Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
Рабочая программа
по учебному предмету «Человек»
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2 )
Составитель: Н.А.Стракович
учитель
Рассмотрено на заседании
Школьного методического объединения
Протокол № 1
от «18» августа 2025 г.
Согласовано:
/^^ам.^директога по УВР
/ /У
. Иванова
«29» августа 2025г.
Североуральск
2025 г.
Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Североуральская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных
бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Целью обучения: формирование представления о себе самом и ближайшем
окружении.
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно –
гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование навыков культурой еды;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении
процессов самообслуживания;
Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и учебным
планом ГБОУ СО «Североуральская ШИ» предмет «Человек» изучается во 2
классе по 3 часа в неделю (102 часа в год).
Планируемые результаты освоения курса «Человек»:
Минимальный уровень:
Личностные результаты:
Ответ на прикосновения, тактильный контакт.
Участие в процессе одевания-раздевания.
Предметные результаты:
Повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Выражение потребности посетить туалет
Прием пищи с поддержкой.
Чистка зубов с поддержкой.
Достаточный уровень:
Личностные результаты:
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей
принадлежности к определённому полу, как «Я»);
Самостоятельное одевание-раздевание.
Предметные результаты:
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Прием пищи самостоятельно.
Чистка зубов самостоятельно.
Содержание программы
Программа представлена следующими разделами: «Представления о
себе», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи»,
«Чистка зубов».
Образовательные задачи раздела «Представления о себе» направлены на
формирование представлений о своем теле, о своих двигательных
возможностях, ощущениях, о своих потребностях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию гигиенических
навыков и умений: умываться, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию
умений
ориентироваться
в
одежде,
соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение навыкам приема пищи и
питья, использованию во время еды столовых приборов.
Раздел «Туалет» включает задачи по формированию навыков
обслуживания себя в туалете.
Пропедевтический уровень
Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное
тело. Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Разрешение
прикасаться к себе. Ответ на прикосновения, тактильный контакт. Принятие
изменения положения тела, перемещения.
Знакомство с собственным телом, его частями. Восприятие тела как
целого. Узнавание части тела, как части собственного тела. Формирование
схемы тела. Руки. Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот, спина. Голова. Лицо.
Части лица. Обнаружение частей своего тела. Игра с собственным телом.
Одевание-раздевание. Принятие процесса одевания-раздевания. Участие в
процессе одевания-раздевания. Самостоятельное одевание-раздевание.
Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема
пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости. Знакомство с посудой и
приборами. Связь пища-тарелка-ложка. Выражение предпочтений. Прием
пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Поведение за столом.
Умывание. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой.
Умывание самостоятельно.
Чистка зубов. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция
области около рта и области рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство
со своими зубами и полостью рта. Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов
самостоятельно.
Умение пользоваться туалетом. Восприятие процессов выделения.
Выражение потребности сменить памперс. Выражение потребности посетить
туалет. Умение пользоваться туалетом с поддержкой. Умение пользоваться
туалетом самостоятельно.
Базовый уровень:
Восприятие своего тела и своих действий во времени: формирование
осознания реакции на стимул, последовательности двух и более событий
(стало холодно – оденем кофту, сначала моем руки, а потом едим и т.д.)
Знание своего имени и умение давать отклик на имя доступным способом.
Формирование зрительного образа «Я»: умения узнавать себя в зеркале,
умение узнавать себя на фотографиях и показывать себя.
Формирование
знания
о
собственной
гендерной
принадлежности (мальчик, девочка) и возрастных представлений (ребенок,
взрослый, малыш, большой).
Формирование знаний частей тела и их показ на себе, на другом, на
игрушке.
Гигиена тела. Обучение использованию гигиенических принадлежностей
– расчески, салфетки, мыла, полотенца.
Тематическое планирование
2 класс - 68 часа (2 часа в неделю)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема урока
1 четверть
Восприятие сенсорных событий, затрагивающих
собственное тело.
Восприятие прикосновений, тактильного контакта.
Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения,
тактильный контакт.
Принятие изменения положения тела, перемещения.
Знакомство с собственным телом, его
частями. Восприятие тела как целого. Узнавание части тела,
как части собственного тела.
Формирование схемы тела. Руки. Ноги. Туловище: плечи,
грудь, живот, спина. Голова. Лицо. Части лица. Обнаружение
частей своего тела. Игра с собственным телом.
Одевание-раздевание. Принятие процесса одеванияраздевания. Участие в процессе одевания-раздевания.
Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде.
Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием
жидкости.
Закрепление и повторение пройденного в четверти
2 четверть
Кол-во
часов
16
2
1
2
2
3
2
1
2
1
1
16
11
12
13
14
15
16
17
17
18
19
20
Знакомство
1
с посудой и приборами.
Связь пища-тарелка-ложка.
Выражение предпочтений.
Прием пищи с поддержкой.
Прием пищи самостоятельно.
Поведение за столом.
Умывание. Принятие процесса умывания
Закрепление пройденного в четверти
3 четверть
Умывание. Принятие процесса умывания.
Умывание с поддержкой.
Умывание самостоятельно.
Чистка зубов. Принятие прикосновений к области рта.
Стимуляция области около рта и области рта
2
2
2
2
2
2
2
2
20
2
2
2
2
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Принятие процесса чистки зубов.
Знакомство со своими зубами и полостью рта.
Чистка зубов с поддержкой.
Чистка зубов самостоятельно.
Умение пользоваться туалетом. Выражение потребности
посетить туалет
Повторение и закрепление пройденного
4 четверть
Умение пользоваться туалетом. Выражение потребности
посетить туалет.
Умение пользоваться туалетом с поддержкой.
Умение пользоваться туалетом самостоятельно.
Восприятие своего тела и своих действий во времени:
формирование
осознания
реакции
на
стимул,
последовательности двух и более событий (стало холодно –
оденем кофту, сначала моем руки, а потом едим и т.д.)
Знание своего имени и умение давать отклик на имя
доступным способом.
Формирование зрительного образа «Я»: умения узнавать
себя в зеркале, умение узнавать себя на фотографиях и
показывать себя.
Формирование
знания
о
собственной
гендерной
принадлежности (мальчик,
девочка)
и
возрастных
представлений (ребенок, взрослый, малыш, большой).
Формирование знаний частей тела и их показ на себе, на
другом, на игрушке.
Гигиена тела. Обучение использованию гигиенических
принадлежностей – расчески, салфетки, мыла, полотенца.
Итого
2
2
2
2
2
2
16
1
1
1
2
2
2
2
2
3
68