хбт

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

«Севе
приказ

Рабочая программа
по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» 2 класс
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Составитель: Н.А.Стракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
директора по УВР
С'у&ЩЕ. Иванова
«29» августа 2025г.

Североуральск
2025 г.

Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных
бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хозяйственно – бытовой труд как учебный предмет является одним из
ведущих. На уроках по предмету «хозяйственно – бытовой труд» дети обучаются
навыкам самообслуживания, бытовой труда и культурно-гигиеническим навыкам с
частичной помощью взрослых и самостоятельно.
Цель предмета: формирование умений и навыков по самостоятельному
обслуживанию своих потребностей.
Задачи предмета:
1. Формировать положительное отношение и интерес к бытовому труду.
2. Вырабатывать привычку к личной гигиене, чистоте и аккуратности.
3. Привитие навыков культуры поведения.
4. Развивать интерес к учебным занятиям по предмету.
5. Формировать нравственные и эстетические представления.
6. Воспитывать у учащихся целеустремленность, трудолюбие,
самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.
7. Прививать навыки самодеятельности, искоренять тенденции к
иждивенчеству в посильных задачах по самообслуживанию.

1.

2.

3.

4.

5.

Коррекционное направление работы
Развитие
Развитие зрительного восприятия при изучении новой
восприятия.
темы с опорой на схемы.
Развитие слухового восприятия в процессе
прослушивания объяснения учителем.
Развитие устной связной Расширение и активизация пассивного словарного
речи.
запаса. Расширение словаря через толкование новых
слов. Развитие коммуникативной функции речи.
Развитие мышления.
Развитие наглядно-действенного мышления. Развитие
словесно-логического мышления через сравнение
признаков, группировку материала, анализ изученного.
Коррекция
Активизация познавательной деятельности
познавательной
развивающими вопросами, созданием проблемных
деятельности.
ситуаций.
Развитие эмоционально- Развитие волевых усилий учащихся,
личностной сферы.
самостоятельности в деятельности. Релаксационные
упражнения для снятия эмоционального напряжения.
Коррекция эмоционально-личностной сферы через
оценку своей деятельности, взаимопроверки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Хозяйственно-бытовой труд 2 часа в неделю (68 часов в год)
№

Тема урока
1 четверть

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27

Введение дежурств
Обязанности дежурного по классу
Каждой вещи своё место
Правила проветривания помещения. Инструктаж по ТБ
«Осторожно! Окно!»
Обёртывание учебников
Изготовление закладок
Складывать физкультурную форму в шкафчики
Мы убираем игрушки
Различать хозяйственные предметы для уборки пола и столов:
тряпка, тазик с водой, веник, совок.
Генеральная уборка классной комнаты
2 четверть
Различать хозяйственные предметы для уборки пола: веник,
совок.
Наша улица. Уборка участка, закреплённого на школьной
территории
Предметы личной гигиены: зубная щётка, расчёска, мыло,
полотенце
Содержание дидактического материала в порядке
Содержание в чистоте и определённом порядке вещей
Содержание в порядке рабочего места
Содержание в порядке школьных принадлежностей
Уход за мебелью
Мытьё посуды
Протирание пыли в классной комнате
Выполнять элементарные хозяйственно-бытовые поручения
(выбросить мусор в мусорное ведер
3 четверть
Мытьё полов
Уход за комнатными растениями
Уборка в шкафах
Генеральная уборка классной комнаты
Мытьё стульев
Мытьё школьных парт

Кол-во
часов
16
1
1
2
1
2
2
1
2
2
2
16
2
2
1
2
1
1
1
1
2
1
2
20
1
2
1
2
1
1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

Ремонт учебников
Гигиена. Роль гигиены в здоровьесбережении.
Правила пользования носовым платком
Пользование расчёской
Моющие средства для волосистой части головы, их виды и
назначение.
Виды мыла (туалетное, хозяйственное) и их назначение.
Практическая работа.
Гигиена одежды. Классификация одежды по сезонам, по
назначению.
Значение опрятного вида для человека.
Стирка мелких вещей. Приборы необходимые для стирки.
4 четверть
Глажение одежды. Правила глажения белья, брюк, спортивной
одежды. ТБ при работе с утюгом
Практическая работа. Чистка обуви.
Первая помощь при травмах
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос
Первая помощь при укусах насекомых
Посуда. Уход за посудой
Как вести себя в столовой
Сюжетно-ролевая игра «Приём гостей»
Гигиена питания. Гигиена жилища
Практическая работа. Вытирание пыли с мебели
Как выбрать полезную и здоровую пищу
Генеральная уборка классной комнаты
Закрепление пройденного
Итого:

2
2
1
1
1
1
1
2
1
16
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».