Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Коммуникация и парила социального поведения»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе
примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).
Адаптированная образовательная рабочая программа ФГОС УО (ИН) Вариант 1 по
предмету «Коммуникация и парила социального поведения» разработана на основе нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№
115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Североуральская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» утвержденный Приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО (приказ № 92
от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.20.
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждённая
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.
Предмет «Коммуникация» - это практический курс обучения умственно отсталых детей (с
нарушением интеллекта) недостаточностью навыкам общения. Содержание предлагаемых
разделов предусматривает развитие у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков
вербального и невербального общения для успешной социализации, и интеграции в общество.
Обучение строится на создании игровой ситуации, приближенной к реальной,
стимулирующей развитие личности, поведения, активность аутичных детей и их межличностное
общение друг с другом и окружающими взрослыми людьми. Материал занятий построен так,
чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях в зависимости от
их психофизических возможностей детей.
Цель: формирование у детей элементарных предпосылок к овладению навыками
коммуникации, общения и культуры поведения в обществе;
Основные задачи программы:
развитие понимания речи;
формирование интереса к общению;
формирование умения использовать доступные детям с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью средства общения;
формирования умения сообщать о своих потребностях и состояниях с помощью
вербальных и невербальных средств: предметов, жестов, картинок, символов;
развитие правильных движений органов речи с целью активизации звукопроизношения;
развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
обучение восприятию лица и тела человека;
обучение приемам ориентировки «на себе», «от себя» в микропространстве и
макропространстве;
формирование приемам воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
формирование потребности в сопереживании;
формирование необходимых умений и навыков социального взаимодействия, умения
адекватно реагировать на различные ситуации.
Основные формы обучения:
развивающие игры (подвижные, пальцевые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые,
театрализованные, дидактические и др.);
рассматривание картинок, картин, фотографий и работа с ними;
анализ и умение чтения рисунков, символов, пиктограмм;
рисование, лепка;
упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
рассказ педагога и рассказы детей;
беседы;
моделирование ситуаций, близких к жизненным (в семье, школе, обществе).
Практический курс «Коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) представлен 6 разделами.
Раздел 1. Общение с внешним миром.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Раздел 3. Образ жизни.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Содержание программы:
Раздел 1. Общение с внешним миром. (19 ч)
Элементарные представления об изменениях в природе в различное время года,
наблюдения за атмосферными явлениями (солнце, дождь, облака, снег, ветер, гроза и т.д.).
Сезонные изменения в природе: времена года и их простейшие признаки; труд в природе по
сезонам.
Знакомство с дикими животными и птицами, деревьями, кустами, травами, ягодами и
грибами.
Фрукты и овощи: название, внешний вид, назначение, цвет, форма, вкус, запах, особенности
употребления в пищу (картошку варят и жарят, капусту едят в салате, кладут в щи и т.п.).
Домашние животные: внешний вид, место обитания, питание, польза для человека;
звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности животных.
Раздел 2. Мои чувства и желания. (16 ч)
Названия частей тела и лица. Описание человека, частей его тела, роста, телосложения.
Формирование у учащихся представления об особенностях своей внешности, лица, роста,
возраста.
Одежда и обувь: назначение, уход, соотнесение обуви и одежды с погодой. Подбор
одежды и обуви с учетом гармоничного сочетания цветов. Игра «Одень куклу».
Представление о себе: знание своего имени, фамилии, ориентировка в схеме
собственного тела, осознанное восприятие собственной внешности (рассматривание себя в
зеркале, на фотографиях в разном возрасте).
Дифференциация имени и фамилии, называние своего пола; узнавание голоса учителя,
других детей, родителей (на аудиокассете, в словесных играх на развитие слухового восприятия
и внимания).
Имена и фамилии сверстников, имена и отчества учителей школы, директора, завуча,
медсестры.
Определение своего характера и характера друзей по цветовой гамме рисунка, по
поступкам. Игра «Расскажи все обо мне» (коллективная оценка достоинств и недостатков
одноклассников).
Настроение человека, его эмоциональное состояние (горе, радость, смех, плач,
удивление, равнодушие, печаль). Понимание по выражению лица эмоционального состояния
человека и соотнесение его с соответствующим символом или изображением человеческих
эмоций (лиц). Знание правил ведения разговора, умение пользоваться ими в жизненных
ситуациях.
Раздел 3. Образ жизни. (14 ч)
Обучение детей понимать свое поведение и управлять им с учетом норм общения между
людьми. Формирование умения давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым
делам и поступкам. Составление по условно-графической схеме и по картинкам рассказа о себе
и своих любимых занятиях.
Школа как составляющая часть окружающего мира ребенка. Название, номер, адрес школы.
Профессии работников школы. Школьные помещения и их назначение. Правила поведения в
школе, их необходимость. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга.
Умение употреблять различные формы словесной вежливости: «здравствуйте», «извините»,
«простите», «спасибо», «благодарю». Отработка умения обращаться с просьбой: «пожалуйста»,
«будьте добры», «помогите». Подбор пиктограмм с условными обозначениями чувств.
Представление о добре и зле. Изображение с помощью красок как выглядит добро и зло.
Воспитание потребности проявлять доброту.
Раздел 4. Общение с друзьями. (8 ч)
Развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности
сосуществования, проявления заботы и внимания друг к другу.
Формирование понятий «друг», «дружба». Оценка чувств и поступков детей в совместных
играх и жизненных ситуациях. Навыки использования основных форм вербального и
невербального общения.
Представление о дружбе между мальчиками и девочками. Внешние и поведенческие
различия между мальчиками и девочками. Навык общения мальчиков и девочек.
Воспитание у мальчиков желания защищать девочек, помогать им.
Знание основных признаков эмоционального состояния человека, различия понятий
«улыбка» и «смех». Работа с пиктограммами, обозначающими чувства.
Обучение детей правильным формам общения друг с другом, умению дарить подарки,
хорошим манерам. Сюжетно-ролевая игра «День рождения».
Раздел 5. Общение со взрослыми. (6 ч)
Общение со взрослыми. Обращение, тема беседы, правила ведения беседы. Анализ
ситуаций, предложенных учителем. Мимика, жест, поза, голос в общении.
Развитие представлений о семье, её членах и основных обязанностях каждого. Развитие
способности сообщать о себе, своих родных, о своем доме.
Ознакомление с профессиями взрослых. Значение труда в жизни. Уважение к труду взрослых.
Развитие социальных навыков в различных ситуациях со знакомыми и незнакомыми
людьми. Правила поведения в ситуации, если ребенок потерялся: на улице, в транспорте, в
магазине, в театре и других общественных местах.
Раздел 6. Культура общения (этикет). (5 ч)
Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого поведения во время разговора.
Разговор и поведение в общественных местах.
Формы приветствия и прощания (со взрослыми, друзьями). Формы выражения извинения,
благодарности.
Правила этикета в процессе разговора по телефону.
Культура поведения за столом, в магазине, на улице и в других жизненных ситуациях.
Место учебного предмета в учебном план. Предмет «Коммуникация, правила социального
поведения» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений. На
реализацию рабочей программы отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 1 А классе по списку 4 человека: 3 мальчика и 1 девочка, обучаются по АООП (вариант1).
Физическое и психическое развитие обучающихся соответствует 1 варианту обучения детей с
нарушением интеллекта.
Возрастной состав: 2016 год. Из них: девочка находится под опекой, 1 обучающийся
обучается на домашнем обучении и 1 мальчик из многодетной семьи, слабослышащий.
Дети постепенно вливаются в коллектив, находят себе друзей. Нет изолированных детей.
У обучающихся познавательная и учебная мотивация сформирована на низком уровне, не всегда
соблюдают правила поведения в классе. В классе имеется всё необходимое для обучения детей.
Подготавливаются к урокам индивидуальные дидактические карточки по предметам,
предметные картинки на разные темы. Все ребята заняты во внеурочное время в кружках.
Основная задача: создать комфортные условия для обучения, помочь адаптироваться
обучающимся к жизни школы – интерната.
Требования к знаниям и умениям обучающегося, окончившего коррекционный
курс «Коммуникация, правила социального поведения».
1. Обучающийся должен уметь.
- владеть средствами общения;
- устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: способность выслушать
товарищей, корректно выразить отношение к собеседнику;
- выразить собственные мнения, иметь позитивный образа Я;
- ориентироваться в выборе партнеров для общения, взаимодействие и доброжелательное
отношение;
2. Обучающиеся должны знать.
-правила поведения в общественных местах, правила взаимодействия с окружающими;
-правила и приемы общения с людьми;
-приемы бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;
-нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через
доступные формы социального поведения (например, организацию ситуаций взаимопомощи,
взаимозаботы, поздравления с днем рождении).
№
Разделы, темы
п/п
1. Раздел 1. Общение с внешним миром.
2. Раздел 2. Мои чувства и желания.
3.
4.
5.
6.
Количество
часов
9ч
6ч
Раздел 3. Образ жизни.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
4ч
6ч
Всего:
35 ч
5ч
5ч
Календарно – тематическое планирование.
№
п/п
Темы уроков
Колво
часов
1 четверть. Раздел 1. Общение с внешним миром.
1.
Что нас окружает. Экскурсия по школьному двору. Любование
небосводом, осенним пейзажем. Тактильно-сенсорное
обследование деревьев и кустарников.
1ч
Дата
2.
Времена года «Здравствуй, осень».
1ч
3.
Изменения в природе осенью. Приметы золотой осени.
1ч
4.
Мои зеленые друзья: овощи.
1ч
5.
Мои зеленые друзья: фрукты.
1ч
6.
Растения леса: деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы.
1ч
7.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Поведение во время разговора.
1ч
8.
На улице. Сюжетно-ролевая игра «путешествие по городу.
1ч
2 четверть. Раздел 2. Мои чувства и желания.
1
Я – сам. Мои части тела, мой рост, телосложение.
1ч
2
Мой портрет. Особенности внешности, лица.
1ч
3
Представляю себя: знание своего имени, фамилии, называние
своего пола.
1ч
4
Будем дружить. Имена и фамилии сверстников.
1ч
5
Имена и отчества учителей школы директора, завуча медсестры.
1ч
6
Мой характер. Игра «Расскажи все обо мне».
1ч
7
Мое настроение. Настроение человека.
1ч
8
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Не всем людям можно доверять.
1ч
3 четверть. Раздел 1. Общение с внешним миром.
1
Времена года: зима. Погода зимой.
1ч
2
Зимние забавы.
1ч
3
Урок-путешествие «Город новогодний».
1ч
4
Раздел 3. Образ жизни.
5
Что я умею. Составление рассказа о себе и своих любимых
занятиях.
1ч
6
Мои добрые дела и поступки.
1ч
7
Хорошие и дурные привычки.
1ч
8
Дидактическая игра «Я думаю, что смогу…».
1ч
9
10
11
12
Я и школа. Название, номер, адрес школы. Школьные помещения
и их назначение.
Я вежлив и внимателен. Анализ жизненных ситуаций общения,
предложенных учителем.
1ч
1ч
Урок – путешествие по стране добра и зла.
1ч
Раздел 1. Общение с внешним миром.
3ч
Времена года. Весна пришла.
1ч
13
Изменение в природе весной. Труд людей весной.
1ч
4 четверть. Раздел 4. Общение с друзьями.
1
Что такое дружба. Формирование понятий «друг, «дружба»
1ч
2
Урок – рисование «Создание портретов».
1ч
3
Урок улыбки. Различение понятий «улыбка» и «смех».
1ч
Раздел 5. Общение со взрослыми.
6ч
Про меня и мою семью. Развитие способности сообщать о себе,
своих родных, о своем доме.
1ч
Профессии взрослых.
1ч
Раздел 6. Культура общения (этикет).
5ч
6
Сюжетная игра «В магазине».
1ч
7
На улице. Сюжетно-ролевая игра «путешествие по городу.
1ч
8
Повторение за год.
4
Список литературы:
1. «Методика формирования навыков общения у детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью»: учеб. – метод. пособие для педагогов центров коррекц.- развивающего
обучения и реабилитации /Ю.Н.Кислякова [ и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Мн. – Образование
и воспитание, 2010.;
2. Шипицина Л.И. - Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.:
ВЛАДОС Северо-Запад, 2010,
При создании программы использован положительный опыт и материал по коррекционной
педагогике: «Методика формирования навыков общения у детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью»: учеб. – метод. пособие для педагогов центров коррекц.- развивающего
обучения и реабилитации /Ю.Н.Кислякова [ и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Мн. – Образование
и воспитание, 2010.; Шипицина Л.И. - Обучение общению умственно отсталого ребенка:
Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.