Положение о системе оценивания знаний и достижений обучающихся

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания знаний и достижений обучающихся
ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат»
1. Общие положения
Положение о системе оценивания знаний и достижений обучающихся (далее – Положение)
ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат» разработано в целях проверки соответствия
знаний обучающихся с различной степенью тяжести дефекта требованиям программ, глубины
и прочности полученных знаний, умения их применять в практической деятельности,
необходимой для социальной адаптации и интеграции обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общество.
1.2. Положение разработано на основании следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Закон «Об образовании в Свердловской области» №78-ОЗ от 15 июля 2013г.
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России
03.02.2015 N 35850);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49 "О направлении методических
рекомендаций" (вместе с методическими рекомендациями по системе оценки достижения
обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования);
- Устав ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат» утвержденный приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д.
1.3. Положение является локальным актом ОО, основными задачами которого является:
- регламентирование порядка оценивания знаний, достижений, предметных и личностных
результатов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы в ходе
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
- установление единых требований к оценке достижений обучающихся и выставлению
отметок (единой «оценочной политики») в ходе текущего контроля успеваемости и при
проведении промежуточной аттестации;
- организации наблюдения за личностным ростом и продвижением обучающихся в своем
развитии;
- определение содержания, порядка, форм и сроков проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1 4. В Положении использованы следующие определения (понятия), с точки зрения
дидактики, применяемые в педагогической практике:
- оценка - представляет собой процесс определения количественных и качественных
показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим
оценочным требованиям, предъявляемым к ним школьными программами;
- отметка - это количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных
обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах;

- выставление отметки - определение балла (количественно выраженной оценки) по
официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее
успешности.
1.5. Необходимость разработки Положения, помимо требований руководящих документов,
вызвана также рядом субъективных и объективных причин:
- отсутствием критериев оценки академических знаний различных категорий контингента
детей с нарушением интеллекта;
- возможностью использования результатов промежуточной аттестации в качестве одной из
форм успешного руководства учебным процессом;
- невозможностью разработки единых (типовых) требований оценки знаний обучающихся с
выраженными нарушениями процессов познавательной деятельности.
II. Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.1. Выставляемые оценки обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), не могут быть приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных
организаций в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта
умственной деятельности, они (оценки) являются показателем успешности продвижения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по отношению к
самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу
некоторых обучающихся оценивать более высоким баллом.
2.2. В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по АООП
определенной ступени и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой
дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижения
обучающихся, по категориям:
- с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
2.3. При планировании предполагаемых результатов по освоению обучающимися
содержательной части предмета, педагогам необходимо определить уровень возможностей
каждого ребенка, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно
которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и
успешности его продвижения.
1-й уровень:
Обучающиеся, способные в полном объёме освоить адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Дети данного уровня обучаются достаточно успешно,
понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять
полученные знания с опорой на наглядность.
2-й уровень:
Обучающиеся, способные освоить АООП в меньшем объёме, с дозированной
по
интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой.
Школьники данного уровня, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении
программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической,
наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только при
выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими
как новое.
3-й уровень:
2

Обучающиеся с умеренной, тяжелой иглубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и с ТМНР, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов,
избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных
возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом
низком уровне. В данном случае составляется индивидуальная образовательная траектория
(специальная индивидуальная программа развития) и продвижение обучающегося
отслеживается относительно самого ребёнка.
2.4. В 1 классе безотметочная система оценивания. Результат продвижения первоклассников в
развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков,
уровня формирования учебных навыков, речи - 1 раз в четверть.
2.5. Оценка обучающихся 2-9-х классов по всем учебным предметам, за исключением части
формируемой участниками образовательных отношений, коррекционно-развивающей области
и внеурочной деятельности, осуществляется по пятибалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно
выполненные задания, а также педагогом в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на ребёнка, в журнал оценка «2» не ставится.
2.6. В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную
контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется
проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый
и последний дни недели.
2.7. В ОО проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется
систематическая работа над ошибками. При оценке БУД и предметных результатов обучения
необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с низким уровнем
потенциальных возможностей можно предлагать облегченные варианты заданий. При оценке
письменных работ детей, страдающих расстройством моторики, не следует снижать оценку за
плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К обучающимся с
нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные
стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе
выполнения работы и т.п.).
2.8. В ходе текущего контроля успеваемости педагоги используют методы (критерии) оценки
знаний обучающихся, которые, могут быть прописаны в блоке рабочей программы.
2.9. Все мероприятия по оценке качества образования в ходе текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации проводятся согласно годовому учебному плану школы по
графику, утвержденному директором.
2.10. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений включает в себя:
- текущую оценку знаний;
- административные мониторинговые исследования;
- мониторинговые исследования качества знаний обучающихся в рамках областных,
региональных исследований качества образования.
2.11. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется:
- за каждую учебную четверть и за год;
- знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой.

3

2.12. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного
опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной
работой обучающегося.
2.13.
При
проведении
контрольного
урока
осуществляется
индивидуальнодифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора
различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения
программы каждым обучающимся.
2.14. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс или для допуска к
экзамену по трудовому обучению
III. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся (I, II
уровень)
3.1. Устный опрос является одним из методов учета БУД обучающихся ГБОУ СО
«Североуральская школа-интернат». При оценивании устных ответов по учебным предметам
образовательного цикла (география, биология, история, и др.) принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые
примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям,
но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в
речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на
ребёнка.
Оценка «1», «2» не ставится в журнал.
3.2. При оценке письменных работ по предметам: русский язык, следует руководствоваться
следующими нормами:
II-IV классы
- оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками;
- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
V-IX классы
- оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;

4

- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия.
3.2.1. В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.
Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической
ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
а) за одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове
(например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на
это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в
предложении.
3.2.2. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются
замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки,
добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При
выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной
орфографической ошибке.
3.2.3. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не
связано с нарушением моторики у детей.
3.2.4. Обучающиеся, которые занимаются с учителем-логопедом, не освобождаются от
написания контрольных диктантов.
3 2 5. При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или
допускает 1-2 исправления;
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не
справляется с одним из заданий;
Оценка «2» не ставится.
3.2.6. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов
по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с
грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в
предыдущих.
3.2.7. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды
контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.
3 2.8. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует
избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не
изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить,
выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть
понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на

5

каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от
числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года),
2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,
3 класс – 20-25 слов,
4 класс – 30-35 слов,
5 класс - 45-50 слов,
6-7 класс – 65-70 слов,
8-9 класс – 75-80 слов.
3.3. БУД по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального
опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ
используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень
самостоятельности обучающегося, особенности его развития.
3.3.1. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными
(только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо
комбинированными.
3.3.2.Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:
во 2 - 3 классах - 25-40 минут,
в 4-9 классах 35-40 минут,
причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и
проверить её.
3.3.3. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или
1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно
и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3
класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений,
вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
3.3.4. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует
считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма,
неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в
процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения
записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
3.3.5. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на
уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
- оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
- оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
- оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других
заданий;
- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
3.3.6. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
6

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
3.3.7. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение
задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и
построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление
или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при
измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но
допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении
геометрических фигур буквами.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод
воспитательного воздействия на ребёнка.
3.4.Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание
успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы,
пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
3.4.1.Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
3.4.2. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению.
3.4.3. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце
урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках.
Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе
фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть
более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
3.4.4. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на полугодие и конец года
Таблица №1
Класс
1 уровень
2 уровень
3 уровень
(без нарушения (незначительные
(выраженные
произношения)
речевые
нарушения речи,
слов/мин
нарушения)
отсутствие речи)
слов/мин
1
8 - 10
5
Проводится
с
учетом
индивидуальных особенностей
2
15 - 20
10 - 15
и
потенциальных
3
25 - 30
15- 25
возможностей обучающегося,
4
35 - 40
30-35
отслеживается
динамика
5
45- 60
40-50
относительно самого ребёнка
6
60 - 65
55-60
(учитываются буквы, слоги,
7
70 - 80
60-70
отдельные слова)
8
80 - 90
70-80
7

9

90 -100

80-90

3.4.5. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения
заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин
испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
II класс
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на
чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками
короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию
прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно,
правильно, последовательно);
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком
даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических
пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет
их с помощью учителя;
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на
вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.
- оценка «2» не ставится.
III—IV классы:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с одной двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы
и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с
незначительной помощью;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами, некоторые трудные
слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в
IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя;
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные
слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и
смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и
способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя;
Оценка «2» не ставится.
V—IX классы:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа; делит текст на части и озаглавливает их; называет главных
действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает
по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он читает, в основном, правильно, выразительно,
бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки при чтении,
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью
8

учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при передаче
содержания;
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он читает по слогам, недостаточно правильно,
выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания,
допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную мысль
произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и
пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения.
Оценка «2» не ставится.
3.5. Оценка трудовых умений в начальной школе (1-4 классы) ставится учителями начальных
классов с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Оценивание
обучающихся основной школы (5-9 классы) осуществляют учителя трудового обучения.
3.5.1. Промежуточная аттестация обучающихся 7-8 классов проходит на контрольном уроке.
Результат продвижения в развитии определяется продуктивностью деятельности
обучающихся (умением изготовлять различные поделки) и уровнем развития речи (умением
дать словесный отчет о проделанной работе и анализ своего изделия по вопросам учителя).
3.5.2. Учитель самостоятельно определяет контрольные работы для обучающихся, с учетом
отработанного материала программы, возможностей конкретного ученика и материальнотехнического обеспечения мастерской, готовит необходимый материал и инструмент для
промежуточной аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся у педагога.
3.5.3. Оценка обучающемуся по трудовому обучению при промежуточной аттестации в 2-9
классах выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и
практическую работу.
3.5.4.Критерии оценки обучающихся по предмету «Трудовое обучение».
Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении
практической работы и может выполнить её используя план или образец, а также
проанализировать и оценить качество своей работы;
Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает
незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении
практического задания и его анализе;
Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии
и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей
работы.
Оценка «2» не ставится.
3.5.5. Оценка результатов итоговой аттестации выпускников выставляется учителями
трудового обучения в соответствии с разработанными нормами итоговой оценки.
3.6. При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные
возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического и
психического развития, двигательные возможности.
3.6.1. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается:
- как обучающийся овладел основами двигательных навыков;
- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
- как относится к урокам;
- каков его внешний вид;
9

- соблюдает ли дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об
этом обучающимся.
3.6.2. Критерии оценки по предмету физической культуры:
Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет
физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп
деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;
Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с
помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и
искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности
средний, но к концу урока снижается;
Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и
частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп
деятельности на низком уровне.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на
ребёнка.
3.7. Музыкальное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) - это специально организованный педагогический процесс, являющийся
составной частью коррекционного - развивающего образовательного процесса, цель которого
- формирование музыкальной культуры, как совокупности качеств музыкального сознания,
деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии
воспитанников.
3 7.1. Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка и пение»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, различает изученные жанры музыкальных
произведений, воспроизводит музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполняет
знакомые песни; отвечает на вопросы о прослушанных произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные
музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных
произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные
произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии
исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных
художественно-эстетических видов деятельности.
Оценка «2» и «1» не ставится.
3.7.2. Эффективность занятий по предмету «Ритмика» оценивается педагогом в соответствии
с предполагаемыми результатами учебной программы по предмету. Важным параметром
успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям.
3 7.3. Критерии оценки обучающихся по предмету «Ритмика»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно выполняет знакомые ритмические
упражнения, движения с предметами (лентой, мячом), танцевальные движения, отвечающие
характеру музыки, свободно ориентируется в пространстве;
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполняет по инструкции знакомые ритмические
упражнения, движения с предметами (лентой, мячом), танцевальные движения, отвечающие
характеру музыки, ориентируется в пространстве зала;

10

Оценка «3» ставится, если обучающийся способен выполнять по показу, по образцу знакомые
ритмические упражнения, движения с предметами (лентой, мячом), танцевальные движения,
отвечающие характеру музыки, ориентация в пространстве затруднена;
Оценка «2» и «1» не ставится.
3.8. Оценка по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся ГБОУ СО
«Североуральская школа-интернат» к творческому социально значимому труду,
использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с
нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе.
3 8.1. Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в
зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает
предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их
оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для
рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет
неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.
Оценка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от
пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает
основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной
геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для
изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для
рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с
помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;
Оценка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по
образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону;
умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать
основные цвета и соотносить их с образцом.
Оценка «2» и «1» не ставится.
IV. Оценка продвижения обучающихся умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТНМР.
4.1. Обучение детей с умеренной, тяжелой глубокой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) и ТНМР, делится на несколько образовательных этапов,
целью каждого из которых является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё
предстоит ему освоить.
4.2. Наиболее значимыми этапами являются:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или
вербально);
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
4.3. Норма оценивания при освоении обучающимся образовательных программ (относится
только к категории обучающихся 3 уровня):
Оценка «1», «2» – не ставится.

11

Оценка «3» - выполнение задания в сопряжённом режиме, хотя не наблюдается стойких
позитивных изменений (динамика нестабильная, неравномерная)
Оценка «4» – частичное, избирательное усвоение материала.
Оценка «5» – способность самостоятельно по образцу выполнять задания.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».