Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
К>Г»г:'ЭДгждаю:
со
«Север'
тт»
приказ
Рабочая программа
по учебному предмету «Развитие психических и сенсорных процессов» 2
класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Составитель: Н.А.Сгракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
директора по УВР
'Иванова
<^6та 2025г.
Североуральск
2025 г.
Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных
учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, для
1 класса – 33 часа.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
При переходе из класса в класс задания усложняются и по объѐму по сложности,
что
позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
Цель программы:
- обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое
воздействие на различные анализаторы.
Задачи программы:
-формировать эмоциональный контакт со взрослым, направленности на
сотрудничество с ним;
-развивать психомоторику и сенсорные процессы; речевое развитие;
-формировать психолого-педагогические знания и умения родителей (лиц, их
заменяющих), повышать воспитательскую компетентность.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие,
которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр,
занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий
предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и
комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях
по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и
детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и
индивидуально. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 33 часа в
учебном году (1 час в неделю).
Основное содержание учебного предмета
2 класс
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений
по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски,
наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика для удержания письменных принадлежностей. Развитие
координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков,
бантиков).Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с
пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение
словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация
повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе
выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных
геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по
показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов
контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.
Различение их выделения основных цветов (красный, желтый, зелёный, синий,
черный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3
детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное
восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.
Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки,
картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений) .
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус
(кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений.
Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку
веса (тяжелый – легкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание
неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки;
правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в
пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном
направлении в пространстве (вперѐд, назад…). Ориентировка в помещении по
инструкции педагога.
Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная
ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторана).
Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи
временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток).
Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Содержательный раздел
Учебно-тематическое планирование 1 час в неделю (34 часа в год)
Тема
Колво
часов
1 четверть
8
Обследование детей; комплектование групп для
2
коррекционных
занятий
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков
4
Тактильно-двигательное восприятие
2
2 четверть
8
Кинестетическое и кинетическое развитие.
2
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
4
предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
2
3 четверть
10
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
2
Восприятие особых свойств предметов
3
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
5
4 четверть
8
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.
2
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
2
Тактильно-двигательное восприятие
2
13
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Итого
2
34
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения предмета
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию
психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся
Предметные (ожидаемые) результаты:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Личностные (ожидаемые результаты)
— социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
— формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
— формирование уважительного отношения к окружающим; начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.);
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная
предметно-пространственная среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных
функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные
пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски
цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и
др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для
развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью:
(звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
- разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные
игрушки, элементы одежды, принадлежности для ароматерапии и др.).