Учебный план 2023-2024 уч год

Пояснительная записка
к учебному плану образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
на 2023 - 2024 учебный год
1. Нормативно-правовая основа учебного плана.
Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных и
специфических коррекционных предметов, их распределение по годам обучения с учетом
специфики

обучения

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) и максимально допустимой нагрузки часов при режиме пятидневной рабочей
недели. Установленный режим работы образовательной организации обеспечивает выполнение
компонентов учебного плана в соответствии с интересами и потребностями обучающихся,
способствуя реализации идеи создания комплекса условий, содействующих развитию и
социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план на 2023-2024 учебный год ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат»
разработан в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
 Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)";
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. № 115

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»

1

 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г.
(зарегистрировано

в

Министерстве

юстиции

Российской

Федерации

18

декабря,

регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027г.
 Приложение к письму Министерства образования РФ от 14.03.2001 г. № 29\1448-6
«Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;
 Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018г. №
ТС-728/07 с разъяснениями по вопросу организации образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по СИПР;
 Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области

«Североуральская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» утвержденный приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д;
 локальные акты ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат».
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) решает одну из главных задач государственной образовательной политики –
обеспечение гарантий доступности и качества образования. Учебный план является
нормативной основой, регламентирующей организацию образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в различных формах, а так же механизмом
реализации коррекционного обучения, компенсации и преодолении нарушений, приобщении
обучающихся к разнообразным видам труда с ориентацией на трудовую деятельность,
подготовки их к самостоятельной жизни.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
2

Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 дополнительном и 1-м классе используется «ступенчатый»
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40
минут каждый, один день в неделю 5 уроков из-за 3 часа физической культуры).
Продолжительность учебного года со 2 по 4 класс составляет 34 недели, в 1-м классе — 33
недели.
Приоритетные направления содержания образования:
1. Обучение и воспитание обучающихся с умственной с отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в интересах личности, общества и государства.
2. Психолого-медико-педагогическая реабилитация и коррекция для последующей
социализации

и

интеграции

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) в общество.
Общие задачи содержания образования:
- создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа
жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечение социальной защиты прав и интересов обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), охрана и укрепление здоровья обучающихся;
- оказание психолого-медико-педагогической помощи обучающимся, формирование
навыков

самообслуживания,

трудовых

умений,

коммуникативного,

социального

взаимодействия с целью дальнейшей их социализации в соответствии с нормами и правилами,
морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
- оказание консультативно-диагностической

и

методической помощи

родителям

(законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- определение содержания методов обучения и воспитания в соответствии с
познавательными возможностями психофизическими и возрастными особенностями и
образовательными потребностями умственно отсталого обучающегося.
2. Программно-целевые основания учебного плана.
Цель образовательного процесса:
Осуществление

возможности

получения

9-летнего

образования,

как

наиболее

оптимального для получения общего образования и профессионально-трудовой подготовки,
необходимой для социальной адаптации и реабилитации обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
3

1. Учебная: развивать у обучающихся механизмы учебной деятельности, мотивацию к
обучению.
2. Воспитательная: формировать механизмы стрессоустойчивого поведения как основы
психического здоровья обучающихся.
3. Учебно-оздоровительная: создавать единое здоровьесберегающее образовательное
пространство.
3. Характеристика структуры учебного плана.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. На каждом этапе обучения в учебном плане
представлены предметные области и коррекционно-развивающая область. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую
образовательных

направленность,

потребностей

категории

заключающуюся

обучающихся

с

в

учете

умственной

особых

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Кроме того, с целью коррекции недостатков психического
и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит коррекционноразвивающая область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые реализуются в образовательной организации ГКОУ СО
«Североуральская школа-интернат» и учебное время на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а так же его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся,
приобщение их к культурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-

формирование

здорового

образа

жизни,

элементарных

правил

поведения

в

экстремальных ситуациях.
Обязательная часть включает следующие образовательные области: Язык и речевая
практика, Математика, Естествознание, Человек и общество, Искусство, Физическая культура,
Технология и соответствующие им учебные предметы: «Русский язык», «Чтение», «Речевая
практика, «Математика», «Мир природы и человека», «Изобразительное искусство», «Музыка»,
«Ручной труд», «Физкультура».
4

Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов,
неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начального этапа
обучения до завершения. Аналогичный принцип действует между предметами из области:
технология, искусство, естествознание, что позволяет практически осуществлять системную,
комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования
с учетом его возрастной динамики. Содержание обучения на каждой ступени строится на
основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих
благодаря коррекционному обучению и социальному развитию.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает

реализацию

особых

(специфических)

образовательных

потребностей,

характерных для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Часть

учебного

плана,

формируемая

участниками

образовательных

отношений,

предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов обязательной
части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом физическом и развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями: ритмика, логопедическая коррекция, коммуникация и правила
социального поведения, психокоррекционные занятия.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации
(абилитации) инвалида. Приоритетными задачами реализации содержания этой области
является:
- коррекция познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной
сфер;
- развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков;
- расширение представлений об окружающей действительности, обеспечивающих
целостное восприятие мира; укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и
5

эмоционально-волевой сфер, развитие общей и речевой моторики, привитие навыков здорового
образа жизни.
Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является
обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями. Коррекционные
занятия проходят в групповой, подгрупповой (2-3 ребенка) и индивидуальной форме.
Длительность каждого занятия составляет 20-30 минут. Коррекционная работа представляет
собой

систему психолого-педагогических

и

медицинских

средств,

направленных

на

преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно
отсталых школьников.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

учебным

планом

предусматривается

внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельности как часть учебного плана направлена на разностороннее
умственное и физическое развитие обучающихся, развитие их творческой инициативы и
познавательной активности.

Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность,

осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение
планируемых результатов освоения обучающимися АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Внеурочная деятельность включает следующие направления развития личности:
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное в таких
формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые
и научные исследования, общественно полезные практики.
Цель внеурочной деятельности содействие интеллектуальному, духовно-нравственному,
социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позитивного
социального опыта в образовательной организации и за ее пределами, проявления инициативы,
самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных
жизненных ситуациях.
В учебном плане время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области
и внеурочной деятельности, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Внеурочная деятельность отражена в учебном плане и представляет собой реализацию
рабочих программ по соответствующим направлениям через разнообразные формы: экскурсии,
6

кружки, секции, соревнования, праздники, общественно-полезные практики, смотры-конкурсы,
беседы, культпоходы в театр, игры, туристические походы и др.
1 – 4 годы обучения.
При освоении адаптированной основной общеобразовательной программы в 1 – 4 классах
осуществляется

всестороннее

психолого-медико-педагогическое

изучение

личности

обучающегося, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей, формирование
навыков учебной деятельности, самостоятельности, а так же проводится работа по общему и
речевому

развитию

обучающихся,

коррекции

нарушений

моторики,

отклонений

в

интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах и поведении.
Задачи:
- адаптация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
к обучению в начальной школе, приобретение основ грамотности и счета;
- осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии.
Средства:
- обучение с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка с опорой на наглядность;
- дифференцированный подход к обучающимся, с целью глубокого освоения учебного
материала;
- воздействие через эмоциональную сферу обучающегося на уроках музыки, ритмики,
изобразительного искусства.
Ожидаемый результат:
- усвоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
содержания учебного материала;
- формирование навыков самообслуживания и культуры поведения.
В 1-ых – 4-ых классах осуществляется начальный этап обучения, на котором
общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена следующими
предметами: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика». Данные учебные дисциплины
являются ведущими, так как от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного
обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения по перечисленным
предметам обуславливает их специфику. Основными целями и задачами обучения чтению и
русскому языку в младших классах являются:
• научить детей правильно читать текст, доступный их пониманию, осознавать значение
чтения для расширения социально значимых задач;
7

• выработать первоначальные навыки чтения и письма в процессе овладения грамотой,
формировать элементарные представления о русском языке как средстве общения и источнике
получения знаний;
• повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
• научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
• формировать нравственные качества обучающихся, воспитывать чувство прекрасного,
элементарные этические преставления, чувство долга и правильных жизненных позиций.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке
как

средстве

общения

и

источнике

получения

знаний.

Использование

письменной

коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и
развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту
литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной
устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях
общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого
этикета
Образовательная область «Математика».
Предмет Математика является одной из важных общеобразовательных дисциплин,
которая готовит обучающихся с нарушениями интеллекта к жизни и овладению доступными
профессионально – трудовыми навыками. Преподавание математики в образовательной
организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы,
обусловлено решением ряда специфических задач:
- коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;
- воспитание таких качеств личности как трудолюбие, самостоятельность, настойчивость,
любознательность
- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль.
8

Основная
вычислениями,

цель

предмета:

решением

овладение

арифметических

началами
задач),

математики

(понятием

способностью

числа,

пользоваться

математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности), развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни.
Образовательная области «Естествознание» представлена единственным предметом
Мир природы и человека.

Основная цель предмета заключается в формировании

первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является
начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Образовательная

область

«Искусство»

реализуется

предметами

Изобразительное

искусство и Музыка. Основная задача предмета Изобразительное искусство - формирование
эмоционально – положительного отношения к изобразительной деятельности и ее результатам с
максимальным использованием богатых возможностей рисования для развития обучающихся с
нарушением интеллекта. Среди других наиболее важных задач, при решении которых в
процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей, следует
выделить:
- развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых с натуры
предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их;
соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов – умение осуществлять
операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
- развитие зрительно-двигательной памяти;
- совершенствование мелкой и крупной моторики.
Предмет Музыка призван:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а
также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии обучающихся с умственной
отсталостью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального
напряжения;
9

- корректировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
-

содействовать

приобретению

навыков свободного

общения

с

окружающими,

формировать простейшие эстетические ориентиры;
- помочь самовыражению обучающихся через занятия музыкальной деятельностью.
В данную образовательную область внесены значительные изменения. На предмет
«Музыка» по Базисному учебному плану отведено 2 часа в неделю. На сегодняшний день,
образовательная организация не имеет квалифицированного специалиста для проведения
такого количества часов, но в штатном расписании предусмотрен музыкальных руководитель
на 0,5 ставки, что вполне компенсирует данные часы и потребность обучающихся в уроках
музыки. Поэтому в учебном плане на предмет «Музыка» оставлено 1 час в неделю до 5 класса
включительно.
Образовательная
психофизического

область

развития

«Физическая

обучающихся

и

культура»
выполняет

направлена

на

общеразвивающую

коррекцию
функцию.

Разнородность состава детей по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает
ряд конкретных задач:
- коррекция и компенсация нарушений физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков и
волевой сферы;
- привитие устойчивого положительного отношения к занятиям физической культурой,
воспитанию нравственных качеств и свойств личности;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Кроме того основные задачи реализации содержания предметной области «Физическая
культура» направлены на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни, соблюдение индивидуального режима питания
и сна.
В связи со вступлением с 1 сентября 2011 года в силу приказа Министерства образования
и науки Российской федерации от 01.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральные
базисные

учебные

планы

для

образовательных

учреждений

Российской

Федерации,

реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования Российской Федерации» вводится дополнительный час на преподавание учебного
предмета «Физическая культура». В связи с этим третий час физкультуры образовательное
учреждение реализует за счет уроков «Музыка, пение (танец)».
В коррекционно-разивающую область в 1-4

классах включены следующие занятия:

ритмика, логопедическая коррекция, коммуникация и правила социального поведения,
10

психокоррекционные

занятия,

сенсорное

развитие.

Реализация

данной

области

в

образовательной организации, реализующей АООП, обусловлено необходимостью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

средствами

музыкально-ритмической,

игровой

деятельности, систему психолого-педагогических и медицинских средств.
Основные задачи реализации коррекционного курса Ритмика - это развитие умения
слушать музыку (выполнять под музыку различные движения), развитие координации
движений (коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки), привитие
навыков участия в коллективной творческой деятельности. Движения под музыку, игры не
только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают
благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление,
память, внимание, восприятие.
Основные

задачи

реализации

коррекционного

курса

Логопедические

занятия:

формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний
окружающей действительности, расширение активного словаря обучающихся, развитие
лексической системности, формирование семантических полей.
Курсы? коммуникация и правила социального поведения, сенсорное развитие, развитие
психомоторики и сенсорных процессов

направлены на формирование учебной мотивации,

стимуляцию

мнемических

сенсорно-перцептивных,

и

интеллектуальных

процессов,

гармонизацию психоэмоционального состояния, развитие жизненно-важных компетенций
обучающихся, в том числе коммуникативных навыков.
Коррекционные индивидуальные и групповые занятия проводятся продолжительностью
15-20 минут и реализуются как в первой, так и во второй половине учебного дня.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в ОО. Школа предоставляет обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений
внеурочной деятельности и распределение на них часов осуществляется образовательной
организацией самостоятельно в рамках количества часов, предусмотренных примерным
учебным планом с учетом мнения родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельности ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат» организуется по
направлениям,

разработанным

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и требованиями
ФООП: нравственное, социальное и спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическая и
творческая деятельность, «Учение с увлечением».
Нравственное направление.
11

«Разговоры о важном» - курс внеурочной деятельности для обучающихся 1-9 классов.
Темы для внеурочного курса разрабатываются на федеральном уровне. Основная цель курса:
развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача курса:
формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны
с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой и художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Художественно-эстетическая и творческая деятельность. «Палитра» (1, 1 доп. класс)
особый акцент курса направлен на использование разнообразных видов деятельности:
эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на
развитие

у

обучающихся

познавательного

интереса;

знакомство

с

произведениями

изобразительного искусства; конструирование; наблюдение за различными явлениями природы
и др. Данный курс направлен на организацию коллективного творчества обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Совместная изобразительная
деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные
навыки обучающихся, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и
творчеству других детей, способствует сплочению классного коллектива.
«Учение с увлечением». Курс создаёт условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство
уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития
различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции,
формирования нестандартного мышления. Основные задачи решаемые в ходе реализации
курса: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); формирование навыков
творческого

мышления

и

развитие

умения

решать

нестандартные

задачи;

развитие

коммуникативных компетенций обучающихся.
Спортивно-оздоровительное направление. Старт (1 - 8 класс). Программа внеурoчнoй
деятельнoсти пo спoртивнo-oздoрoвительнoму направлению включает в себя знания, установки,
личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление
физическoгo и психическoгo здoрoвья обучающихся. Курс является кoмплекснoй прoграммoй
пo фoрмирoванию культуры здoрoвья обучающихся, спoсoбствующая пoзнавательнoму и
12

эмoциoнальнoму развитию ребенка, достижению планируемых результатов oсвoения АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа внеурoчнoй деятельности «Радуга здoрoвья» направлена на преoдoление
следующих шкoльных фактoрoв риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и
трудности в усвоении шкoльнoй программы, интенсификация учебнoгo процесса. Тoлькo
наличие системы работы пo фoрмирoванию культуры здoрoвья и здoрoвoгo образа жизни
пoзвoлит сoхранить здoрoвье обучающихся в дальнейшем.
Социальное направление. «Вместе весело шагать» (4 класс). Актуальность курса
внеурочной деятельности обусловлена необходимостью в социальной направленности.
Программа направлена на расширение формирование у детей нравственных ориентиров при
построении деятельности, краеведческого кругозора, развитие творческих способностей
обучающихся. Воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, школьному
имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда
ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные
ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

«Основы финансовой грамотности» (5-8 класс). Освоение содержания программы
внеурочной деятельности опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся
должны

овладеть

практическими

навыками

планирования

и

оценки

собственных

экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Цель:

развитие

экономического

образа

мышления,

воспитание

ответственности

и

нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Задачи курса:
- формировать финансовую грамотность и инвестиционную культуру обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- формировать основы экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных
решений в различных жизненных ситуациях, социально-экономическую компетентность на
уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
13

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
5 - 7 год обучения.
В 5,6,7 классах обучающиеся получают знания по общеобразовательным предметам,
имеющим

практическую

направленность

и

соответствующим

их

психофизическим

возможностям, отрабатывают навыки по различным профилям трудового обучения.
Задачи:
- создание базиса самоопределения личности через профильные предметы.
Средства:
- введение профильных предметов столярное дело, швейное дело, цветоводство и
декоративное садоводство;
- организация кружков и факультативов;
В процессе социализации и интеграции детей участвуют культурные центры города:
музей, МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», дворовые клубы, спортивный клуб.
Ожидаемый результат:
- сформированность интересов и способностей к определенным видам трудовой
деятельности, а так же навыков самообслуживания и культуры поведения.
8, 9 год обучения.
Задачи:
- непрерывное профильное обучение;
- взаимодействие с «Центром внешкольной работы», «Североуральской службой
занятости»;
- интеграция и социализация выпускников.
Средства:
- практические занятия по профильному обучению с прохождением трудовой практики на
предприятиях и в школе;
- социализация и интеграция в общество через практический выход на предприятия
города.
Ожидаемый результат:
- получение знаний и практического опыта работы по профильной подготовке;
- социальная адаптация и интеграция в обществе.
5 - 9 годы обучения являются закономерным продолжением начальной школы, но в
отличие от нее расширяют и углубляют понятийную и практическую основу образовательных
областей, закрепляют навыки самостоятельной учебной деятельности, завершают подготовку
14

по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных
возможностей обучающихся специального (коррекционного) учреждения. Особое внимание на
второй ступени уделяется такому виду деятельности как трудовое обучение. Оно имеет
профессиональную направленность и является важной составляющей частью всего учебновоспитательного процесса.
Обязательная часть учебного плана включает следующие образовательные области:
«Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек», «Искусство»,
«Технологии», «Физическая культура» и соответствующие им учебные предметы: «Чтение»,
«Русский язык», «Математика», «Изобразительное искусство», «Физкультура», «Музыка» и т.д.
Вышеперечисленные

предметы

наиболее

важны

для

развития

и

коррекции

познавательной деятельности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от младшего школьного возраста до юношеского. В этой части особое внимание
уделяется развитию связной и письменной речи, усвоению основ математики, предметов из
естествоведческого и обществоведческого цикла.
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена в 5-9 классах
предметами Русский язык, Чтение (Литературное чтение). Перечисленные образовательные
предметы решают те же задачи, что и в младших классах, но на более сложном речевом
материале. Обучение письму, чтению и развитию речи в образовательной организации строится
на принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен
на развитие контекстной, устной и письменной речи. Коммуникативный подход в большей мере
соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно
отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка запоминания и
воспроизведения грамматических правил и категорий. Кроме того в приоритете: формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений, использование
письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Образовательная область «Математика» представлена предметом Математика и в ее
структуре в 5-9 классах 1 час отводится на изучение элементов геометрии. Математика имеет
выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений
обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях
(профессиях) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию
мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения
ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении
других дисциплин учебного плана: истории Отечества, географии, физической культуры,
изобразительного искусства и др.
15

Образовательная область «Человек» включает в себя: «Мир истории (пропедевтика)» (6
класс), «История Отечества» (7 - 9 класс), «основы социальной жихни» (5,6 класс). Предметы
Мир истории и

История Отечества формируют систему знаний о самых значительных

исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с
древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной
деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное
планирование)

не

позволяют

выстраивать

курс

истории

на

основе

развернутых

хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях
эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру,
общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует
воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из
истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях,
видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных
достижениях общества и др.
Учебный предмет Основы социальной жизни. Основная цель учебного предмета
заключается

в

дальнейшем

развитии

и

совершенствовании

социальной

(жизненной)

компетенции обучающихся, навыков самостоятельной, независимой жизни. Задачи:
- овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями,
необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
- развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание
положительного отношения к домашнему труду;
- развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
- формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
- формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего
трудоустройства;
- коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие
коммуникативной функции речи.
Образовательная

область

«Естествознание»

реализуется

тремя

предметами:

Природоведение (5, 6 класс), География (6-9 класс) и Биология (7-9 класс). «География» элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе
межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социальноэкономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни,
культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии
отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет
систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно – этическому воспитанию.
16

Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе
психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной
коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение
представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие
предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств
неживой и живой природы. Знания по предметам данного цикла формируют у обучающихся
коррекционной школы практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее
явлениями.
Образовательная

область

«Искусство»

реализуется

предметами

Изобразительное

искусство» и «Музыка». Принципиальными положениями обучения изобразительному
искусству детей с интеллектуальными нарушениями являются:
1. Развитие у обучающихся эстетического познания и образного отражения объектов и
явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к
людям, к самому себе.
2. Приобщение обучающихся специальной школы к творческому социально значимому
труду, умению работать коллективно.
3. Использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития
детей с умственной отсталостью на всех этапах обучения в школе.
4. Дифференцированный подход к обучению детей с учетом их психофизиологических,
индивидуальных особенностей.
Образовательный предмет Музыка в 5 классе продолжает формировать музыкальную
культуру обучающихся.
Образовательная область «Технологии» включает в себя предмет Профильный труд. В ОО
реализуются следующие профили: швейное дело , столярное дело, цветоводство и декоративное
садоводство, хозяйственно бытовой труд и рабочий по благоустройству территории населенных
пунктов. Выбор данных профилей в образовательной организации, реализующей АООП,
прежде всего, обусловлен учетом индивидуальных особенностей обучающихся, материальнотехническим обеспечением образовательной организации, региональными особенностями
рынка труда. Предпочтение, отданное вышеперечисленным профилям, позволяет решать задачи
трудового обучения и социального воспитания с потенциалом применения интеллектуальных
умений обучающихся, полученных в ходе изучения других учебных предметов, в местных
промышленных условиях.
Основные задачи реализации образовательной области:
1.

Формирование основных умений, необходимых в различных жизненных сферах.
17

2.

Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные

трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
3.

Приобретения навыка самостоятельной работы

и работы в коллективе,

воспитание чувства сотоварищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Образовательная область «Технологии» включает предмет Домоводство (7 - 9 класс).
Предмет направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение
уровня общего развития обучающихся. Последовательное изучение тем обеспечивает
возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением
интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями,
организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам,
начав самостоятельную жизнь. Специфика интеллектуального и личностного недоразвития
обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, но и не менее
важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.
Образовательная область «Физическая культура» так же, как и в 1 - 4 классах направлена
на коррекцию психофизического развития школьников и выполняет общеразвивающую
функцию.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представляет собой
интеграцию предметных областей человек и общество и естествознание и включает в себя
факультативы, направленные на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности»,
реализацию предмета Этика и предмета Социально-бытовое ориентирование. В современных
условиях главная задача учителя в школе заключается в том, чтобы дать обучающимся
специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том
числе и самых неблагоприятных. Научить детей правильным действиям в случае природных и
техногенных катастроф, адекватному поведению в условиях острых социальных, социальнополитических конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
«Этика» помогает обучающимся практически осваивать социальные ритуалы и формы
продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового, обогащает практику
понимания

другого

человека

(мыслей,

чувств,

намерений

другого),

эмоционального

сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях.
Часы, отведенные на коррекционно-развивающую область, распределены следующим
образом:
 психокоррекционные занятия: с 5,6 класс - 2 часа в неделю, 7-9 класс - 1 час в неделю
18

 логопедическая коррекция: 5,6 класс - 2 час в неделю
 психологический практикум - 7 - 9 класс - 1 час в неделю
Все индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и
во второй половине дня, их продолжительность 15 – 20 минут.
4. Особенности программного и учебно-методического обеспечения образовательного
процесса.
ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат» осуществляет свою образовательную
деятельность в соответствии с образовательными программами, разработанными учреждением
самостоятельно, на основе рекомендуемых государственных программ для умственно отсталых
детей, и с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей
обучающихся.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 –
4 классы. М.: Просвещение, 2009 г.
2. Устная речь. Программы для 0 – 4 классов школы VIII вида. МО и ПО РФ Институт
коррекционной педагогики РАО.
3. Живой мир. Программы для 0 – 4 классов. МО и ПО РФ Институт коррекционной
педагогики РАО.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 –
9 классы. Сборник № 1, № 2. М.: «Владос» 2017 г.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 –
9 классы. Москва «Просвещение» 2010 г. Под редакцией кандидата психологических наук,
профессора И.М. Бгажноковой.
Программы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся,
способствуют их внутреннему развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь
того

уровня

общеобразовательных

знаний

и

умений,

который

необходим

им

для

положительной социальной адаптации.
Содержание обучения по всем предметам имеет практическую направленность.
Обучение ведется по учебникам, выпущенным с 2000 года.
1 класс:

Букварь. Аксенова А.К., ФГОС «Просвещение» 2 чч. 2017 г.,2023г.
Математика. Т.В. Алышева, ФГОС «Просвещение», 2017г., 2022г.
Речевая практика. Комарова С.В., ФГОС «Просвещение», 2017 г., 2023г.
Технология. Ручной труд. Кузнецова Л.А., ФГОС «Просвещение», 2017
г., 2022г.

19

Мир природы и человека Матвеева Н.Б., 2 чч. ФГОС «Просвещение»,
2017 г., 2022г.
Изобразительное искусство. Рау М.Ю., Зыкова М.А., ФГОС
«Просвещение», 2018 г.
Музыка. Евтушенко И.В., ФГОС «Просвещение», 2023г.
Физическая культура. Барышников В.Я., Белоусов А.И., Виленский
М.Я., 2011г.
2 класс:

Чтение. Ильина С.Ю. 2 чч., ФГОС «Просвещение», 2018г.
Речевая практика. Комарова С.В., ФГОС «Просвещение», 2018 г.
Русский

язык.

Якубовская

Э.В.,

Павлова

Н.В.,2

чч.

ФГОС

«Просвещение», 2018 г.
Математика. Алышева Т.В., ФГОС «Просвещение», 2018 г.
Технология. Ручной труд. Кузнецова Л.А., ФГОС «Просвещение», 2018
г.
Физическая культура. Барышников В.Я., Белоусов А.И.,
Виленский М.Я., 2011 г.
Мир природы и человека Матвеева Н.Б., 2 чч. ФГОС «Просвещение»,
2018г.
Изобразительное искусство. Рау Ф.Ф., ФГОС «Просвещение», 2017 г.
Музыка. Евтушенко И.В., ФГОС «Просвещение», 2022г.
3 класс:

Чтение. С.Ю.Ильина и др. ФГОС «Просвещение» 2 чч., ФГОС
«Просвещение», 2018 г.
Русский язык. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. 2 чч., ФГОС
«Просвещение», 2018г.
Речевая практика. Комарова С.В., ФГОС «Просвещение», 2018 г.
Математика Алышева Т.В. , ФГОС «Просвещение», 2018г.
Мир природы и человека Матвеева Н.Б., 2 чч. ФГОС «Просвещение»,
2018г.
Технология. Ручной труд. Кузнецова Л.А., ФГОС «Просвещение»,
2018г.

4 класс:

Чтение. Ильина С.Ю., ФГОС «Просвещение», 2018,2020г.
Русский язык. Якубовская Э.В., Коршунова, 2чч. ФГОС «Просвещение»,
2018,2020г.
Математика. Алышева Т.В., Яковлева И.М., 2чч. ФГОС «Просвещение»,
2018,2020г.
20

Технология. Ручной труд. Кузнецова Л.А., ФГОС «Просвещение»,
2018,2020г.
Речевая практика. Комарова С.В., ФГОС «Просвещение», 2018,2020г.
Мир природы и человека. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., 2чч. ФГОС
«Просвещение», 2020 г.
Изобразительное искусство. Рау М.Ю., Зыкова М.А. ФГОС
«Просвещение», 2018,2019г.
5 класс:

Чтение. З.Ф. Малышева, ФГОС «Просвещение», 2020 г.
Русский

язык.

Галунчикова

Н.Р.,

Якубовская

Э.В.,

ФГОС

«Просвещение», 2020г.
Математика. Перова М.Н., Капустина Г.М., ФГОС «Просвещение»,
2020 г.
Природоведение.

Лифанова

Т.М.,

Соломина

Е.Н.,

ФГОС

«Просвещение», 2020 г.
Технология. Швейное дело. Картушина Г. Б, Мозговая

Г.Г.,ФГОС

«Просвещение», 2020 г.
Изобразительное искусство М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, ФГОС
«Просвещение», 2021г.,2022г.
Подготовка младшего обслуживающего персонала. Галле А.Г.2020
г.
Технология.

Цветоводство,

Карман

Н.М.,

Ковалева

Е.А.,ФГОС

«Просвещение», 2021г
6 класс:

Природоведение Соломина Е.Н., Лифанова Т.М., ФГОС
«Просвещение», 2021г.
Математика. Перова М.Н., Капустина Г.М., ФГОС «Просвещение»,
2021 г.
Технология. Швейное дело. Картушина Г. Б, Мозговая

Г.Г., ФГОС

«Просвещение», 2020г.
Русский язык. Галунчикова Н.Р., Якубовская Э.В., ФГОС
«Просвещение», 2021 г.
География. Лифанова Г.М., Соломина Е.Н., ФГОС «Просвещение»,
2021 г.
Чтение. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С., ФГОС «Просвещение»,
2021 г.
Мир истории Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., ФГОС
«Просвещение» 2021г.
21

Технология. Цветоводство. Карман Н.М., Зак Г.Г., ФГОС
«Просвещение», 2021г.
Подготовка младшего обслуживающего персонала. Галле А.Г.2020
г.
7 класс:

Чтение. А. Аксенова, ФГОС «Просвещение»,2021г.
Русский язык. Галунчикова Н.Г., ФГОС «Просвещение», 2022г.
Математика. Т. Алышева. ФГОС «Просвещение», 2022г.
История Отечества Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., ФГОС
«Просвещение», 2021г.
Биология. Клепинина З.А., ФГОС «Просвещение», 2022г.
География. Лифанова Т.М. ФГОС «Просвещение», 2021г.
Технология.

Цветоводство.

Карман

Н.М.,

Зак

Г.Г.,

ФГОС

«Просвещение», 2021г.
Швейное дело. Мозговая Г.Г. ФГОС «Просвещение», 2021г.
8 класс:

Чтение. Малышева З.Ф., ФГОС «Просвещение», 2022 г.
Русский язык. Галучникова Н.Г., Якубовская Э.В ФГОС
«Просвещение», 2022г.
Математика. Эк В.В., ФГОС «Просвещение», 2022г.
Биология. Животные. Никишов А.И., Теремов А.В., ФГОС
«Просвещение», 2022г.
История Отечества Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., ФГОС
«Просвещение», 2022г.
География. Лифанова Т.М, Соломина Е.М., ФГОС
«Просвещение», 2022г.
Технология. Швейное дело. Картушина Г. Б, Мозговая Г.Г., ФГОС
«Просвещение», 2022г.
Подготовка

младшего

обслуживающего

персонала.

Галле

А.Г.,

Головинская Е.Ю. 2013 г.
9 класс:

Чтение. Аксенова А.К., Шишкова М.И. «Просвещение», 2012 г., 2014 г.
Русский язык. Галучникова. «Просвещение», 2011 г., 2012 г.
Математика. М. Перова, «Просвещение», 2013 г.
История России. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец
Редькина Н., «Просвещение», 2010 г.
География. Г. Лифанова. «Просвещение», 2007 г.
Технология. Швейное дело. Картушина Г. Б, Мозговая Г.Г.
22

Л.С.,

Биология. Е.Н. Соломина. 2011 г., 2013 г.
Столярное дело 10-11 кл. Перелетов А.Н., «Владос», 2012 г.
Подготовка младшего обслуживающего персонала. Зырянова В.А., 2012
г.
5. Формы обучения.
1. Обучение дневное (классно-урочное) в одну смену. Для реализации учебного плана в
образовательной

организации

ГБОУ

СО

«Североуральская

школа-интернат»

созданы

следующие условия: с 5 по 9 классы уроки проводятся в кабинетах математики, биологии,
географии, истории, русского языка и чтения, домоводства, гимнастическом зале, спортивной
площадке, учебных мастерских швейного и столярного дела, цветоводства и декоративного
садоводства, кабинетах логопедии и психологии.
2. Обучение детей на дому (индивидуальное обучение) регламентируется следующими
документами:
1. Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 ФЗ.
2. Уставом образовательной организации
3. Заключением КЭК
4. Решением психолого-педагогического консилиума образовательной организации
определяется учебный план обучающегося исходя из его индивидуальных особенностей.
Для каждого обучающегося разрабатывается специальная индивидуальная программа
развития, учебный план, расписание занятий, график организации образовательного процесса,
сроки и формы промежуточной аттестации.
При распределении часов по учебным предметам учитываются интересы, особенности
психофизического развития

и индивидуальные возможности обучающихся, рекомендации

педагога, работающего с ребенком, а так же мнение членов психолого-педагогического
консилиума.

23

Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(1-4 классы)
Образовательные области

1

2

Классы
3

3
3
2
3

3
4
2
4

3
4
2
4

3
4
2
4

12
15
8
15

2

1

1

1

5

1
1

1
1

1
1

1
1

4
4

3

3

3

3

12

2

1

1

1

5

20
20
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Интеграция предметных
Основы
безопасности
1
1
1
областей
жизнедеятельности
2. Технология
Занимательный труд
1
1

20

80

1

4

1

3

3. Человек и общество
Я познаю мир
21
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
1
Логопедические занятия
2
Сенсорное развитие
1
Коммуникация и правила социального поведения
1
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
1
Внеурочная деятельность
Нравственное направление
Разговоры о важном
1
Спортивно-оздоровительная
«Старт»
1
деятельность
Художественно-эстетическая,
Палитра
1
творческая деятельность
Рукотворный мир
«Учение с увлечением!»
Удивительный мир книг
1
Легко ли писать без
ошибок
Играя, учимся писать
Социальное направление
Вместе весело шагать

1.Язык и речевая практика

2. Математика
3.Естествознание
4. Искусство
5. Физическая культура
6. Технология

Учебные предметы
Обязательная часть
1.1. Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2.1. Математика
3.1. Мир природы и
человека
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.1. Адаптивная
физическая культура
6.1. Ручной труд

ИТОГО

Всего к финансированию

31
24

4

Всего

1
23

1
23

1
23

3
90

1
2
1
1
1

1
2
1
1
1

1
2
1
1
1

4
8
4
4
4

1
1

1
1

1
1

4
4

1

3
1

1

4
1

33

33

1
1

1

33

130

Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(1 доп, 1-4 классы)
Образовательные области

Учебные предметы

Классы
3
4

Всего

1
доп.
Обязательная часть
1.Язык и речевая практика 1.1. Русский язык
2
1.2. Чтение
2
1.3. Речевая практика
3
2. Математика
2.1. Математика
3

1

2

3
3
2
3

3
4
2
4

3
4
2
4

3
4
2
4

14
17
11
18

3.Естествознание

2

2

1

1

1

7

1
2

1
1

1
1

1
1

1
1

5
6

3

3

3

3

3

15

2

2

1

1

1

7

4. Искусство
5. Физическая культура
6. Технология

3.1. Мир природы и
человека
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.1. Адаптивная
физическая культура
6.1. Ручной труд

ИТОГО

20
20
20
20
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Интеграция
Основы
безопасности
1
1
1
1
1
предметных областей
жизнедеятельности
2. Технология
Занимательный труд
1
1
1

100

3. Человек и общество
Я познаю мир
21
21
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
1
1
Логопедические занятия
2
2
Сенсорное развитие
1
1
Коммуникация и правила социального поведения
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
1
1
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
1
1
Нравственное
направление

1
23

1
23

1
23

3
111

1
2
1
1
1

1
2
1
1
1

1
2
1
1
1

5
10
5
5
5

1

1

1

5

Спортивнооздоровительная
деятельность
Художественноэстетическая, творческая
деятельность
«Учение с увлечением!»

5
3

«Старт»

1

1

1

1

1

5

Палитра
Рукотворный мир

1

1

1

1

-

4

Удивительный мир книг
Легко ли писать без
ошибок

1

1

1

25

5
1

Играя, учимся писать
Социальное направление
Вместе весело шагать
Всего к финансированию

31

31

33

1
1
33

33

1
161

Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(5-9 классы)
№ Образовател
ьные
области

1

Язык и
речевая
практика

2

Математика

3

Естествознан
ие

4

Человек и
общество

5

Искусство

Учебные предметы

Количество часов в неделю
5

1.1. Русский язык

Всего
часов

6

7

8

9

Обязательная часть
4
4

4

4

4

20

1.3. Чтение
(Литературное чтение)
2.1. Математика
2.2.Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной
жизни
4.2. Мир истории
4.3. История Отечества
5.1. Изобразительное
искусство
5.2.Музыка
6.1. Физическая культура
7.1. Профильный труд

4

4

4

4

4

20

4
2
2

4
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

17
3
4
6
8
10

2

2
-

2
-

2
-

2
-

2
6
2

2
7
29

1
10
33
142

1

5

-

2

30

149

1
1
1
3

8
9
2
5
3
27

1
6 Физкультура
2
2
2
2
7 Технологии
6
6
7
7
ИТОГО
27
28
29
29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Интеграция
Культура безопасности
1
1
1
1
предметных
жизнедеятельности
областей человек Информатика
1
1
и общество,
естествознание
Максимально допустимая недельная
29
30
30
30
нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
1 Логопедические занятия
2
2
2
2
2 Психокоррекционные занятия
2
2
2
2
3 Ритмика
1
1
4 Речевая практика
1
1
1
1
5 Психологический практикум
1
1
ИТОГО
6
6
6
6
Внеурочная деятельность
26

Информационная
Финансовая
культура
грамотность
Социальное
За безопасность
направление
Нравственное
Разговоры о важном
направление
Проектная
Я и мир профессий
деятельность
Спортивно«Старт»
оздоровительная
деятельность
ИТОГО
Всего к финансированию
Трудовая практика

27

1

1

1

1

-

4

1

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

5

-

1

1

1

-

3

1

1

1

1

-

4

4
39
-

4
40
5

4
40
5

4
40
10

1
34
10

17
193
30

Пояснительная записка
к учебному плану общего образования детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
на 2023 – 2024 учебный год
1. Структура учебного плана.
Учебный план включает учебные дисциплины, содержание которых доступно для
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые
коррекционные занятия. В учебном плане представлены все образовательные области,
предусмотренные базисным учебным планом. Специфической формой организации учебных
занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия с 1
по 9 классы для детей с выраженными речевыми нарушениями. Эти занятия способствуют
исправлению звукопроизношения, процессов чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Группы
на логопедические занятия формируются с учетом однородности и выраженности речевых
нарушений.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов проводятся с 1 по 9 класс и
способствуют

развитию

интеллектуального

потенциала,

формируют

эмоциональные,

личностные качества обучающихся. Занятия индивидуальные и групповые.
Все индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и
во второй половине дня, их продолжительность 15 – 20 минут. Эти занятия проводятся
учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
Обязательные занятия по выбору и факультативные занятия используются по усмотрению
образовательной организации с учетом психофизических возможностей обучающихся.
Факультативные занятия посвящены развитию речи, знакомству с произведениями русских и
зарубежных писателей, а так же ознакомлению с окружающим миром, развитию коммуникации
и правил социального поведения. Содержание образования решает задачи социальной
интеграции обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Средства: в среднем и старшем звене, начиная с 5 класса, работа нацелена на выработку у
обучающихся социально значимых умений с помощью чтения, письма, счета, а так же на
формирование основ трудовой деятельности.
28

Работают кружки и факультативы. В процессе социализации и интеграции детей
участвуют культурные центры города: музей, МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»,
дворовые клубы, спортивный клуб.
Ожидаемый результат: ребенок усваивает содержание учебного материала, у него
формируются основы трудовой деятельности, что способствует положительной социальной
адаптации обучающихся с нарушением интеллекта.
2. Особенности программного и учебно-методического обеспечения учебного
процесса.
ГБОУ

СО

«Североуральская

школа-интернат»

осуществляет

образовательную

деятельность в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой
образовательной организации, составленной на основе рекомендуемых государственных
программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития обеспечивает введение в действие и реализацию требований федерального
государственного

образовательного

стандарта,

определяет

общий

объем

нагрузки

и

максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных
областей, учебных предметов по годам обучения.
Учебный план образовательной организации включает две части:
обязательная

1.

часть,

включающая

семь

образовательных

областей,

представленных учебными предметами;
часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая:

2.

коррекционные курсы, проводимые различными специалистами, внеурочные мероприятия.
В педагогической деятельности учителя опираются на Программы обучения детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1 – 9 классы) Новоселова Н.
А., Шлыкова А. А. Екатеринбург: «Учебная книга», 2004 г.
Программы

учитывают

особенности

познавательной

деятельности

обучающихся,

способствуют их внутреннему развитию, содержат материал, помогающий детям достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации. Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В
содержании образовательной деятельности прослеживается принцип преемственности между
предметами.
В

образовании

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) используются специфические методы, которые соответствуют следующим
требованиям: содержание достаточного количества иллюстраций, обеспечивающих восприятие,
29

понимание и запоминание учебного материала, раздаточного материала, опора на ранее
усвоенный и имеющийся практический опыт и т.д.
Сферой деятельности педагогов является информационно-просветительская работа с
родителями. С этой целью к процессу обучения привлекаются родители обучающегося, так как
результат его развития зависит от преемственности школьного и семейного воспитания.
Комплексность учебной работы и семейного воспитания помогут ребенку быстрее
усваивать приемы социальной адаптации.
3. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации
содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Основные задачи реализации содержания предметов включают в себя:
1.

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного

опыта обучающегося.
2.

Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков

(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических
жестов.
3.

Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя

традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила общения.
4.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной

и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
5.

Обучение чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания

смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие
предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном
уровне.
Учебные предметы: Речь и альтернативная коммуникация. Основные задачи реализации
содержания: Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений),
неспецифических жестов. Пользование воспроизводящими, заменяющими речь, устройствами
(коммуникаторы, персональные компьютеры и др.). Овладение умением вступать в контакт,
поддерживать

и

завершать

его, используя

традиционные языковые (вербальные)

и

альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. Умение
пользоваться

доступными

средствами

коммуникации

в

практике

экспрессивной

и

импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Обучение
30

глобальному чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла
узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие
предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном
уровне.
Предметная область «Математика» включает в себя: формирование элементарных
математических представлений о форме, величине, количественных, пространственных,
временных представлениях, а так же представлений о количестве и числе. На математике
обучающиеся знакомятся с цифрами, составом числа в доступных пределах, счетом, решением
простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Предметная область «Окружающий мир».
Учебные предметы: Окружающий природный мир, Человек, Домоводство, Окружающий
социальный мир.
Основные задачи реализации содержания:
Окружающий природный мир. Формирование представлений о явлениях и объектах
неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе,
умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование
первоначальных представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
Человек. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
распознавание

своих

ощущений

и

обогащение

сенсорного

опыта.

Умение

решать

каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:
прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми

оздоровительными

процедурами.

Представления

о

своей

семье,

о

взаимоотношениях в семье.
Домоводство.

Овладение

умением

выполнять

доступные

бытовые

поручения

(обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке
продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке стола.
Окружающий социальный мир. Формирование первоначальных представлений о мире,
созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и
т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об
окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых
отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей
31

стране (Россия).
Образовательная область «Искусство» включает в себя следующие предметы «Музыка и
пение», «Музыкально-ритмические занятия», «Изобразительная деятельность». Основные
задачи реализации содержания предмета Музыка и пение - накопление впечатлений и
формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и
двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в
совместных музыкальных мероприятиях.
Изобразительная деятельность включает в себя такие виды деятельности как: лепка,
рисование, аппликация и основная задача предмета - накопление впечатлений и формирование
интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших
эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в
организации обыденной жизни и праздника. Кроме этого предмет развивает способность
обучающихся к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности, к накоплению
опыта самовыражения в процессе изодеятельности.
Образовательная область труд представлена предметами СБО и ремесло. Основные задачи
реализации содержания:
1.

Овладение обучающимися трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных

сферах.
2.

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые

навыки для социального и трудового взаимодействия.
3.

Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных

технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и
помощи близким.
Образовательная область «Физическая культура». Предмет Физкультура направлен на:
1.

Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и

ограничений.
2.

Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием

технических средств).
3.

Соотнесение

самочувствия

с

настроением,

собственной

активностью,

самостоятельностью и независимостью.
4.

Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.

5.

Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда,

ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
32

Часы, предусмотренные в учебном плане на факультативы, образовательная организация
направляет на развитие коммуникации и правил социального поведения.
4. Формы обучения.
Обучение дневное (классно-урочное) в одну смену.
Образование детей на дому (индивидуальное обучение) регламентируется следующими
документами:
1.

Постановлением Правительства Свердловской области от16.10.2013 года № 1232-ПП

«Об утверждении порядка организации общего образования детей, нуждающихся в длительном
лечении, детей-инвалидов на дому и компенсации затрат родителей (законных представителей)
детей-инвалидов на эти цели».
2.

Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 ФЗ

3.

Уставом образовательной организации

4.

Заключением КЭК

5.

Решением психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
Для каждого обучающегося разработан индивидуальный учебный план, расписание

занятий, график организации образовательного процесса, определены сроки и формы
промежуточной аттестации.
При распределении часов по учебным предметам учитываются интересы, особенности
психофизического развития

и индивидуальные возможности обучающихся, рекомендации

педагога, работающего с ребенком, а так же мнение членов психолого-педагогического
консилиума.

33

Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ВАРИАНТ 2
(1 доп, 1-4 классы)
Образовательные области

Учебные предметы

Классы
3
4

1
1
2
доп.
Обязательная часть
1.Язык и речевая практика
Речь и альтернативная
3
3
3
2
2
коммуникация
2. Математика
Математические
2
2
2
2
2
представления
3. Окружающий мир
3.1. Окружающий
2
2
2
2
2
природный мир
3.2. Человек
2
2
2
2
2
3.3. Домоводство
1
1
3.4. Окружающий
1
1
1
1
1
социальный мир
4. Искусство
4.1. Музыка и движение
2
2
2
2
2
4.2. Изобразительное
3
3
3
3
3
деятельность
5. Физическая культура
Адаптивная физкультура
2
2
2
2
2
6. Технология
Профильный труд
ИТОГО
17
17
17
17
17
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Интеграция предметных 1.1.Основы безопасности
1
1
1
1
1
областей
жизнедеятельности
1.2.Хозяйственно2
2
2
бытовой труд
2. Технология
2.1.Занимательный труд
2
2
2
2
2
3. Человек и общество

Я познаю мир

1

1

Всего

13
10
10
10
2
5
10
15
10
85
5
6
10

1

1

1

5

21
21
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
Альтернативная коммуникация
1
1
Логопедические занятия
2
2
Сенсорное развитие
1
1
Предметно-практические действия
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
1
1
Внеурочная деятельность
1
1
Нравственное направление Разговоры о важном

23

23

23

111

1
2
1
1
1

1
2
1
1
1

1
2
1
1
1

5
10
5
5
5

1

1

1

5

Спортивнооздоровительное
направление
Художественноэстетическое направление

1

1

5

Старт

1

1

1

Объемная аппликация
Умелые ручки

1

1

1

34

5
1

1

Проектная деятельность

Увлекательная
математика
Мир вокруг нас

1

Коммуникативная
деятельность
Всего к финансированию

31

1

31

1

33

3
1

1

2

33

33

161

Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(5-9 классы)
Вариант 2
Образовательные
области
1.Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий мир

4. Искусство
5. Физическая культура
6. Технология

Учебные предметы
5
Обязательная часть
Речь и альтернативная
3
коммуникация
Математические
2
представления
3.1. Окружающий
2
природный мир
3.2. Человек
2
3.3. Домоводство
3
3.4. Окружающий
2
социальный мир
4.1. Музыка и движение
2
4.2. Изобразительная
3
деятельность
Адаптивная физкультура
2
Профильный труд
-

6

7

Классы
8

3

3

3

12

2

2

2

8

2

2

2

8

1
5
2

1
5
2

1
5
3

5
18
9

2
3

2
3

2
-

8
9

2
2

2
2

2
4

8
8

ИТОГО

Всего

21
24
24
24
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Интеграция
1.1.Основы безопасности
1
1
1
1
предметных областей
жизнедеятельности
1.2.
Хозяйственно1
1
1
1
бытовой труд
3. Человек и общество
Я познаю мир
1
1
1
1

93

24
27
27
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
Альтернативная коммуникация
1
1
1
Логопедические занятия
2
2
2
Сенсорное развитие
1
1
1
Предметно-практические действия
1
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
1
1
1
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
1
1
1
Нравственное

27

105

1
2
1
1
1

4
8
4
4
4

1

4

35

4
4
4

направление
Спортивно«Старт»
оздоровительное
направление
ХудожественноУмелые ручки
эстетическое
направление
Коммуникативная
Мир вокруг нас
деятельность
Всего к финансированию

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

34

37

37

37

145

Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ВАРИАНТ 2
Образовательные области

1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий мир
4. Искусство
5. Физическая культура
6. Технология

Учебные предметы
Обязательная часть
Развитие речи и
коммуникация
Чтение
Графика и письмо
Математические
представления
Человек
Музыка и пение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Ремесло

Количество часов в неделю
по годам обучения
9
всего
1

1

3
3
3

3
3
3

1
1
2

1
1
2

2

2

8

8

СБО

2
26
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Окружающий мир
ОБЖ
1

2
26

Максимально допустимая недельная
нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционные
1. Логопедия
курсы
2.
Психокоррекционные
занятия
Музыка и движение
Итого
Внеурочная
Разговоры о важном
деятельность

27

27

2

2

1

1

1
3
1

1
3
1

ИТОГО

36

1

Итого

1
32

Всего к финансированию

Составила заместитель директора по УВР _____________Н.Е. Коваль

37

1
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».