Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
о
& Л
В
а
Н
I, ч <
*
тверждаю:
&ГБОУ СО
нтернат»
.Злобина
ста 2025 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 2 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Составитель: Н.А.Стракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
/^ТЪ Ж г, директора по УВР
у '
Иванова
«29» августа 2025г.
Североуральск
2025 г.
Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных
учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо
исходить из положения о том, что общение является особым видом
деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся
коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были
задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и
исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их
речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного
подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Моя
семья», «Жилище», «Я- в школе», «Мир людей». «Культура поведения», которые
являются разделами предметов «СБО», «ОБЖ».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное
развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей
предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием
сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью
обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной
областью учебного плана.
Цель предмета: формирование первоначальных представлений о себе, о
ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»).
Задачи предмета:
формировать
первоначальные представления о микросоциальном
окружении;
формировать
элементарные представления о предметах быта,
необходимых в жизни человека;
- развивать межличностные и групповые отношения.
Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и учебным планом
ГБОУ СО «Североуральская ШИ» предмет «Окружающий социальный мир»
изучается во 2 классе по 1 часу в неделю (34 ч в год).
Моя семья. Распознавание членов семьи и показ их на иллюстрации.
Жилище. Знакомство обучающихся с обобщённым понятием «Жилище»
(дом, квартира в жилом доме). Помещения в доме (комната, кухня, спальня и
пр.) Рассматривание внутреннего интерьера дома (квартиры) на иллюстрациях,
просмотр фрагментов видеофильмов (мебель, предметы быта). Знакомство с
мебелью.
Я — в школе. Расширение тематики экскурсий по школе для
формирования ориентировки в ее помещениях: в классе, коридоре, на лестнице,
в столовой и др. Продолжение знакомства обучающихся со взрослыми,
работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование желания
обучающихся называть взрослых по именам и отчествам (именам).
Совместные игры обучающихся (парные игры) на полоролевую
идентификацию.
Вовлечение обучающихся в праздники и побуждение их к общению с
окружающими в различных ситуациях на празднике.
Мир людей. Совместное с обучающимися рассматривание игрушек,
отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на
которых они нарисованы.
Экскурсия в медицинский кабинет школы для формирования представлений
о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет
рост).
Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три
человека), в которых обучающиеся знакомятся с профессиями врача, шофера.
Побуждение обучающихся к ситуативному общению друг с другом.
Культура поведения. Знакомство обучающихся с правилами обращения к
взрослым людям. Формирование у детей уважительного отношения к людям,
старшим по возрасту. Чтение художественной литературы, просмотр
видеосюжетов. («Просто старушка», «Волшебное слово» и пр.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
1. Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
2. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
3. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
4. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования
личностного смысла учения.
Предметные результаты
1. Представления о мире, созданном руками человека:
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и
т.д.;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.
1. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных
ролях людей:
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка
(учитель, врач, повар, водитель и т.д.);
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель
и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу
ребёнка.
1. Развитие межличностных и групповых отношений:
представление о дружбе, товарищах, сверстниках:
умение находить друзей на основе личных симпатий:
умение сопереживать, сочувствовать;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, др. видах
доступной деятельности.
1. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них;
использование простейших эстетический ориентиров (эталонов) о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно- бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
Тематическое планирование
2 класс – 34 часа (1час в неделю)
№
Тема урока
№
1 четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Колво
часов
8
Жилище. Дом, квартира
Помещения в доме (комната, кухня,спальня и пр.)
Внутренний интерьер дома (квартиры)
Мебель
Поддержание порядка в квартире, доме
Моя семья. Работа с фотографиями
Пиктограмма «мама», «папа»
Пиктограмма «брат», «сестра»
2 четверть
Пиктограмма «бабушка», «дедушка»
Я в школе. Я- на уроке
Классная комната. Правильная посадка за партой, упражнения
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
Я -на перемене
Я- в столовой
Я - на празднике
Поддержание порядка в классе. Тренировочные упражнения
Мой учитель
3 четверть
Мир людей. Профессия учитель
Профессия продавец
Профессия повар
Профессия дворник
Профессия библиотекарь
Профессия водитель
Профессия врач. Экскурсия в медицинский кабинет школы для
формирования представлений о труде врача
Культура поведения. Знакомство с правилами обращения к
взрослым людям
Что означают слова «здравствуйте» и «до свидания»
«Чтение художественной литературы В.Осеева «Волшебное слово»
4 четверть
«Волшебные» слова (спасибо, пожалуйста)
Жилище. Работа с картинками
Моя семья
Распознавание членов семьи и показ их на иллюстрации
Я в школе. Экскурсия
Мир людей. Профессии. Работа с картинками
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
32
Культура поведения. Ролевая игра
33- 34 Повторение изученного
Итого
1
2
34