказки» 2 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Составитель: Н.А.Стракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
м. дирек^Ьра по УВР
Иванова
«29» августа 2025г.
Североуральск
2025 г.
Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23
августа 2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Североуральская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
утвержденный Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ОО (приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от
29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от
29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об
утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется
педагогическими
работниками
при
реализации
основных
общеобразовательных программ, образовательных программ среднего
профессионального образования».
Пояснительная записка
Русские народные сказки вводят детей в круг необыкновенных событий,
происходящих с их героями, и выражают глубокие моральные идеи. Они
учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и
стремления. Не оставляет равнодушными детей встречи с героями сказок.
Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации
– всё это стимулирует умственную деятельность, развивает познавательный
интерес, коммуникативные способности ребенка. Сказка не только оказывает
благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий
потенциал, развивает его интеллект. Учит ребенка видеть мир во всей его
полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает
нравственные ориентиры.
Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня, когда отмечается
увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, то, как
бы ни был опытен педагог, результат традиционной коррекционной работы
всегда будет недостаточно эффективным, не принесет положительного
результата. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей
среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми
возможности для получения образования в пределах специальных
образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание,
коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Учить, играя, – оспаривать эту заповедь не станет никто. Сказка – наиболее
привлекательный материал для детей и наиболее соответствует
мировосприятия ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по
своим возможностям. Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, можно
использовать русскую народную сказку еще с одной целью – коррекционноразвивающей.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической
деятельности ребенка ограниченными возможностями здоровья. При помощи
сказки ребенку с ограниченными возможностями здоровья легче приобрести
эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как
личность. Сказка не только учит детей переживать, радоваться,
сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение
расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет
важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.
Цели программы:
Формирование у обучающихся представлений о русских народных сказках,
развитие устойчивого интереса к народному творчеству
Задачи программы:
- приобщение обучающихся к истокам родной культуры посредством
введения их в духовный мир народной сказки.
- воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к природе,
людям;
-формирование представлений о нравственных нормах общения и
выработка навыков этического поведения;
- формирование культуры речевого общения;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование представления о добре и зле, показать красоту добрых
поступков и их необходимость в жизни людей;
- развитие умения думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных
героев, формирование умения давать оценку поведению своему и других;
Формы проведения занятий:
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Просмотр мультфильмов
Различные виды чтения.
Театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование сказок.
Конкурсы, викторины.
Личностными результатами являются следующие умения: - оценивать
поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции
других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своѐ отношение к
героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Предметными результатами изучения курса является сформированность
следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя,
диктора, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя, одноклассников
прочитанного;
- пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по иллюстрациям к сказкам;
по
содержанию
Содержательный раздел
Учебно-тематическое планирование
1 час в неделю, 34 часа в год
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема урока
1 четверть
«Теремок». Чтение, обсуждение сюжета
«Теремок». Рисование
«Кот, петух и лиса». Чтение, обсуждение сюжета
«Кот, петух и лиса». Лепка персонажей
«Петух и бобовое зернышко». Чтение, обсуждение сюжета
«Петух и бобовое зернышко». Пересказ.
«Заюшкина избушка». Чтение, обсуждение сюжета
«Заюшкина избушка». Рисование
2 четверть
«Колобок». Просмотр мультфильма
«Колобок». Лепка
«Гуси-лебеди». Чтение, обсуждение сюжета
«Гуси-лебеди». Пересказ
«Три медведя». Чтение, обсуждение сюжета
«Три медведя». Рисование
«Маша и медведь». Чтение, обсуждение сюжета
«Маша и медведь». Рассказ по картинкам
3 четверть
«Репка». Просмотр мультфильма, беседа
«Репка». Инсценирование сказки
«Волк и семеро козлят». Чтение, беседа
«Волк и семеро козлят». Рисование
Игра «Угадай из какой сказки герой»
«Курочка Ряба». Чтение, беседа
«Курочка Ряба». Лепка
«Зимовье зверей». Просмотр мультфильма
Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
33
34
«Зимовье зверей». Пересказ
«Из какой сказки?». Викторина
4 четверть
«Бычок, черный бочок». Чтение, беседа
«Бычок, черный бочок». Рисование
«Баба Яга». Просмотр мультфильма, беседа
«Баба Яга». Лепка
«Жихарка». Чтение, беседа
«Жихарка». Пересказ
Интерактивная игра «В гостях у сказки»
Итого
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
34