сенс.развитие

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптеров^
новные
общеобразовательные программы».

«Сев
приказ

ждаю:
ОУ СО
ернат»
Злобина
2025 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Сенсорное развитие» 2 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Составитель: Н.А.Сгракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
директб^а по УВР
Иванова
«29» августа 2025г.

Североуральск
2025 г.

Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9.
Устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Североуральская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
утвержденный Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
10.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ОО (приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) утвержденная приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об
утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется
педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных
программ,
образовательных
программ
среднего
профессионального
образования».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира
является чувственный опыт человека. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно
ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР
сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у
обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта:
ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к
воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически
продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет
благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе
целенаправленного
систематического
воздействия
на
сохранные
анализаторы.
Задачи обучения:
• обогащение чувственного познавательного опыта;
• формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности;
• коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
• формирование пространственно-временных ориентировок;
• формирование
способности
эстетически
воспринимать
окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его
объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Сенсорное развитие»
реализуется
через:
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений, событий;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских ценностей
через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
 применение групповой работы или работы в парах, которые
способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию
с другими обучающимися;
 выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии
с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
 установление
уважительных,
доверительных,
неформальных
отношений между учителем и учениками, создание на уроках
эмоционально-комфортной среды.


Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на предмет «Сенсорное развитие» отводится 1 час в
неделю (34 ч/в год).
Краткая характеристика содержания учебного предмета
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне
глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от
обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко
расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед
или назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Узнавание (различение) цветаобъектов (красный, синий, желтый, зеленый,
черный).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на
уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным
перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного
источника звука. Соотнесение звука с его источником.Нахождение
одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,
пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый),
фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на
поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.
Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с
разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл,
клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре
(гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий,
густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон,
банан, хвоя, и.т.д.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание
(различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький,
сладкий,
кислый,
соленый).

Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Сенсорное развитие»
изучается ежегодно с 1 по 4 класс, благодаря чему программа обеспечивает
необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя
следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам,
включённым в содержание 1-го и последующих классов):
— «Зрительное восприятие»;
— «Слуховое восприятие»;
— «Кинестетическое восприятие»
— «Восприятие запаха»;
— «Восприятие вкуса».
Зрительное восприятие. В 1-4 классах продолжается работа над
фиксацией взгляда на лице человека. Фиксацией взгляда на неподвижном
светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксацией
взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и
ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося).
Прослеживанием взгляда за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). Прослеживанием
взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнаванием (различением)
цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).
Слуховое восприятие. Продолжается работа над локализации
неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).
Прослеживанием за близко расположенным перемещающимся источником
звука. Локализации неподвижного удаленного источника звука. Соотнесением
звука с его источником. Нахождением одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие. Продолжается работа над эмоциональнодвигательной реакции на прикосновение человека. Реакции на соприкосновение
с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода),
различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий,
шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакции на вибрацию,
исходящую от объектов. Реакции на давление на поверхность тела. Реакции
на

горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакции на положения частей
тела. Реакции на соприкосновения тела с разными видами поверхностей.
Различением материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по
температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности
(мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха. Продолжается работа над реакцией на запахи.
Узнаванием (различением) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, и.т.д.)
Восприятие вкуса. Продолжается работа над реакцией на продукты,
различныем по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и
консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнаванием (различением)
продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных
вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРЕДМЕТА

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
На уроках сенсорного развития во 2 классе формируются следующие
личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности
к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
1

Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
-доставать различные по размеру и форме предметы;
- выкладывать с помощью палочек простые изображения;
- застёгивать и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
- находить одинаковые по звуку предметы (с помощью);
- собирать и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
- собирать и разбирает пирамидку;
- строить из кубиков башню;
- уметь фиксировать взгляд на объекте.
- уметь воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех
сторон;
- сжимать, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

2

- скатывать из бумаги шарики;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой

(пальцами);
- складывать (доставать) карандаши в (из) коробки;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик,
села на стул и т.д.);
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметам.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение
планируемых результатов
 действия по подражанию взрослому;
 действия совместно со взрослым;
 действия по образцу;
 практические действия с различными материалами и предметами;
 выполнение заданий по словесной инструкции.
 слушание учителя;
 слушание и анализ ответов, обучающихся;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 заполнение таблиц, построение схем;
 выполнение упражнений;
 наблюдение;
 работа с раздаточным материалом;
 проектная деятельность;
 оценивание своих учебных достижений.
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в
дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину
динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение
родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит
анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в
различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы
является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в
баллах: 0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная
динамика; 3 - значительная
динамика.

3

Система оценки предметных результатов
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
целесообразно опираться на следующие результаты:
 адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты;
 развитие предпосылок к пользованию средствами альтернативной
коммуникации: жестами, взглядами, символами, знаками, позами,
рисунками, пиктограммами;
 элементарное сопровождение выражения собственных просьб, желаний
жестами, знаками, символами;
 умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью
речи или знаковых заместителей;
 развитие внимания, памяти, восприятия, речевой активности.
Оценивание достижений осуществляется безотметочно, без фиксации
результатов в классном журнале. Успешность поддерживается словесным
(устным) оцениваем учителя.

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема урока

1 четверть
1.
2.

3.

Фиксация взгляда на лице
человека.
Фиксация взгляда на неподвижном (светящемся) предмете,
расположенном напротив ребенка: на уровне глаз; выше уровня
глаз; ниже уровня глаз
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном
справа, слева от ребенка: на уровне глаз;
выше уровня глаз; ниже уровня глаз

Колво
часо
в
8
1
1

1

5

4.

5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

Прослеживание взглядом за близко расположенным
предметом: по горизонтали (вправо/влево); по вертикали
(вправо/влево); по кругу (против часовой стрелки);
вперед/назад.
Прослеживание взглядом за
движущимся удаленным объектом.
Узнавание цвета объектов: красный; синий; желтый;
зеленый; черный.
Различение цвета объектов: красный; синий; желтый;
зеленый; черный.
Соотнесение звука с его источником .зрения.

1

2 четверть

8

1
1
1
1

Локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха: справа; слева.
Локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне плеча: справа; слева.
Локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне талии: справа; слева.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

Соотнесение звука с его источником.
Соотнесение звука с его источником.
Адекватная эмоционально- двигательная реакция на
прикосновения человека

1
1
1

1
1
1

6

16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по температуре: холодный; теплый.
3 четверть

1
10

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами,
различными по вязкости: густой; жидкий; сыпучий.
Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
Различение свойств материалов: холодный, горячий.
Различение свойств материалов: мокрый, сухой
Знакомство с понятием «запах»

2

Узнавание объектов по запаху.
Различение объектов по запаху.
Сравнение разных запахов
4 четверть
Игра «Коробочки с запахами»
Адекватная реакция на запахи
Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым
качествам: горький, сладкий; кислый, соленый.
Адекватная реакция на продукты, различные по
консистенции:
жидкий, твердый; вязкий, сыпучий.
Узнавание продуктов по вкусу.
Узнавание основных вкусовых качеств продуктов:
горький, сладкий; кислый, соленый.
Различение основных вкусовых
качеств продуктов: горький,

1
1
1
8
1
1
1

1
1
1
2

1

1
1
1

7

сладкий; кислый, соленый.
32 Различение продуктов по вкусу.
33 Адекватная реакция на продукты, различные по
консистенции:
-жидкий, твердый.
34 Обобщающий урок по пройденному материалу

1
1

Итого: 34 часа

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».