Положение о классном руководстве ГБОУ СО «Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 1. Общие положения Настоящее положение разработано на основе следующих документов: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; 5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; 6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; 7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; 8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; 9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"; 10. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" 11. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020г. № ВБ1011/08; 12. Примерное положение о классном руководстве, утвержденное Министром образования и молодежной политики Свердловской области 26.08.202г. № 02-01-82/9509. 2. Цели и принципы деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство 2.1. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитательный процесс в образовательных организациях осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовнонравственными и социокультурными ценностями. Педагогический коллектив ОО является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.2. Важнейшими принципами организации социально значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся следует считать: 1. Опору на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции; 2. Организацию социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 3. Нравственный пример педагогического работника; 4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания; 5. Социальную востребованность воспитания; 6. Поддержку единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания; 7. Признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования; 9. Кооперацию и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций). 3. Задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством 3.1. Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся являются: 1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости; 2. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать; 3. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.; 4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны; 5. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих сообществ. 3.2. Условиями успешного решения обозначенных задач являются: 1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности; 2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства; 3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей; 4. Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива ОО, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.; 5. Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3.3. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. 3.4. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности. 3.5. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой. 3.6. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности, поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками, администрацией ОО, с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей. 3.7. Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством. 3.8. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации обучающихся. Инвариантная часть содержит следующие блоки: 1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая: - содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости; - обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации; - содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих сообществ; - осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье; - выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; - выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи; - профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; - формирование навыков информационной безопасности; - содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов; - поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей; - обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования. 2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая: - изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы; - регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; - формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности; - организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов; - выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся; - профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе. 3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая: - привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка; - регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса; - координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений; - содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей. 4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая: - взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации; - взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; - взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития; - взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.; - взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий; взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся; взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая: - участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; - участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций; - участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий ОО в соответствии с целями и задачами, прописанными в Программе духовно-нравственного (нравственного) воспитания адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству, педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе: − индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); − групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.); − коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.). 3.9. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации: 1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся; 2) программу деятельности классного руководителя, требования к оформлению которой установлены локальным нормативным актом ОО; 3) характеристики на обучающихся, характеристики на семьи обучающихся, карты обследования материально-бытовых условий проживания обучающихся; 4) дневники наблюдения. 3.10. Классный руководитель обязан посещать семьи обучающихся не реже одного раза в год. 3.10.1. При организации посещений особое внимание следует уделять семьям несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, состоящих на различных видах учета, находящихся по результатам педагогических наблюдений, мониторингов, диагностик и тестирований в зоне риска (в том числе по результатам социометрии). 3.10.2. При посещении семей обучающихся необходимо заполнить акты, карты и (или) листы посещения. 4. Права педагогических работников, осуществляющих классное руководство Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, с учетом локальных нормативных актов ОО имеет следующие права: - самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом контекстных условий деятельности; - вносить на рассмотрение администрации ОО, педагогического совета предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; - участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов ОО в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности; - самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях; - использовать (по согласованию с администрацией ОО) инфраструктуру школы при проведении мероприятий с классом; - получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от администрации ОО для реализации задач по классному руководству; - приглашать в ОО родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства; - давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий; - посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса; - защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации ОО, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников; - повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством. 5. Установление доплат педагогическим работникам за осуществление функций классного руководства 5.1. Ежемесячные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства являются обязательным условием возложения на них с их письменного согласия дополнительного вида деятельности. Общенациональная, федеральная значимость процессов воспитания и особая роль классного руководства послужили основанием для поручения Президента Российской Федерации осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство. 5.2. Осуществление педагогическими работниками классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. 5.3. Размеры доплаты педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя и порядок ее установления определяются коллективным договором и (или) локальным нормативным актом ОО, утверждаемым руководителем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, в соответствии с рекомендациями регионального отраслевого соглашения. 5.4. При возложении на педагогического работника функций классного руководителя, как правило, обеспечивается преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год. 5.5. Функции классного руководителя и доплата за выполнение этих функций устанавливаются педагогическому работнику дополнительным соглашением к трудовому договору при распределении учебной нагрузки (тарификации) на весь учебный год (с 1 сентября по 31 августа). 5.6. В отдельных случаях на педагогического работника может быть возложено выполнение функций классного руководителя в нескольких классах. При этом доплата за классное руководство предоставляется не более чем за руководство двумя классами, в размере 5 000 руб. за работу с каждым классом, и только по письменному заявлению. 5.7. Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс (далее - класс), независимо от количества обучающихся в каждом из классов. 5.8. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам. Для получения данной доплаты обязательно пишется заявление и издается приказ, а также составляется дополнительное соглашение к трудовому договору об этой доплате. В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников ОО, ведущих учебные занятия в данном классе. 5.9. Доплата за выполнение функций классного руководителя выплачивается в установленном размере, в том числе во время каникул и периодов отмены занятий по эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям, за исключением времени отпуска работника. 5.10. На доплату за классное руководство начисляются действующие районные коэффициенты. 5.11. Денежное вознаграждение в размере 5 тысяч рублей выплачивается ежемесячно за полностью отработанное в календарном месяце время, т.е. исчисляется пропорционально отработанному времени.