Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные программы» утвержденный Приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО (приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении перечня
документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации
основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального
образования».
Пояснительная записка
Все в природе соединено тончайшими связями, и поэтому исследование природы
должно идти комплексно - так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу,
не разрушая ее, а сохраняя и улучшая. М.В. Келдыш
Курс «Биология», второго года обучения, знакомит обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с животным миром. Изучение биологического материала в VIII
классе позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического и
трудового воспитания детей и подростков. Невозможно познакомить обучающихся, в виду их
развития, со всеми группами животных и с теми признаками, по которым они объединяются в
таксономические группы (типы, классы, семейства и др.), поэтому программой рассматриваются
только такие признаки животных, которые можно увидеть наглядно или показать на цветных
таблицах. Следствием этой же причины является и то, что изучение животных начинается сразу с
группы червей, которых обучающиеся чаще, чем ранее появившихся на земле других животных,
встречают в природе, могут за ними наблюдать и проводить сравнение. Особое внимание в
структурировании содержания отведено изучению животных, играющих значительную роль в
жизни человека и его хозяйственной деятельности посредством установления
причинноследственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных,
демонстрации единства формы и функции, взаимосвязей между живой и неживой природой и
формирования практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических
правил). Параллельно во внеурочное время дополнительно проводятся практически значимые темы,
такие, как «Аквариумные рыбки», «Санитарно-гигиенические требования содержания животных».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ и
проведение экскурсий - всё это дает возможность целенаправленно способствовать развитию
любознательности и повышению интереса к предмету и более эффективно осуществлять коррекцию
обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Цель программы
Сформировать элементарные зоологические знания о строении, жизнедеятельности, роли животных
в природе и жизни человека, которые доступны для чувственного восприятия обучающихся, на
которых формируются физиологические понятия, свойственные животным организмам.
Основные задачи
Знакомство с условиями выживания диких животных в природе и с приемами содержания и
выращивания сельскохозяйственных животных в домашних хозяйствах и на животноводческих
фермах; обучение различению главных представителей основных групп животного мира по их
существенным наглядным признакам.
Развитие и коррекция коммуникативных умений и способов деятельности обучающихся, понимание
причинно-следственных зависимостей и развитие связной речи с расширением запаса слов.
Воспитание бережного отношения к природе через соблюдение правил, связанных с соблюдением
норм экологического поведения в природной среде.
Система отбора в изложении учебного материала
Знакомство с многообразием животного мира, с общими признаками каждой группы, с жизнью тех
животных, которые широко распространены в местных условиях и хорошо известны обучающимся.
Краткие сведения о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности животных к
условиям их жизни, установление взаимосвязи между животными и их средой обитания.
Представления о содержании и уходе за сельскохозяйственными животными.
Роль животных в природе, их ценность для людей.
Программа учебного предмета направлена:
- на расширение и усложнение материала путем повторения в разных формах и объеме;
-на умение реализовывать теоретические познания на практике;
- на коррекцию нарушений эмоционально-личностной сферы;
-на индивидуальный и дифференцированный подход;
-на владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия при выполнении
практических работ;
- на усиление воспитывающего потенциала.
Программа по учебному предмету реализуется в следующих направлениях:
-рассматривание окружающей природы;
-коррекция аналитико-синтетической деятельности через упражнения по сравнению внешнего вида,
мест обитания, образа жизни животных для формирования причинно-следственных связей;
-обогащение речи обучающихся биологическими терминами через систематическую словарную
работу и расширение лексического запаса;
-воспитание терпеливости, работоспособности, навыков контроля и самоконтроля, умений
планировать работу и доводить начатое дело до конца.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» предполагает реализацию учебной программы 2 раза в неделю, соответственно
68 часов в год и находится в основной части учебного плана.
Содержательный отдел
Биология это учебный предмет, доказывающий, что природа открыта перед всеми, и в этой
великой книге до сих пор прочтены только первые страницы.
Животные.
Введение. Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и
домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни
(форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу. Беспозвоночные
животные. Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые. Дождевой червь.
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения.
Роль дождевого червя в почвообразовании.) Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые. Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы). Различие по внешнему виду, местам
обитания, питанию. Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница,
куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал. Их
значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы. Тутовый
шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение. Жуки.
Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная
характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие - по выбору
педагогического работника). Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы.
Правила гигиены. Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи).
Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда,
пыльцы, прополиса). Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни.
Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников. Демонстрация живых насекомых,
коллекций насекомых-вредителей
сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях. Экскурсия в природу для наблюдения за
насекомыми.
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и
внутреннего скелета. Классификация
животных: рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие. Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп. Морские рыбы: треска, сельдь или другие,
обитающие в данной местности. Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания
хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее
охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование. Домашний
аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности
размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход. Демонстрация живых рыб и
наблюдение за ними. Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от
местных условий). Земноводные. Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание,
дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон,
саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и
различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана. Демонстрация живой лягушки или
влажного препарата. Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и
различие). Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание,
дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития). Ящерица прыткая. Места обитания,
образ жизни, особенности питания. Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная
характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные
признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей. Черепахи,
крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни,
циклу развития). Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и
видеофильмов. Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы. Птицы. Дикие
птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности
размножения: кладка яиц и выведение птенцов. Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни,
питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие,
оседлые). Птицы леса: большой пестрый дятел, синица. Хищные птицы: сова, орел. Птицы,
кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие
местные представители пернатых. Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и
забота о потомстве. Охрана птиц. Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за
ними. Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания,
размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства. Демонстрация скелета курицы, чучел
птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов. Экскурсия с целью наблюдения за
поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму). Практические работы. Подкормка
зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке. Млекопитающие животные.
Общие сведения.
Разнообразие млекопитающих животных. Общие
признаки
млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком). Классификация
млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери,
приматы) и сельскохозяйственные. Дикие млекопитающие животные. Грызуны. Общие
признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение. Мышь
(полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые
грызунами. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда
обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк). Хищные звери.
Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности
некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия. Псовые (собачьи): волк,
лисица. Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр.
Сравнительные характеристики. Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в
природе. Разведение на зверофермах. Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие
животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни,
питание, места обитания. Охрана животных. Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж.
Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные
особенности, распространение и значение. Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места
обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение
китообразных. Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу
(нерпа, пятнистый тюлень). Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными
особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания. Демонстрация
видеофильмов о жизни млекопитающих животных. Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей
(дельфинарий, морской аквариум). Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры
(зоологическое лото). Сельскохозяйственные животные. Кролик. Внешний вид и характерные
особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные
особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность
коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров,
телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание.
Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый
вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и
летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова
(жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы. Лошадь. Внешний вид,
особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы,
рысаки. Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям
жизни. Значение. Оленеводство. Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность
к условиям жизни. Значение для человека. Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ). Домашние
питомцы. Собаки. Особенности внешнего
вида. Породы. Содержание
и
уход.
Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи
животным. Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и
уход.
Санитарногигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи. Животные в живом уголке
(хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.
Урок
8 кл.
1
Организационный отдел Календарно-тематическое планирование, биология
Тема урока
2
I четверть -16 час.
Разнообразие животного мира: позвоночные и
беспозвоночные, дикие и домашние. Строение и образ
жизни.
Значение животных и их охрана.
3
Животные в Красной книге.
4
Многообразие беспозвоночных (черви, медузы, улитки,
раки, пауки, насекомые), их общие признаки.
5
Дождевой червь: строение, образ жизни, значение.
6
8
Многообразие насекомых: стрекозы, тараканы.
Различие
по внешнему виду, местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и
развитие
( бабочки- траурница, адмирал, павлиный глаз).
Яблонная плодожорка. Наносимый вред. Меры борьбы.
9
Бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
10
Тутовый шелкопряд. Строение, образ жизни, польза,
разведение.
Жуки. Отличие, значение, размножение и развитие.
Сравнение (майский жук, колорадский жук, божья
коровка).
Комнатная муха. Особенности образа жизни. Вред.
Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Жизнь пчел (строение, состав семьи).
Разведение пчел, целебные свойства меда, пыльцы,
прополиса.
Муравьи-санитары леса. Виды, состав семьи, польза.
Охрана муравейников. Правила поведения в лесу.
Повторение пройденного.
Тест № 1 • Черви, медузы, улитки, раки, пауки.
Тест № 2 • Насекомые.
Позвоночные: наличие позвоночника и внутреннего
скелета: (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие
7
11
12
13
14
15
16
Тип
урока
знания
Новые
знания
Комб/
урок
Комб/
урок
Новые
знания
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Новые
знания
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Дата
Д/ задание
00.00.00
сент.
с. 3-6
сент.
с. 6-8
сент.
с. 9
сент.
с.10-12
сент.
с.13-15
сент.
с. 20-21
сент.
с. 21 - 23
сент.
с. 25-27
окт.
с. 23-25
окт.
с. 35-37
окт.
с. 27-29,
40-42
с. 29-31,
38-39
окт.
с. 31-35,
39-40
окт.
с.42-43
окт.
Обобщ/
знаний
окт.
Новые
знания
окт.
с. 44-45
Урок
8 кл.
17/1
18/2
19/3
20/4
21/5
22/6
23/7
24/8
25/9
26/10
27/11
28/12
29/13
30/14
31/15
32/16
Календарно-тематическое планирование, биология
Тема урока
Тип
урока
II четверть -16 час.
Рыбы. Общие признаки. Среда обитания.
Новые
знания
Внешнее строение и образ жизни рыб.
Комб/
урок
Внутреннее строение и размножение рыб.
Комб/
урок
Речные пресноводные рыбы: хищники - окунь, щука и
Комб/
одомашненный карп.
урок
Морские рыбы: треска, сельдь…
Комб/
урок
Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и
рациональное использование). Рыболовство.
Комб/
Рациональное использование.
урок
0
Аквариумные рыбы. Среда обитания (освещение, t воды).
Комб/
Питание, виды корма, уход. Живорождение.
урок
Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Новые
знания
Лягушка. Внешнее строение и образ жизни.
Комб/
урок
Лягушка. Внутреннее строение и размножение.
Комб/
урок
Комб/
Земноводные (жаба, тритон, саламандра). Внешний вид,
урок
образ жизни, польза и охрана.
Общие признаки пресмыкающихся
Комб/
урок
Ящерица прыткая. Внешнее и внутреннее строение,
Комб/
образ жизни и размножение.
урок
Змеи: места обитания, питание, размножение и развитие.
Комб/
Змеиный яд - польза и вред. Отличие гадюки от ужа.
урок
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда
Новые
знания
обитания, питание, размножение и развитие.
Повторение пройденного.
Обобщ/
Тест № 3
• Рыбы.
знаний
Тест № 4
•Земноводные • Пресмыкающиеся.
Пр: заполнение схем:
-Черты сходства и различия рыб и земноводных.
-Сравнение земноводных и пресмыкающихся (внешний
вид, образ жизни, цикл развития)
Дата
Д/задание
00.00.00
нояб.
с. 46-47
нояб.
с. 47-49
нояб.
с. 50-54
нояб.
с. 54-56
нояб.
с. 56-58
нояб.
нояб.
с. 59-62
с. 64-66,
68-70
нояб.
с. 72
дек.
с. 73-74
дек.
с. 75-79
дек.
с. 79--81
дек.
с. 82-83
с. 83,
85-89,
.91-92
с. 83-84,
88-89,
92-93
дек.
дек.
дек.
дек.
Урок
8 кл.
33/1
34/2
35/3
36/4
37/5
38/6
39/7
40/8
41/9
42/10
43/11
44/12
45/13
46/14
47/15
48/16
49/17
50/18
51/19
52/20
Календарно-тематическое планирование, биология
Тема урока
Тип
урока
III четверть -20 час.
Общие признаки птиц. Внешнее и внутреннее строение,
Новые
образ жизни, размножение и развитие.
знания
Кормящиеся в воздухе птицы: ласточка, стриж.
Комб/
урок
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Комб/
урок
Хищные птицы: сова, орел.
Комб/
урок
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Комб/
урок
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
Комб/
урок
Курица, гусь, индюшка. Внешнее строение, питание,
Комб/
размножение и развитие. Строение куриного яйца.
урок
Птицы живого уголка. Домашние птицы. Содержание,
кормление, разведение и уход. Значение
птицеводства. .
Отряды млекопитающих: дикие и
сельскохозяйственные. Внешний вид, скелет, нервная
система, внутренние органы.
Грызуны. Внешний вид, образ жизни, питание,
размножение, значение в природе.
Зайцеобразные. Внешний вид, образ жизни, питание,
размножение, значение в природе.
Псовые (собачьи). Особенности внешнего вида,
отличительные особенности, образ жизни, питание.
Медвежьи. Внешний вид, отличие образ жизни, питание,
размножение, значение в природе.
Кошачьи. Внешний вид, образ жизни, питание,
размножение, значение в природе.
Пушные звери. Внешний вид, образ жизни, питание,
размножение. Зверофермы.
Копытные: парнокопытные непарнокопытные
Внешний вид, образ жизни, питание, размножение,
охрана животных.
Ластоногие. Внешний вид, образ жизни, питание,
размножение, значение в природе.
Морские звери. Внешний вид, образ жизни, питание,
размножение. Красная книга (нерпа, пятнистый
тюлень).
Приматы. Общая характеристика. Отличительные
особенности. Питание. Уход за потомством. Обитание.
Повторение пройденного.
Тест № 5 • Дикие птицы.
• Домашние птицы
Тест № 6 • Дикие млекопитающие.
Комб/
урок
Новые
знания
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Обобщ/
знаний
Дата
Д/ задание
00.00.00
янв.
с. 94-104
янв.
с. 105-107
янв.
с. 107-110
янв.
с. 110-113
янв.
с. 113-117
янв.
февр.
с. 117-119
с. 127-131,
101-103
135
февр.
с. 131-134
февр.
с. 136-145
февр.
с.146-151
февр.
февр.
с. 151-152
с. 159-161,
167-168
февр.
с. 161
февр.
с. 161 -165
март
март
с. 165-170
с. 181-186
186-189
март
с. 176-178
март
с. 178-180
март
с. 190-193
март
Урок
8 кл
53/1
54/2
55/3
56/4
57/5
58/6
59/7
60/8
61/9
62/10
63/11
64/12
65/13
66/14
67/15
68/16
Календарно-тематическое планирование, биология
Тема урока
Тип
урока
IVчетверть -16 час.
Кролик. Внешний вид и характерные особенности
Комб/
кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
урок
Корова. Внешнее строение. Особенности питания.
Комб/
Корма для коров. Молочная продуктивность коров.
урок
Содержание коров на фермах.
Комб/
урок
Выращивание телят.
Комб/
урок
Овца. Внешний вид, породы, обитание. Питание:
Комб/
горько-соленые и низкорослые растения, и значение.
урок
Содержание овец, выращивание ягнят.
Комб/
урок
Верблюд. Внешний вид. Приспособленность к условиям
Комб/
жизни, питание, значение для человека.
урок
Северный олень. Внешний вид. Приспособленность к
Комб/
условиям жизни, питание, значение. Оленеводство.
урок
Свинья. Внешний вид, породы, особенность -жировая
Комб/
прослойка.
урок
Содержание свиней на свиноводческих фермах. Уход,
Комб/
содержание на откорм.
урок
Выращивание поросят в домашних условиях и на
Комб/
свиноводческих фермах.
урок
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление.
Комб/
Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки. Значение.
урок
Содержание лошадей, выращивание жеребят.
Комб/
урок
Кошки. Внешний вид. Породы. Содержание и уход.
Комб/
Заболевания и первая помощь животным.
урок
Собаки. Внешний вид. Породы. Содержание и уход.
Комб/
Заболевания и первая помощь животным.
урок
Тест № 9 • Сельскохозяйственные животные.
Обобщ/
Тест № 10 • Развитие животного мира
знаний
Учебно-методическое обеспечение курса
Дата
Д/ задание
апр.
с. 152-159
апр.
с. 194-197
апр.
с. 197-200
апр.
с. 200-202
апр.
с. 202-205
апр.
с. 205-207
апр.
с. 207-209
апр.
с. 209-211
апр.
с. 211-213
апр.
с. 213-215
май
с. 215-216
май
с. 217-218
май
с. 219-220
май
с. 172-174
май
с. 174-176
май
с.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во
просвещения Российской. Федерации. – 6-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023.
– 364, (4) с. –(ФГОС ОВЗ).
Биология. Методические рекомендации, 7-9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Т.В. Шевырева, Е.Н. Соломина. – М.6 Просвещение, 2020. -153 с.: ил.
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Природоведение. Биология.
География: 5-9 классы/ (Т.М. Лифанова и др.) – 5-е изд., стер. - Москва:
Просвещение, 2023. -310, (2) с. – (ФГОС ОВЗ).
Биология Животные. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / А.И. Никишов, А.В. Теремов. - 15-е
изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 231 с. : ил.
Рабочая тетрадь Биология Животные. 8 класс, учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / А. И. Никишов. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
2018. – 64 с.: ил.
ISBN 978-5-09095682-6
Изд. лиц. Серия
ИД № 05824 от
12.09.01
ISBN 978-5-09
-096064-9
ISBN 978-5-09059027-3
ISBN 978-5-09054186-2
Планируемые результаты курса: «Животные»
Предметные результаты
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-называние с помощью учителя
-отличительные признаки отличия - осознание необходимости охраны
отличия растения от животного
животных от растений
природы;
-представления о животных,
-беспозвоночные и позвоночные
- установление взаимосвязи между
образ жизни и среда обитания
животные, названия и
экологически грамотным поведением в
расположение основных частей
природе и сохранением многообразия
тела
мира животных;
-узнавание и различение
-осознание взаимосвязей между
- формирование установки на
животных в окружающем мире,
природными условиями и
безопасный здоровый образ жизни;
фотографиях и рисунках
жизнеспособностью животных
-знание признаков знакомых
-классификация животных на
- овладение правилами личной и
групп животных, узнавание
основе выделения общих
общественной гигиены в повседневной
животных, как пример группы (с
признаков, сходство и различие,
жизни;
опорой на иллюстрации)
представители групп
-знание особенностей внешнего
-особенностей внешнего и
-формирование эстетических
вида различных групп животных
внутреннего строения, названий
потребностей (умение видеть красоту и
элементарных функций основных
гармонию окружающей природы);
органов животных
-представления о разведении
-знакомство с разведением
- формирование готовности к
животных и промышленных
животных и значением
самостоятельной жизни (знание правил
промыслах на них
промышленных промыслов на них ухода за животными в доме, на ферме);
-узнавание и называние
-представления о
- развитие навыков сотрудничества со
сельскохозяйственных животных
сельскохозяйственных
взрослыми и сверстниками в различных
млекопитающих, образ жизни и
социальных ситуациях;
значение
-роль животных в природе и
-описание особенностей своего
- овладение навыками коммуникации и
жизни человека
возможного состояния при
нормами социального взаимодействия
общении с животными
-применение полученных знаний и -применение полученных знаний и
умений в бытовых ситуациях
умений в различных ситуациях
- показ частей тела животного,
-выполнение практических работ
выполнение совместно с учителем самостоятельно или после
практических работ
ориентировочной помощи
педагога
-знание общих правил поведения в -знание общих правил поведения в
природе и здорового образа жизни природе, здорового образа жизни и
безопасности для объяснения
новых ситуаций
-знание способов самонаблюдения
8био
Тесты:
Тесты:
Тесты:
Тесты:
1- • Черви, медузы, улитки, раки, пауки.
2- • Насекомые.
3- • Рыбы.
4- • Земноводные.
• Пресмыкающиеся.
5- • Дикие птицы.
• Домашние птицы
6- • Дикие млекопитающие.
7- • Сельскохозяйственные животные
8- • Развитие животного мира
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по предмету «Биология»
• Параметры оценки устных ответов: (5) - правильный ответ по содержанию, показывающий
осознанность изучаемого материала; - полный ответ; -практические умения по применению полученных
знаний; - последовательность изложения; - речевое оформление.
Базовый уровень:
Минимальный уровень:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он
- обнаруживает понимание материала;
обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя обосновать, самостоятельно
- с помощью учителя формулирует ответ;
- приводит необходимые примеры;
сформулировать ответ, привести примеры, допустить
-допускает единичные ошибки, которые сам
единичные ошибки, которые
сам исправляет с
исправляет.
помощью учителя.
Оценка «4» ставится, обучающемуся, если он:
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
- дает неточный ответ;
дает ответ в целом правильный, но допускает
- исправляет сделанные ошибки с помощью учителя; - неточности и исправляет их с помощью учителя.
-нуждается в опоре на реальный образец;
- допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, обучающемуся, если он:
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
- частично понимает тему;
дает ответы «да – нет» с помощью наводящих
вопросов,
- излагает материал неполно и непоследовательно;
ориентируется в знаниях только с помощью учителя,
- допускает ошибки в речи;
- нуждается в постоянной помощи учителя.
использует при ответах схемы, рисунки, пособия.
• Параметры оценки практических и самостоятельных работ, тестов:
- "очень хорошо» выполнено правильно не менее 65% заданий;
- "хорошо" если 50-65% заданий выполнены;
- "удовлетворительно" правильно выполнено 35-50% заданий.
Техническое обеспечение курса: выход в интернет, интерактивная доска, ноутбук.