Положение о классном руководстве

Положение о классном руководстве
ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
1. Общие положения
Настоящее положение разработано на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию";
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики";
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года N 204 "О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года";
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года";
10. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность"
11. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020г. № ВБ1011/08;
12. Примерное положение о классном руководстве, утвержденное Министром
образования и молодежной политики Свердловской области 26.08.202г. № 02-01-82/9509.
2. Цели и принципы деятельности педагогических работников,
осуществляющих классное руководство
2.1. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательный процесс в образовательных организациях осуществляется в целях
формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовнонравственными и социокультурными ценностями.
Педагогический коллектив ОО является основным субъектом, обеспечивающим
достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2.2. Важнейшими принципами организации социально значимых задач и содержания
воспитания и успешной социализации обучающихся следует считать:
1. Опору на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
2. Организацию социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
3. Нравственный пример педагогического работника;
4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
5. Социальную востребованность воспитания;
6. Поддержку единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

7. Признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
9. Кооперацию и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций).
3. Задачи деятельности педагогических
работников, связанной с классным руководством
3.1.
Приоритетными
задачами
деятельности
по
классному
руководству,
соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации
обучающихся являются:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся,
детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи,
ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и
видов травли, насилия, проявления жестокости;
2. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей
и практической готовности им следовать;
3. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению
к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных
нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию
жизни человека и др.;
4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в
частности, событий и итогов второй мировой войны;
5. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих
сообществ.
3.2. Условиями успешного решения обозначенных задач являются:
1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов
духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и
традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных
воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов,
содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка
семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и
заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
4. Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в
области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива ОО,
органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;
5. Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
3.3. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания
действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной
педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя
добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

3.4. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником
должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно
вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного
руководства как вида педагогической деятельности.
3.5. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что
воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как
в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума.
Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности,
образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни
обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с
определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.
3.6. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является
единственным субъектом воспитательной деятельности, поэтому он должен постоянно
взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками,
администрацией ОО, с внешними партнерами, способствующими достижению принятых
целей.
3.7. Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий
спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой
деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю
процесса
воспитания
и
социализации,
координирующие
действия,
являются
вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и
главными функциями, связанными с классным руководством.
3.8. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и
вариативная части.
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации обучающихся.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
- содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
- обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
- содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и
видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно
значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского
движения, детских общественных движений, творческих сообществ;
- осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и
семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
- выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
- выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
- профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
- формирование навыков информационной безопасности;
- содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
- поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования.

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с
классом как социальной группой, включая:
- изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
- регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
- формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной
гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию
ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской,
творческой и иной деятельности;
- организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию
социальных и образовательных проектов;
- выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы
физическому и психическому здоровью обучающихся;
- профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех
форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
- регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях
жизни класса;
- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи
по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:
- взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом
особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;
- взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями
учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности обучающихся и класса в целом;
- взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся,
их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных
траекторий личностного развития;
- взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную,
творческую,
трудовую,
общественно
полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
- взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся
класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
каникулярных мероприятий;
взаимодействие
с
педагогическими
работниками
и
администрацией
общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального
поведения обучающихся;

взаимодействие
с
администрацией
и
педагогическими
работниками
общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором
и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
- участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
обучающихся;
- участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением
организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и
образовательных организаций;
- участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования.
Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости
от контекстных условий ОО в соответствии с целями и задачами, прописанными в Программе
духовно-нравственного
(нравственного)
воспитания
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству,
педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с
обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе:
− индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
− групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления,
проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
− коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы,
образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
3.9. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное
руководство, следующей документации:
1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка
обучающихся;
2) программу деятельности классного руководителя, требования к оформлению которой
установлены локальным нормативным актом ОО;
3) характеристики на обучающихся, характеристики на семьи обучающихся, карты
обследования материально-бытовых условий проживания обучающихся;
4) дневники наблюдения.
3.10. Классный руководитель обязан посещать семьи обучающихся не реже одного раза
в год.
3.10.1. При организации посещений особое внимание следует уделять семьям
несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном
положении, состоящих на различных видах учета, находящихся по результатам
педагогических наблюдений, мониторингов, диагностик и тестирований в зоне риска (в том
числе по результатам социометрии).
3.10.2. При посещении семей обучающихся необходимо заполнить акты, карты и (или)
листы посещения.
4. Права педагогических работников, осуществляющих классное руководство
Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, с учетом локальных
нормативных актов ОО имеет следующие права:
- самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом контекстных условий
деятельности;
- вносить на рассмотрение администрации ОО, педагогического совета предложения,
касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной
деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов ОО в части
организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и
осуществлении контроля ее качества и эффективности;
- самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
мероприятиях;
- использовать (по согласованию с администрацией ОО) инфраструктуру школы при
проведении мероприятий с классом;
- получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
администрации ОО для реализации задач по классному руководству;
- приглашать в ОО родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
- давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;
- посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с
коллективом обучающихся класса;
- защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации ОО, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;
- повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
5. Установление доплат педагогическим
работникам за осуществление функций классного руководства
5.1. Ежемесячные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного
руководства являются обязательным условием возложения на них с их письменного согласия
дополнительного вида деятельности.
Общенациональная, федеральная значимость процессов воспитания и особая роль
классного руководства послужили основанием для поручения Президента Российской
Федерации осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим
работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за
классное руководство.
5.2. Осуществление педагогическими работниками классного руководства с выплатой
денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной
выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к
существенным условиям трудового договора педагогического работника.
5.3. Размеры доплаты педагогическим работникам за выполнение функций классного
руководителя и порядок ее установления определяются коллективным договором и (или)
локальным нормативным актом ОО, утверждаемым руководителем по согласованию с
выборным органом первичной профсоюзной организации, в соответствии с рекомендациями
регионального отраслевого соглашения.
5.4. При возложении на педагогического работника функций классного руководителя,
как правило, обеспечивается преемственность осуществления классного руководства в
классах на следующий учебный год.
5.5. Функции классного руководителя и доплата за выполнение этих функций
устанавливаются педагогическому работнику дополнительным соглашением к трудовому
договору при распределении учебной нагрузки (тарификации) на весь учебный год (с 1
сентября по 31 августа).
5.6. В отдельных случаях на педагогического работника может быть возложено
выполнение функций классного руководителя в нескольких классах. При этом доплата за

классное руководство предоставляется не более чем за руководство двумя классами, в
размере 5 000 руб. за работу с каждым классом, и только по письменному заявлению.
5.7. Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается педагогическому
работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который
принимается за один класс (далее - класс), независимо от количества обучающихся в каждом
из классов.
5.8. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического
работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого
педагогического работника по болезни или другим причинам. Для получения данной доплаты
обязательно пишется заявление и издается приказ, а также составляется дополнительное
соглашение к трудовому договору об этой доплате.
В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями
из числа руководителей и других работников ОО, ведущих учебные занятия в данном классе.
5.9. Доплата за выполнение функций классного руководителя выплачивается в
установленном размере, в том числе во время каникул и периодов отмены занятий по
эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям, за исключением времени отпуска
работника.
5.10. На доплату за классное руководство начисляются действующие районные
коэффициенты.
5.11. Денежное вознаграждение в размере 5 тысяч рублей выплачивается ежемесячно за
полностью отработанное в календарном месяце время, т.е. исчисляется пропорционально
отработанному времени.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».