матем.представления

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптиро^айвмвз&сновные
общеобразовательные программы»

«Се:
приказ JNs

рждаю:
ОУ СО
тернат»
.Злобина
ста 2025 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Математические представления» 2 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2 )

Составитель: Н.А.Стракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
^ -^ а м * д и р е к т о р по УВР
:
, Иванова
«29» августа 2025г.

Североуральск
2025 г.

Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных
учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.

14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации,
требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на
стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным
нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание
практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные
для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок
учится использовать математические представления для решения жизненных
задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он
сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать
необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2
помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель
предмета:
формирование
элементарных
математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные
представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться
при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам
какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение
пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для
приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в
блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных
блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате
рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах
пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Программа во 2 классе предусматривает 68 часов (2 часа в неделю). Кроме
того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение
занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной
индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета
недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную
образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный
план.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по
форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов
для занятий (Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др.
событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты
циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными
геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы,
способствующие формированию у детей доступных математических
представлений.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся научатся определять:
 величину, массу, размеры, форму предметов;
 положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и
друг друга; слова, их обозначающие;
 части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
 количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав
чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;
 названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением,
приложением, «на руку»;
 оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз»,
путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние,
недостающие;
 увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы
жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
 определять положение предметов в пространстве относительно себя, а
также
помещать
предметы
в
указанное
положение;
устанавливать и называть порядок следования предметов;
 узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
 определять форму знакомых предметов;
 писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с
соответствующим числительным, цифрой;
 пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех
предметов безпересчитывания; производить и записывать действия сложения и
вычитания чисел в пределах 5;
 решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно
практические действия; записывать решение задачи в виде примера, числовые
данные задачи называть и записывать с наименованиями;
 выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение,
ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о
котором говорится в задаче.

Тематическое планирование.
2 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Наименование тем

Кол-во
часов
1 четверть
16
Представление о величине «Большой, маленький»
1
Представление о величине «Высокий, низкий»
1
Сравнение предметов по ширине
1
Сравнение предметов по весу
1
Сравнение двух предметов: глубже, мельче
1
Сравнение двух предметов по толщине
1
Количественные понятия «Много, мало»
1
Сравнение двух-трех предметов совокупностей: больше, меньше,
2
столько же, равное количество
Количественные понятия «Несколько, один, ни одного»
2
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после
изменения количества предметов
Повторение по теме «Количественные представления»
Временные понятия: «день, утро, вечер, ночь»
2 четверть

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Неделя
Дни недели
Временные понятия: «Рано-поздно»
Ориентировка в пространстве: верх-низ, вверху-внизу
Ориентировка на тетрадном листе: верх-низ
Ориентировка в пространстве: впереди-позади
Ориентировка в пространстве: право-лево, справа – слева
Ориентировка на тетрадном листе: право-лево, справа – слева
Графический диктант
Понятия: «Первый – последний».
Понятия: «Перед, после, между».
3 четверть
Повторение. Отношение порядка следования.
Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой:
куб-квадрат, шар-круг
Линии. Виды линий
Закрепление геометрического материала
Число и цифра 1
Число и цифра 2

1
2
2
16
2
2
2
1
1
1
2
1
1
2
1
20
1
1
1
1
2
2

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Состав числа 2
Выполнение арифметических действий на калькуляторе.
Денежные знаки
Число и цифра 3
Число и цифра 4
Состав числа 3
Состав числа 4
4 четверть
Решение простых задач
Упражнение в размене денег
Число и цифра 5
Состав числа 5
Повторение по теме «Нумерация»
Повторение по теме «Дни недели»
Повторение по теме «Отношение порядка следования»
Решение простых задач.
Итого: 68 часов

2
1
1
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».