Окр. пр. мир 10-12 кл.

Целевой раздел

Нормативно-правовое обеспечение предмета

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных
учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи обучения:
- Расширять представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой
природы;
- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных,
растений, к явлениям природы);
- Создавать условия для возникновения речевой активности детей и
использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в
самообслуживании и в повседневной жизни;
- Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций
общения, поддерживать стремление к общению;
- Воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать
субъектно-объектные отношения;
- Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, трудового опыта;
- Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то
есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения
и практического экспериментирования;
- Уточнять представления о явлениях природы, сезонных и суточных
изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и
животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять
знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из
целесообразности и безопасности);
- Формировать умения наблюдать за природными явлениями, сравнивать их,
составлять описания доступным обучающемуся способом, отмечать фенологические
данные;
- Формировать знаний о природе своего края;
- Формировать сведения о природоохранной деятельности человека;
- Обучать детей бережному отношению к природе.

- Закреплять полученные представления в процессе различных видов
доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Характеристика учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Объекты неживой
природы», «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления» и
«Труд в природе».
Разделы
программы
призваны
обеспечить
учащихся
знаниями,
раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном
изменении и развитии. Специфика обучающихся данной категории дает
ограниченную возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях
в органическом и неорганическом мире, исходя из вышеизложенного содержание
разделов программы базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях
природного мира и дает педагогу возможность постепенно углублять сведения,
раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между
объектами, явлениями и состояниями природы. Программа построена по
концентрическому принципу, с учетом преемственности планирования тем на весь
курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания
в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«Окружающий природный мир» проводится на основании выявленных у
обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными
и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного
года. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения
составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка,
оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних
двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися
специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты
обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения
обучающихся в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся
СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных
критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной
физической помощью», «выполняет действие со значительной физической

помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из
возможностей ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в
посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая,
стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.

Класс
10
11

Место учебного предмета в учебном плане
Название курса
Кол-во
Кол-во
часов в неделю
часов в год
Окружающий
2
68
природный мир
Окружающий
2
68
природный мир

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты

понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических
изображений), неспецифических жестов.

умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения.

использование альтернативных средств коммуникации в процессе
общения.

владение способами социального взаимодействия (диалог, подражание,
высказывание, совместное обсуждение проблемы и результата), речевых
коммуникаций (возгласы, реакции), организация совместной деятельности
(ориентация на общие цели, правила, взаимодействия),
эмоциональная
саморегуляция
в
ситуациях
(сопереживание,
сдерживание
негативных
эмоциональных проявлений).

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей
Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс, учитель-класс).

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.

доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью


адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения
Познавательные учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

устанавливать видо-родовые отношения предметов
Базовые учебные действия.

узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;

использовать различные источники для получения разного рода
информации, опираясь на сохранные анализаторы;

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения
на улице, в лесу;

контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;

осознавать свою неразрывную связь с природой;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками
участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Класс
10-11

Предметные результаты учебного предмета
Знания
Умения
1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене
времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе,
умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим
условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;
расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух,

земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);
представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать
изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение
представлений о животном и растительном мире (растения, животные,
их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и
другие); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и
животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного
поведения в природе (в лесу, у реки и другое).
3) элементарные представления о течении времени: умение
различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с
временем года; представления о течении времени: смена событий дня,
суток, в течение недели, месяца и т.д.
Содержание учебного предмета

Растительный мир
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение)
частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива,
каштан, тополь, лиственница). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание
(различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и
жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник,
крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего
строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения
кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко,
банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения
фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание
(различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок,
перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных
частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки
овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник,
земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека.
Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб,
мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка,
шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение
съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни
человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых

цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза,
лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений
(ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание
строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочнодекоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных
растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание
(различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп,
базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в
жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой,
ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни
человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка,
фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными
растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание
(различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох,
фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни
человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох,
карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса.
Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья
колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон
жаркого пояса.
Животный мир
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть,
лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных
признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом
жизни.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза,
овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов
передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения
домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание
(различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок,
козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка,
еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения
диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание
значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей
диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса
(белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения
животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов
передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в
природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог,
обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом
обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни.
Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка,

гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц.
Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения
домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних
птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих
птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение)
перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание
питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».
Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в
жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь,
утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание
строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи
строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение)
речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в
природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого
с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) насекомых
(жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание
способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда,
медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей.
Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание
питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека,
в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака,
декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей
ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание
(различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов.
Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли.
Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека.
Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение
месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы
(оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на
карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса
в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение
правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание
значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных
ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов
их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды.
Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения
реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня
(полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление
о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей
суток с видами деятельности. Определение частей суток солнца. Узнавание
(различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными
видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание
(различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре
(определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.).
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным
признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание
изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений,
происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение)
явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

10 класс

Тема урока
Введение
Что такое окружающий мир. Зачем нужно изучать природу.
Временные представления
Время
Сутки. Части суток.
Дни недели. Выходные и рабочие дни
Месяцы
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
Календарь. Ориентация в календаре
Времена года
Соотнесение явлений природы с временем года.
Рассказ о погоде текущего дня
Объекты и явления неживой природы
Небесные тела: планеты и звезды
Солнце. Значения солнца в жизни человека и в природе.
Земля и небо, их месторасположение
Воздух
Значение воздуха для жизни на земле
Почва
Значение почвы в жизни человека
Вода. Свойства воды
Воды суши: ручьи, реки
Воды суши: озера, болота, пруды
Воды суши: моря, океаны
Значение воды в жизни человека
Правила поведения вблизи водоема

Кол-во
часов
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Огонь. Свойства огня (полезные свойства, отрицательное).
Правила обращения с огнем
Лес. Значения леса в природе и жизни человека.
Правила поведения в лесу
Природные явления: дожди, грозы, морозы
Правила поведения во время грозы
Растительный мир
Разнообразие растительного мира
Части растений
Значение частей растения
Значение растений в природе и жизни человека
Деревья, кустарники, травы
Лиственные деревья
Хвойные деревья
Плодово- ягодные деревья
Разнообразие фруктов
Разнообразие овощей
Разнообразие ягод
Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека
Культурные цветочно-декоративные растения
Дикорастущие цветочно-декоративные растения
Лекарственные растения
Комнатные растения
Выращивание растений
Уход за растениями
Животный мир
Разнообразие животного мира
Насекомые
Земноводные
Пресмыкающиеся
Рыбы. Строение рыбы.
Речные рыбы. Значение рыб в жизни человека
Птицы. Особенности строения и питания
Домашние птицы
Детеныши домашних птиц
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Водоплавающие птицы
Птицы живого уголка
Звери. Особенности строения и питания
Домашние животные
Детеныши домашних животных
Уход за домашними животными и животными живого уголка
Дикие животные.
Детеныши диких животных
Животные, обитающие в различных природных зонах

1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68

Значение животных в жизни человека
11 класс

№
Тема урока
п\п
Введение
1
Что такое окружающий мир. Зачем нужно изучать природу.
Предметы и явления живой и неживой природы
Временные представления
2
Время. Течение времени
3
Сутки, их последовательность
4
Соотнесение частей суток с видами деятельности
5
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности
6
Месяцы, их последовательность. Соотнесение месяцев с
временами года
7
Календарь. Ориентация в календаре
8
Год. Представление о годе как о последовательности сезонов.
Соотнесение явлений природы с временем года.
9
Изменения, происходящих в жизни человека, животных,
растений в разное время года
10
Рассказ о погоде текущего дня
Объекты и явления неживой природы
11
Солнце, земля, небо. Их месторасположении и значении в жизни
человека.
12
Правила поведения в лесу
13
Правила поведения вблизи водоема
14
Воздух. Охрана воздуха.
15
Вода. Охрана воды
16
Почва. Охрана почв.
17
Полезные ископаемые.
18
Огонь. Свойства огня (полезные свойства, отрицательное).
Правила обращения с огнем
19
Обобщающий урок по теме «Объекты и явления неживой
природы»
Растительный мир
20
Разнообразие растительного мира
21
Части растений. Значение частей растения
22
Значение растений в природе и жизни человека
23
Лиственные деревья
24
Хвойные деревья
25
Плодово- ягодные деревья
26
Разнообразие фруктов
27
Разнообразие овощей
28
Разнообразие ягод
29
Переработка фруктов, овощей и ягод
30
Садовые цветочно-декоративные растения (астра, гладиолус,
георгин, тюльпан)

1
Кол-во
часов
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Садовые цветочно-декоративные растения (нарцисс, роза, лилия,
пион, гвоздика)
Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка,
фиалка, колокольчик)
Дикорастущие цветочно-декоративные растения (лютик,
василек, подснежник, ландыш)
Культурные и дикорастущие травянистые растения (петрушка,
укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник,
крапива).
Комнатные растения (герань, кактус, фиалка, фикус)
Уход за растениями
Зерновые культуры (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза,
горох, фасоль, бобы)
Значение зерновых культур в жизни человека
Охрана растений
Выращивание рассады
Обобщающий урок по теме «Растительный мир»
Животный мир
Животные, их значение в жизни природы и человека
Насекомые. Особенности строения и образа жизни
Земноводные. Особенности строения и образа жизни
Пресмыкающиеся. Особенности строения и образа жизни
Рыбы. Особенности строения и образа жизни
Птицы. Особенности строения и образа жизни
Оседлые и перелетные птицы
Звери. Особенности строения и образа жизни
Дикие и домашние животные
Детеныши диких и домашних животных
Животные, населяющие холодный пояс Земли (белый медведь,
пингвин, олень)
Животные, населяющие холодный пояс Земли (песец, тюлень,
морж)
Животные, населяющие жаркий пояс Земли (верблюд, лев, слон)
Животные, населяющие жаркий пояс Земли (жираф, зебра,
черепаха, носорог)
Животные, населяющие жаркий пояс Земли (обезьяна, бегемот,
крокодил)
Морские обитатели (кит, дельфин, морская звезда)
Морские обитатели (медуза, морской конек, осьминог, креветка)
Домашние животные в городе и деревне
Кошки
Собаки
Попугаи, канарейки
Аквариумные рыбки
Черепахи
Хомяки, морские свинки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

66
67
68

Уход за домашними животными
Охрана животных
Обобщающий урок по курсу «Окружающий природный мир»

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».