Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 класс (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (1 класс) разработана
с учетом основных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации ФАООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
В 1 классе на уроках русского языка реализуется раздел «Обучение грамоте». Он
призван решать задачи, способствующие формированию и развитию навыков
обучающихся:
1. Формирование элементарных навыков чтения.
2. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в
несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним
звуком.
3. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном
произношении.
4. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
5. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной
гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трехбуквенных слогов
с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце
слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование
основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале
предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
6. Формирование элементарных навыков письма.
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения
руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной
доски.
8. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
9. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное
списывание слов и предложений, списывание со вставкой пропущенной буквы или
слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и
последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением.
10. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и
орфографических правил: обозначение на письме границ предложения, раздельное
написание слов, обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек
животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих («чаща», «чу-щу», «жи-ши»).
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
курс русского языка в 1 классе рассчитан на 99 ч. (33 учебных недели).
Добукварный период рассчитан примерно на первую четверть учебного года. В
рабочей программе материал добукварного периода рассчитан на 28 часов.
Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в 1 классе,
определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов, и составляет
3 ч. в неделю.
Период обучения грамоте может быть продлен на 1 четверть второго класса, в
случае трудностей с овладением навыками письма и чтения.
Содержание учебного предмета «Русский язык»:
Добукварный период.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа.
Слово.
Предложение.
Слог (часть слова).
Звук.
Развитие зрительных и пространственных восприятий.
Развитие моторных умений.
Букварный период (письмо).
Планируемые личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь
на вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая
совместно с учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях,
учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных
формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных
пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких
предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода.
Достаточный уровень:
- понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
- знать правила поведения учащихся в школе;
- понимать и выполнять правила посадки за партой;
- называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на
иллюстрации;
- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
- различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с
предметами;
- исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть
слова (слог), звук;
- делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
- делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
- выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
- пользоваться карандашом, ручкой;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
- рисовать несложные орнаменты, рисунки;
- выполнять штриховку;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
- рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень:
- знать правила поведения учащихся в школе;
- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- знать основные цвета;
- различать звуки окружающей действительности;
- находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
-
-
-
иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
пользоваться карандашом, ручкой;
рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте
Достаточный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и
предложения;
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с
произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).
Минимальный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по
содержанию, опираясь на наглядные средства;
списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Чтение»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 класс (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» (1 класс) разработана с
учетом основных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
Основная цель обучения чтению детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации ФАООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
В 1 классе на уроках чтения реализуется раздел «Обучение грамоте». Он призван
решать задачи, способствующие формированию и развитию навыков обучающихся:
1. Формирование элементарных навыков чтения.
2. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в
несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним
звуком.
3. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном
произношении.
4. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
5. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной
гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трехбуквенных слогов
с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце
слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование
основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале
предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
6. Формирование элементарных навыков письма.
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения
руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной
доски.
8. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
9. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное
списывание слов и предложений, списывание со вставкой пропущенной буквы или
слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и
последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением.
10. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и
орфографических правил: обозначение на письме границ предложения, раздельное
написание слов, обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек
животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих («чаща», «чу-щу», «жи-ши»).
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
курс чтения в 1 классе рассчитан на 99 ч. (33 учебных недели).
Добукварный период рассчитан примерно на первую четверть учебного года. В
рабочей программе материал добукварного периода рассчитан на 28 часов.
Количество часов в неделю, отводимых на изучение чтения в 1 классе, определено
недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов, и составляет 3 ч. в
неделю.
Период обучения грамоте может быть продлен на 1 четверть второго класса, в
случае трудностей с овладением навыками письма и чтения.
Содержание учебного предмета «Чтение»:
Добукварный период.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа.
Слово.
Предложение.
Слог (часть слова).
Звук.
Развитие зрительных и пространственных восприятий.
Развитие моторных умений.
Букварный период (чтение и письмо).
Планируемые личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь
на вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая
совместно с учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных
обозначениях);
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре,
учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к
Букварю);
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных
формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и
учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких
предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода.
Достаточный уровень:
- понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
- знать правила поведения учащихся в школе;
- понимать и выполнять правила посадки за партой;
- называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на
иллюстрации;
- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
- различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с
предметами;
- исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть
слова (слог), звук;
- делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
- делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
- выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
- пользоваться карандашом, ручкой;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
- рисовать несложные орнаменты, рисунки;
- выполнять штриховку;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
- рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень:
- знать правила поведения учащихся в школе;
- знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- знать основные цвета;
- различать звуки окружающей действительности;
-
-
находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
пользоваться карандашом, ручкой;
рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте.
Достаточный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении;
знать буквы, различать звуки и буквы;
различать гласные и согласные звуки;
определять звуки в начале и в конце слова;
определять количество слогов в слове;
определять количество слов в предложении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Минимальный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
знать и различать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по
содержанию, опираясь на наглядные средства.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Речевая практика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 класс (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» (1 класс)
разработана с учетом основных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации
учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать
вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в
различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
1. учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции,
взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу
и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
2. развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их
лексики, грамматического строя речи;
3. формирование простейших умений в части построения связного
монологического высказывания.
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя
основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
курс речевой практики в 1 классе рассчитан на 66 ч. (33 учебных недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение речевой практики в 1 классе,
определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов, и составляет
2 ч. в неделю.
Содержание учебного предмета «Речевая практика»:
Аудирование и понимание речи.
Дикция и выразительность речи.
Базовые формулы речевого общения.
Планируемые личностные результаты:
- самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в
туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного
образования и т.п.);
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение
доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в
соответствии с предусмотренными предметными результатами);
- проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник,
ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в
ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном
общении;
- проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с
использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестовомимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной
жизни);
- положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление
интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям,
результатам своего труда и труда окружающих.
Планируемые предметные результаты.
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,
имена ближайших родственников, адрес дома;
- уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные
средства.
Минимальный уровень:
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших
родственников и товарищей по классу;
- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Математика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 класс (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (1 класс) разработана с
учетом основных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Овладение
математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной
социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Согласно ФАООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(вариант 1), основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
В соответствии с требованием, обозначенным в п. 1.6 ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), о
необходимости
выделения
«пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами»,
предваряет изучение курса математики пропедевтический период. Этот период
предусмотрен примерной рабочей программой по математике и реализуется в учебном
процессе в начале школьного обучения (в начале первого дополнительного класса или,
при отсутствии такого класса в образовательной организации, в начале первого класса).
Задачи данного периода обучения математике соотносятся с диагностикопропедевтическими задачами, обозначенными ФАООП в отношении первого
дополнительного класса, и состоят в следующем:
1. выявить имеющиеся знания и умения обучающихся по математике и
индивидуальные возможности, особенности психофизического развития каждого
ребенка, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную,
коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению ФАООП в предметной
области «Математика»;
3. сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках
математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с
учителем и одноклассниками;
4. обогатить представления обучающихся о предметах и явлениях окружающего
мира на основе усвоения элементарных дочисловых математических представлений.
Основные задачи, стоящие перед курсом математики в 1 классе, направлены на
достижение личностных и предметных результатов освоения ФАООП, и заключаются
в следующем:
1. формирование у обучающихся системы начальных математических знаний и
умений, развитие способности их использования при решении соответствующих
возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения;
2. коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с
учетом их индивидуальных возможностей;
3. личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них
социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе
интереса к содержанию и организации процесса изучения математики.
Содержание обучения математике в 1 классе представлено в рабочей программе
разделами «Пропедевтика» (данный раздел является обязательным для изучения
обучающимися, осваивающими ФАООП в соответствии с учебным планом для I - IV
классов), «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия»,
«Арифметические задачи», «Геометрический материал». Указанная структуризация
курса математики для 1 класса соответствует структуре программы по математике для
I - IV классов, содержащейся в ФАООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Основное математическое содержание пропедевтического периода состоит в
формировании (уточнении, развитии) элементарных математических представлений о
величине, количестве, форме предметов, а также пространственных и временных
представлений.
За период обучения в 1 классе обучающиеся познакомятся с числами в пределах
10, научатся их читать и записывать. У них будут сформированы представления о числе
как результате счета. Обучающиеся овладеют способами получения чисел первого
десятка; получат представление о числовом ряде, месте каждого числа в числовом ряду;
научатся считать в пределах 10; овладеют приемами сравнения предметных
совокупностей и чисел. Обучающиеся научатся выполнять сложение и вычитание чисел
в пределах 10; узнают о связях между сложением и вычитанием, познакомятся с
переместительным свойством сложения.
Программа предусматривает ознакомление обучающихся с величинами
(стоимость, длина, масса, вместимость (емкость), время). Обучающиеся познакомятся с
отдельными единицами измерения указанных величин, доступными для данного уровня
математического развития (сантиметр (1 см), рубль (1 р.), копейка (1 к.), килограмм (1
кг), литр (1 л), сутки (1 сут.), неделя (1 нед.); овладеют первоначальными навыками
измерения величин с помощью измерительных приборов (линейка, весы, мерная
кружка) и записью чисел, полученных при измерении одной мерой. Дети будут знать
названия частей суток и дней недели, порядковый номер дней недели и их очередность.
Особое место в программе по математике занимают арифметические задачи. В 1
классе предусмотрено обучение детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умению решать простые арифметические задачи,
раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение
суммы и разности (остатка). Обучающиеся научатся ориентироваться в структуре
арифметической задачи (выделять условие и вопрос задачи); на основе анализа
взаимосвязи между числовыми данными, содержащимися в задаче, выбирать
соответствующий способ ее решения и реализовывать его; формулировать ответ задачи;
составлять задачи на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету,
готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Моделирование и
иллюстрирование
содержания
отдельных
задач
поможет
школьникам
конкретизировать арифметические действия (сложение и вычитание) и осмыслить их.
В программу по математике включен геометрический материал, который
предусматривает ознакомление обучающихся с элементами наглядной геометрии. В
процессе образовательной деятельности в 1 классе школьники с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся узнавать, называть,
различать геометрические фигуры (точка, линия (прямая, кривая, отрезок), круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и тела (шар, куб, брус); научатся
вычерчивать треугольник, квадрат, прямоугольник по заданным точкам (вершинам) с
помощью линейки; измерять длину отрезка и вычерчивать отрезок заданной длины.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
курс математики в 1 классе рассчитан на 99 ч. (33 учебных недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение речевой практики в 1 классе,
определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов, и составляет
3 ч. в неделю.
Планируемые личностные результаты:
- умение соблюдать правила поведения на уроке математики при организации
отдельных видов образовательной деятельности;
- положительное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное
задание хорошо (правильно);
- умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками
на уроке математики;
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать
помощь одноклассникам в учебной ситуации;
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом
плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь
на вопросы учителя;
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение на странице
учебника задания, указанного учителем; использование иллюстраций,
содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической
деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в
учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать
для выполнения практических упражнений (с помощью учителя);
- умение с помощью учителя отразить в собственной речи предметные отношения с
использованием математической терминологии (на основе анализа реальных
предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные
отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их
иллюстраций);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в
соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение с помощью учителя рассказать о пошаговом выполнении учебного действия
с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном
действии);
- оценка результатов своих действий по выполнению учебного задания (правильно –
неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- начальные умения использования математических знаний при ориентировке в
ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и
доступных видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к
природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Планируемые предметные результаты.
Минимальный уровень:
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер, форму
предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей,
положение предметов в пространстве, на плоскости; умение с помощью учителя
сравнивать предметы по величине, форме, количеству, определять с помощью
учителя положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в
указанное положение; знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной
временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно) ;
- знание количественных числительных в пределах 10, умение записать числа с
помощью цифр, откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного
материала (с помощью учителя);
- знание числового ряда в пределах 10 в прямом порядке; месте каждого числа в
числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя);
- осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 10, обозначение
числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10 с опорой на установление взаимно
однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей (с помощью
учителя);
- умение с помощью учителя разложить числа 2-10 на две части (два числа) с опорой
на предметно-практические действия с предметными совокупностями;
- умение с помощью учителя назвать, записать и прочитать единицы измерения
(меры) стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см);
- узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к.),, называние их достоинства;
осуществление с помощью учителя замены и размена монет в пределах 10 р.;
- знание количества и названий суток в неделе; умение с помощью учителя
воспроизвести порядок дней недели;
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий
(«+» и «-»); составление числового выражения (2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2) на основе
соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 5; выполнение сложения и
вычитания чисел в пределах 10 с опорой на предметно-практические действия с
предметными совокупностями с помощью учителя;
- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования
(вопроса); выполнение с помощью учителя решения задач на нахождение суммы,
разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными
совокупностями;
- различение с помощью учителя плоскостных (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал) и объемных (шар, куб, брус) геометрических фигур;
определение формы знакомых предметов путем соотнесения с плоскостными и
объемными геометрическими фигурами;
- знание названий линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать с помощью
учителя; построение с помощью учителя прямой линии (произвольной), отрезка с
помощью линейки; измерение с помощью учителя длины отрезка в сантиметрах, с
записью числа, полученного при измерении (с помощью учителя);
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам
(вершинам) с помощью учителя.
Достаточный уровень:
- знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер,
форму предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей,
положение предметов в пространстве, на плоскости; умение сравнивать предметы по
величине, форме, количеству; определять положение предметов в пространстве и на
плоскости; перемещать предметы в указанное положение (с помощью учителя);
умение с помощью учителя увеличивать и уменьшать количество предметов в
совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; установление и называние с
помощью учителя порядка следования предметов; знание частей суток, порядка их
следования, использование элементарной временной терминологии (сегодня, завтра,
вчера, рано, поздно) в собственной речи при описании событий окружающей жизни
(с помощью учителя) ;
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 10; умение записать
числа с помощью цифр; откладывание чисел в пределах 10 с использованием
счетного материала;
- знание числового ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке; месте каждого
числа в числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя);
- осуществление счета в пределах 10; обозначение числом количества предметов в
совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление
взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;
- знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел) (с помощью учителя);
- умение назвать, записать и прочитать единицы измерения (меры) стоимости (1 р., 1
к.), длины (1 см), массы (1 кг), емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.);
- узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет
в пределах 10 р.;
- знание названий, порядка дней недели, количества суток в неделе.
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий
(«+» и «-»); составление числового выражения (2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2) на основе
соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 с опорой на предметнопрактические действия с предметными совокупностями;
- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования
(вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; выполнение решения
задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе
действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования;
составление с помощью учителя задач на нахождение суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету с использованием иллюстраций;
- различение плоскостных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и
объемных (шар, куб, брус) геометрических фигур; определение формы предметов
путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами;
- знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать; построение прямой
линии (произвольной; проходящей через одну, две точки), отрезка с помощью
линейки; измерение с помощью учителя длины отрезка в сантиметрах, с записью
числа, полученного при измерении; построение отрезка заданной длины (с помощью
учителя);
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам
(вершинам).
Аннотация к рабочей программе по предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 класс (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» (1 класс)
разработана с учетом основных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих
между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционнообразовательные и воспитательные задачи:
1. уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает
новые знания об основных ее элементах;
2. на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности
живого мира к условиям внешней среды;
3. вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ,
отмечать фенологические данные;
4. формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
5. конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую
деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
6. вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи;
7. формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей бережному отношению к природе.
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся
базовых представлений о природе. В течение этого времени учитель решает следующие
задачи:
1. формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
2. формирование представлений у обучающихся о Солнце как источнике света и
тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область
«Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
курс речевой практики в 1 классе рассчитан на 66 ч. (33 учебных недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение мира природы и человека в 1
классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
и составляет 2 ч. в неделю.
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся
базовых представлений о природе.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается
увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и
расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное
поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные
темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая
природа», «Живая природа».
Планируемые личностные результаты:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения
учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Планируемые предметные результаты.
Минимальный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей
местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Достаточный уровень:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и
явлениями природы;
- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных
условиях;
- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным
признакам;
- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со
своими знаниями.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 класс (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1 класс)
разработана с учетом нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия
формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
1. воспитание интереса к изобразительному искусству;
2. раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
3. воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса;
4. формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
5. расширение художественно-эстетического кругозора;
6. развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
7. формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
8. обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках;
9. обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
10. обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
11. формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
12. развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
13. воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной
деятельности
(«коллективное
рисование»,
«коллективная
аппликация»).
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
курс речевой практики в 1 классе рассчитан на 33 ч. (33 учебных недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение изобразительного искусства
в 1 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
и составляет 1 ч. в неделю.
Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие
сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений
происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам
программы:
Обучение композиционной деятельности.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи.
Направления работы:
1. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно
держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно
располагать изобразительную поверхность на столе.
2. Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки
при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою
педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),
прекращения движения в нужной точке; направления движения.
3.Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании).
Планируемые личностные результаты:
‒ положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;
‒ понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
‒ привычка к организованности, порядку, аккуратности;
‒ установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой
деятельности;
‒ овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
‒ овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
‒ элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
‒ принятие и освоение социальной роли обучающегося;
‒ развитие эстетических потребностей и чувств;
‒ проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи.
Планируемые предметные результаты.
Минимальный уровень:
‒ знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
‒ знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
‒ знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
‒ пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
‒ знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
‒ организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
‒ следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование
работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
‒ владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание)
и аппликации (вырезание и наклеивание);
‒ рисование по образцу, с натуры предметов несложной формы и конструкции;
‒ ориентировка в пространстве листа: размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
‒ адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
‒ узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
‒ знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
‒ знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет».
‒ нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
‒ знание жанра живописи «Натюрморт»;
‒ знание и отличие друг от друга видов некоторых изобразительного искусства:
«архитектура», «скульптура», «живопись».
‒ следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
‒ оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
‒ использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
‒ применение разных способов лепки;
‒ рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
‒ различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Ручной труд»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 класс (вариант 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» (1 класс) разработана с
учетом основных нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026.
Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» в первом классе
заключается в формировании у умственно отсталых младших школьников
элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей
между предметным миром и окружающей их жизни.
Задачи обучения в первом классе:
1. развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
2. получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;
3. формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о
месте в нём человека;
4. формирование интереса к разнообразным видам труда;
5. формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;
6. обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
7. развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и
контролировать сою работу с помощью учителя;
8.
развитие
познавательных
психических
процессов
(восприятия,
пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления,
речи);
9. развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения);
10. развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
11. формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;
12. развитие речи;
13. коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их
возрастных особенностей, которая предусматривает:
‒ коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
‒ развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение,
обобщение);
‒ коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Учебный предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технология» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов,
курс речевой практики в 1 классе рассчитан на 66 ч. (33 учебных недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение ручного труда в 1 классе,
определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для (1 доп.) 1 – 4 классов, и составляет
2 ч. в неделю.
Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет содержание и
уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для
умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки,
природные материалы).
Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает
следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с
природными материалами», «Работа с нитками».
Планируемые личностные результаты:
‒ положительное отношение и интерес к труду;
‒ понимание значения и ценности труда;
‒ отношение к труду как первой жизненной необходимости;
‒ понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
‒ осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
‒ способность к самооценке;
‒ умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности «нравится» или «не нравится;
‒ привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Планируемые предметные результаты.
Минимальный уровень
‒ К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной
отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды трудовых
работ; названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические
требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках
ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и
режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы
выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения
деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
‒ Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя;
составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с помощью учителя; владеть некоторыми технологическими
приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать
с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с
бумагой и нитками).
Достаточный уровень:
‒ К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной
отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда,
включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
‒ Уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для
первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на
предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними
в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков ручного труда.