Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные программы» утвержденный Приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО (приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении перечня
документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации
основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального
образования».
Пояснительная записка
Во всем, над чем работает природа, она ничего не совершает поспешно.
Жан Ламарк
Курс «Природоведение» в 5 классе посвящен изучению неживой природы. Он рассматривает
элементарные сведения, доступные обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, о
Вселенной, воздухе, полезных ископаемых, воде, видах поверхности Земли, почве и о нашем
государстве. Поскольку преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков
интеллектуального развития то, в процессе знакомства с неживой природой необходимо развивать
наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные
отношения и взаимосвязь с живыми организмами на основе изучения отличительных признаков
неживой природы. Особое внимание уделяется экологическим проблемам, связанным с загрязнением
окружающей среды и демонстрации путей их решения человеком. Проведение большого количества
экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение
изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному
формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного
материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно
непосредственному наблюдению обучающимся). В тех случаях, когда изучаемый материал труден
для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха,
почвы). Технически несложные опыты дети могут проводить самостоятельно или под руководством
учителя. Курс «Природоведение – неживая природа» дает возможность подготовки обучающихся к
усвоению географического (VI-IX классы) и биологического (VII-IX классы) материалов, поэтому в
пассивный словарь постепенно вводятся новые понятия, слова и специальные термины (равнина,
глобус, карта и др.).
Цель программы
Познакомить с многообразием природных объектов на основе развития интереса к изучению
природы и воспитания положительного эмоционально-личностного отношения к ней через
применение практических сведений в повседневной жизни обучающихся с нарушением интеллекта.
Основные задачи
• Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе, демонстрация тесной
взаимосвязи между живой и неживой природой, формирование географических представлений о
Вселенной, формах поверхности Земли и ее водоемах, о населении и крупных городах.
• Развитие предметных и общеучебных умений и навыков:
-применять полученные знания в повседневной жизни (использование свойств воздуха и воды в быту
и способов сезонной обработки почвы);
- Выполнение доступных возрасту действий по охране воды в природе и ее экономии в быту.
• Воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к
природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной
работы, воспитание социально значимых качеств личности.
Система отбора в изложении учебного материала
- Усвоение логики курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля; оболочки Земли атмосфера (воздух) - литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва) и гидросфера
(вода, водоемы); биосфера-зависимость жизни растений, животных, человека от неживой природы.
- Формирование целостной картины окружающего мира, показ единства материального мира,
познание своей Родины как части планеты Земля. - Наблюдение изучаемых предметов и явлений
через проведение экскурсий. - Практические работы и демонстрации опытов (свойства воды,
воздуха, почвы) проводимые обучающимися как совместно с учителем, так и самостоятельно.
Программа учебного предмета направлена:
- на обогащение жизненного опыта обучающихся путем организации непосредственных наблюдений
в природе в процессе предметно - практической и продуктивной деятельности;
- на уточнение лексического запаса и развитие устной монологической речи;
- на улучшение зрительного восприятия, словесной памяти и познавательной деятельности;
-на закрепление навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и
обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения.
Программа по учебному предмету реализуется в следующих направлениях:
• освоение обучающимися знаний о многообразии объектов и явлений природы; о связях мира
живой и неживой природы и изменениях природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, писывать их
результаты и формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, развитие интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни,
безопасного поведения в природной среде.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет Природоведение предполагает реализацию учебной программы 2 раза в неделю,
соответственно 68 часов в год и находится в основной части учебного плана.
Содержательный отдел
Учебный предмет «Природоведение» - новая ступень изучения окружающей природной среды. Это
начало систематизации знаний об объектах природы и формирования первоначальных
представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой
природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими
изменениями в окружающей среде.
Вселенная. Что такое природоведение? Предметы и явления неживой природы.
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники.
Космические корабли. Первый полет в космос.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные
изменения в природе.
Наш дом-Земля. Воздух Планета Земля. Форма Земли. Оболочки земли.ра.
Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем,
упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха и ее использование в
быту. Давление воздуха. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение
воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород,
углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для
дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его
свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение
воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты
воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки,
песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость,
горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства
каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть.
Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты
переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах,
горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые,
используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства
черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление.
Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.
Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость,
пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия- местного
полезного ископаемого, добыча и использование. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Благородные (драгоценные
металлы): золото, серебро, платина. Внешний вид, использование. Охрана недр.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и
использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и
морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды
в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой
воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и
океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и
океанов на карте. Охрана воды.
Поверхность суши. Почва. Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли,
образование почвы.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и
соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные
свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на земле страна Россия. Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие
объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Санкт – Петербург. Крупные города,
их достопримечательностями. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток и
другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя). Крупные города, их
достопримечательности, население нашей страны.
Организационный раздел «Календарно-тематическое планирование, природоведение
Урок
5кл
1
Тема урока
2
I четверть -16 час.
Что такое природоведение? Зачем изучать природу?
Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой и живой природы.
3
Небесные тела: планеты, звезды.
4
Солнечная система. Солнце.
5
Исследование космоса. Спутники. Космические
корабли. Полеты в космос. Современные
исследования.
Цикличность изменений в природе. Смена дня и ночи.
Смена времен года.
Сезонные изменения в природе (ранняя осень)
6
7
8
9
10
11
Планета Земля, ее форма и оболочки. Значение
воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: (1-9) прозрачный, бесцветный, без запаха,
без вкуса, упругий, занимает место, легче воды, находится всюду,
сохраняет тепло.
Давление и движение воздуха: (10-13) расширяется при
нагревании, сжимается при охлаждении, воздух движется
(теплый вверх, холодный вниз), сжатый воздух при отсутствии
на него силы может восстановить свою форму.
Температура воздуха. Термометр.
12
Движение воздуха в природе. Ветер.
13
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
14
Состав воздуха. Углекислый газ и азот.
15
Чистый и загрязненный воздух. Поддержание чистоты
воздуха.
Повторение пройденного.
Тест № 1 • Введение. • Вселенная
Тест № 2 • Воздух.
16
Тип
урока
Дата
Д/ задание
Вводн.
Новые
знания
Новые
знания
Комб.
урок
сент.
с. 3-5
сент.
с. 5- 7
сент.
с. 8-9
сент.
с. 9-12
сент.
с. 12-16
сент.
с. 17-21
Комб.
урок
Комб.
урок
Экск.
Новые
знания
Комб.
урок
Комб.
урок
Комб.
урок
Комб.
урок
Комб.
урок
Комб.
урок
Комб.
урок
Обобщ
урок
сент.
сент.
с. 22-25
окт.
с. 25 -28
окт.
с. 28- 31
окт.
с. 31 - 34
окт.
с. 34 -39
окт.
с. 39 - 42
окт.
с. 42 - 45
окт.
с. 45 - 47
окт.
Урок
5кл.
17/1
18/2
19/3
20/4
21/5
22/6
23/7
24/8
25/9
26/10
27/11
28/12
29/13
30/14
31/15
32/16
«Календарно-тематическое планирование, природоведение
Тема урока
Тип
Дата
урока
II четверть -16 час.
Виды полезных ископаемых, их значение и способы
Новые
добычи.
знания
нояб.
Полезные ископаемые, используемые в качестве
Комб.
строительных материалов. Гранит. Известняк.
урок
нояб.
Полезные ископаемые, используемые в качестве
Комб.
урок
нояб.
строительных материалов. Песок. Глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф.
Комб.
урок
нояб.
Горючее полезное ископаемое. Каменный уголь.
Комб.
урок
нояб.
Добыча и использование каменного угля.
Комб.
урок
нояб.
Горючее полезное ископаемое. Нефть. Добыча и
Комб.
урок
нояб.
использование нефти.
Сезонные изменения в природе. (поздняя осень).
Экск.
нояб.
Природный газ, добыча и использование. Правила
Комб.
урок
дек.
обращения с газом.
Металлическая группа полезных ископаемых.
Комб.
Железная руда.
урок
дек.
Металлическая группа полезных ископаемых. Черные
Комб.
металлы: железо, чугун, сталь, их свойства.
урок
дек.
Металлическая группа полезных ископаемых. Боксит.
Комб.
Цветной металл: алюминий.
урок
дек.
Металлическая группа полезных ископаемых. Медный
Комб.
колчедан. Цветной металл: медь.
урок
дек.
Благородные (драгоценные металлы).
Комб.
урок
дек.
Охрана полезных ископаемых.
Комб.
.
урок
дек.
Повторение пройденного.
Тест № 3 • Виды ПИ, их свойства.
Обобщ
Тест № 4 • Виды металлов
.
урок
дек.
Д/задание
00.00.00
с. 48 - 50
с. 51 - 53
с. 54 - 57
с. 57 - 59
с. 60 - 61
с. 61 - 64
с. 64 - 68
с. 68 - 70
с. 71
с. 71- 74
с. 74- 75
с. 76 - 77
с. 77 - 80
с. 80 - 83
Урок
5кл.
33/1
34/2
35/3
36/4
37/5
38/6
39/7
40/8
41/9
42/10
43/11
44/12
45/13
46/14
47/15
48/16
49/17
50/18
51/19
52/20
«Календарно-тематическое планирование, природоведение
Тема урока
Тип
Дата
урока
III четверть -20 час.
Вода в природе. Роль воды в питании живых
Новые
организмов.
знания
янв.
Свойства воды.(жидкость, прозрачная, текучая, не
имеет формы, запаха, вкуса, растворитель некоторых
Комб.
урок
янв.
веществ
Растворимые и нерастворимые вещества. Водные
Комб.
растворы в природе: питьевая, минеральная и морская
вода.
урок
янв.
Прозрачная и мутная вода, очистка мутной воды.
Комб.
урок
янв.
Три состояния воды. Температура воды и ее
Комб.
измерение.
урок
янв.
Расширение воды при нагревании и сжатие при
Комб.
урок
янв.
охлаждении, расширение при замерзании.
Лабораторные работы: 1- текучая, 2- не имеет формы, 3без запаха, 4-прозрачная , 5- безвкусная, 6- растворитель
Практ.
некоторых веществ
февр.
урок
Работа воды в природе. Значение воды, использование
Комб.
воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве
урок
февр.
Сезонные изменения в природе (зима).
Экск.
февр.
Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды
Комб.
урок
февр.
в природе.
Воды суши: ручьи, реки.
Комб.
урок
февр.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.
Комб.
урок
февр.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение
Комб.
морей и океанов в жизни человека
урок
февр.
Охрана воды.
Комб.
урок
февр.
Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.
Новые
знания
март
Поверхность суши: горы.
Комб.
урок
март
Почва - верхний слой земли, ее образование. Состав:
органическая часть – перегной; минеральная часть Комб.
урок
март
глина, песок и минеральные соли.
Разнообразие почв: песчаные и глинистые, их водные
свойства (впитывать, пропускать и удерживать воду).
Комб.
Сравнение песка и песчаных почв. Сравнение глины и
урок
март
глинистых почв.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка
почвы и ее значение в народном хозяйстве. Эрозия
Комб.
почвы, охрана почв.
урок
март
Повторение пройденного.
Тест № 5
• Свойства воды, водные растворы»
• Круговорот воды
Тест № 6. • Природные водоемы.
Обобщ.
• Поверхность суши и почва.
урок
март
Д/ задание
00.00.00
с. 84 - 86
с. 86 - 88
с. 88 - 90
с. 91 - 93
с. 93 -95
с. 95 - 97
с. 99 - 104
с. 105-107
с. 108-109
с. 109-111
с. 112-113
с. 114-115
с. 116-117
с. 117-119
с. 119-122
с. 122-124
с. 124-128
Урок
5кл.
53/1
54/2
55/3
56/4
57/5
58/6
59/7
60/8
61/9
62/10
63/11
64/12
65/13
66/14
67/15
68/16
Календарно-тематическое планирование, природоведение
Дата
Тема урока
IV четверть -16 час.
Место России на земном шаре. Представления о карте.
Новые
апр.
Моря и океаны, омывающие Россию с севера.
знания
Моря и океаны, омывающие Россию на западе и востоке.
Комб.
урок
апр.
Равнины и горы на территории нашей страны.
Комб.
урок
апр.
Реки и озера России.
Комб.
урок
апр.
Москва- столица России.
Комб.
урок
апр.
Город Санкт-Петербург.
Комб.
урок
апр.
Города Золотого кольца: Ярославль, Владимир, Ростов
Комб.
урок
апр.
Великий.
Крупные города европейской части страны: Нижний
Комб.
апр.
Новгород, Казань, Волгоград.
урок
Крупные города азиатской части страны: Новосибирск,
Комб.
Владивосток.
урок
май
Население и народы нашей страны.
Комб.
урок
май
Город Североуральск.
Важнейшие географические
Комб.
урок
май
объекты муниципалитета.
Город Екатеринбург. Важнейшие географические
Комб.
урок
май
объекты уральского региона.
Сезонные изменения в природе (весна и начало лета).
Экск.
май
Повторение пройденного.
Тест № 7 • Расположение России и ее природа.
Обобщ.
Тест № 8 • Население и крупные города страны
урок
май
Повторение пройденного. Неживая природа.
Обобщ.
май
урок
Работа на пришкольном участке.
Практ.
урок
май
Учебно-методическое обеспечение курса
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во
просвещения Российской. Федерации. – 6-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. –
364, (4) с. –(ФГОС ОВЗ).
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Природоведение. Биология. География:
5-9 классы/ (Т.М. Лифанова и др.) – 5-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. -310, (2)
с. – (ФГОС ОВЗ).
Природоведение, 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- М.:
Просвещение, 2018.- 159 с.: с ил.
Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
/Лифанова Тамара Михайловна, Подвальная Елена Владимировна - М.: Просвещение,
2022. – 112 с.: ил.
Дом. задание
00.00.00
с. 129-132
с. 132-133
с. 134-135
с. 136-138
с. 139-141
с. 141-144
с. 144-146
с. 146-148
с. 149-151
с. 151-153
с. 154
ISBN 978-5-09095682-6
ISBN 978-5-09
-096064-9
ISBN 978-5-09053943-2
ISBN 978- 509-090905-1
Планируемые результаты курса «Природоведение – Неживая природа»
Предметные результаты
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-узнавание и называние
-узнавание и называние
--осознание себя как гражданина России;
изученных объектов на
изученных объектов в
формирование чувства гордости за свою Родину
иллюстрациях,
натуральном виде в
фотографиях;
естественных условиях; знание
способов получения
информации об объектах по
заданию педагога;
-представления о
-представления о взаимосвязях
-формирование уважительного отношения к
назначении изученных
между изученными объектами, их
иному мнению, истории и культуре народов,
объектов, их роли в
месте в окружающем мире;
населяющих территорию нашей страны
окружающем мире;
-отнесение изученных
-отнесение изученных объектов к
-принятие и освоение социальной роли
объектов к определенным
определенным группам с учетом
обучающегося,
формирование
и
развитие
группам (нефть –горючее
различных оснований для
социально
значимых
мотивов
учебной
полезное ископаемое);
классификации (клевер ―
деятельности;
травянистое дикорастущее,
--формирование интереса к предметам и явлениям
растение луга; кормовое растение;
живой и неживой природы, к своей стране, ее
медонос; растение, цветущее
населению,
традициям,
обычаям
и
летом);
достопримечательностям
-называние сходных
-называние сходных по
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
объектов, отнесенных к
определенным признакам объектов
сверстниками в разных социальных ситуациях;
одной и той же изучаемой
из тех, которые были изучены на
-формирование умения обращаться за помощью к
группе (полезные
уроках, известны из других
учителю или одноклассникам в затруднениях при
ископаемые);
источников; объяснение своего
выполнении практических работ, заданий в
решения;
тетради, работе со статьей учебника, наглядным
материалом
(иллюстрациями,
образцами
полезных ископаемых, гербариями);
-формирование готовности обращаться
к
взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях,
на улице
-соблюдение режима дня,
-выделение существенных
-формирование готовности к самостоятельной
правил личной гигиены и
признаков групп объектов;
жизни;
ЗОЖ, понимание их
-формирование знаний о правилах поведения в
значение в жизни человека;
быту и природе (вода в быту, проветривание)
-соблюдение правил
-знание и соблюдение правил
-формирование стремления соблюдать и вести
безопасного поведения в
безопасного поведения в природе и
здоровый образ жизни
природе и обществе (под
обществе, правил здорового образа
контролем взрослого);
жизни;
-выполнение несложных
-участие в беседе; обсуждение
-овладение используемыми в жизни, социальнозаданий под контролем
изученного; проявление желания
бытовыми умениям;
учителя;
рассказать о предмете изучения,
-формирование знаний безопасного поведения в
объекте;
природе и быту);
-адекватная оценка своей
-выполнение здания без текущего
- установка на ЗОЖ, мотивация к труду, работа на
работы, проявление к ней
контроля учителя (при
результат, бережное отношение к ценностям;
ценностного отношения,
предваряющем и итоговым
-знакомство с населением страны, традициями,
понимание оценки педагога. контроле), осмысленная оценка
достопримечательностями, достижениями науки
своей работы и одноклассников,
-формирование стремления соблюдать обычаи
проявление ценностного
своего региона и своей страны,
отношения, понимание замечаний,
-формирование
бережного
отношения
к
адекватное восприятие похвалы;
природным
богатствам
нашей
страны,
экологическое воспитание;
- действия по санитарно-овладение навыками адаптации в динамично изм
гигиеническим нормам в
развивающемся
мире;
-развитие
навыков
изученных объектах, явлениях
социальной адаптации через знакомство со своим
краем
- выполнение доступных
природоохранительных действий
возрасту
- осуществление деятельности по
уходу за комнатными и
культурными растениями.
5 природ.
Тесты:
12
Тесты:3- 34Тесты: 56Тесты: 78-
• Введение. • Вселенная
• Воздух
• Виды ПИ, их свойства.
• Виды металлов
• Свойства воды и водные растворы» • Круговорот воды
• Природные водоемы.
• Поверхность суши и почва.
• Расположение России и ее природа.
• Население и крупные города страны
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по предмету «Природоведение»
• Параметры оценки устных ответов: (5) - правильный ответ по содержанию, показывающий
осознанность изучаемого материала; - полный ответ; -практические умения по применению полученных
знаний; - последовательность изложения; - речевое оформление.
Базовый уровень:
Минимальный уровень:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он
обнаруживает понимание материала, может с
- обнаруживает понимание материала;
- с помощью учителя формулирует ответ;
помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести примеры, допустить
- приводит необходимые примеры;
-допускает единичные ошибки, которые сам
единичные ошибки, которые
сам исправляет с
исправляет.
помощью учителя.
Оценка «4» ставится, обучающемуся, если он:
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
дает ответ в целом правильный, но допускает
- дает неточный ответ;
- исправляет сделанные ошибки с помощью учителя; - неточности и исправляет их с помощью учителя.
-нуждается в опоре на реальный образец;
- допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, обучающемуся, если он:
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
- частично понимает тему;
дает ответы «да – нет» с помощью наводящих
вопросов,
- излагает материал неполно и непоследовательно;
- допускает ошибки в речи;
ориентируется в знаниях только с помощью учителя,
- нуждается в постоянной помощи учителя.
использует при ответах схемы, рисунки, пособия.
• Параметры оценки практических и самостоятельных работ, тестов:
- "очень хорошо» выполнено правильно не менее 65% заданий;
- "хорошо" если 50-65% заданий выполнены;
- "удовлетворительно" правильно выполнено 35-50% заданий.
Техническое обеспечение курса: выход в интернет, интерактивная доска, ноутбук.