Финансовая грамотность – профилактика хищения денежных средств
08.10.2025
Одним из самых динамично развивающихся направлений преступных посягательств в настоящее время являются хищения денежных средств, которые совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (it- технологий) с помощью современных средств связи, компьютерных программ, Интернета и пр.
Наиболее массовыми в последнее время стали факты дистанционного хищения с банковских карт и счетов граждан.
Что делать, если вы стали жертвой?
• Немедленная блокировка. Если заметили подозрительные списания заблокируйте карту. В некоторых случаях каждая минута может иметь значение, так как мошенники могут моментально вывести средства.
• Обращение в банк. Позвоните на горячую линию, сообщите о факте
мошенничества, оформите письменное заявление. Банки часто рекомендуют
дополнительные меры, например, смену логина в мобильном приложении.
• Заявление в полицию. Предоставьте скриншоты, распечатки, свидетельства
телефонных разговоров. Чем раньше вы заявите, тем выше шансы вернуть средства или хотя бы признать вас официально потерпевшим. Не стоит затягивать с этим, иначе расследование может осложниться.
• Смена паролей. Если мог быть скомпрометирован ваш аккаунт в соцсетях или почте, оперативно меняйте все пароли. Лучше перестраховаться и заменить комбинации на всех критически важных ресурсах.
Как понять, что ваши счета и аккаунты использовались незаконно?
• Необычные транзакции: приход крупных сумм от незнакомых людей, мгновенный вывод на другие счета, отсутствие внятного объяснения. Если
ребёнок или кто-то из семьи не может ясно пояснить, откуда эти деньги, следует провести разбирательство.
• Подозрительные SMS или push-уведомления о переводах, которых вы не совершали. Иногда банк может заблокировать операцию или прислать уведомление, что происходит «подозрительная активность».
• Изменения в настройках
интернет-банка: привязка новых номеров или email,
неизвестные шаблоны платежей. Если вы никогда не устанавливали такие параметры, возможна компрометация.
• Внезапная блокировка банковского аккаунта по требованию службы безопасности. Это знак, что банк уже заподозрил что-то неладное, и вам нужно
как можно скорее связаться с его представителями.
Куда обращаться за юридической и психологической помощью?
• Полиция. Они занимаются расследованием цифровых преступлений, могут
запросить логин, IP-адреса, связаться с банками.
• Банки (службы безопасности, горячие линии). Если проблема связана с
финансовыми операциями, банк — ваш первый союзник в попытке вернуть
средства или заблокировать мошеннические переводы.
• Общественные организации (правозащитные центры, кибердружины, «горячие линии» по интернет-безопасности). Такие организации консультируют граждан, помогают грамотно составить заявление, в некоторых случаях обеспечивают бесплатную юридическую поддержку.
Психологические службы (государственные и частные) — при необходимости работы с травмой или профилактики повторного вовлечения. Иногда стресс от обмана или угроз может сильно сказаться на эмоциональном состоянии, и профессиональная помощь окажется незаменимой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2025
Дата обновления: 08.10.2025
Дата публикации: 08.10.2025