РП География 9класс 2025-2026 уч.год

Целевой раздел

Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
8. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные программы» утвержденный Приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава
государственных бюджетных учреждений Свердловской области»;
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО (приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) (в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении перечня
документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации
основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального
образования».

Пояснительная записка

Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии.
За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.
С. Забелин
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых
обучающихся о окружающем мире и дает благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания.
Учебный материал по своему содержанию обладает значительными возможностями для
развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся. Они учатся анализировать,

сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости,
наблюдать за изменениями в природе, а систематическая словарная работа расширяет их словарный
запас и помогает правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала. Ряд тем
постепенно усложняются и расширяются, что способствует более полному усвоению элементарных
географических знаний.
В настоящее время предмет претерпел серьезные изменения, связанные с геополитическими
преобразованиями в нашей стране и в мире.
В связи с этим в
программу внесены значительные коррективы, например, по территориям
европейских государств. Изучение вопросов физической, экономической и социальной географии
своей страны рассматриваются в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и
жизнедеятельности людей и источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Цель программы
Сформировать и использовать географические знания-умения обучающихся в повседневной
жизни для объяснения и оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности и экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Основные задачи
● Формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, об экологических проблемах отдельных стран Евразии, формирование общих
представлений о местном регионе (Свердловская область).
● Развитие мышления, памяти, речи, навыков самостоятельной работы и способности к
наблюдению, как специфическому
методу познания. Развитие и коррекция познавательной
деятельности обучающихся через анализ и сравнение изучаемых объектов и явлений, понимания
причинно-следственных зависимостей.
● Воспитание интернационализма, патриотизма и эстетического восприятия, гуманного отношения
ко всему живому и положительному к экологической работе.
Система отбора в изложении учебного материала
Изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности.
Отражены характерные особенности проживания населения.
Изучение государств Евразии определено планом: (географическое положение, величина, язык;
столица, рельеф, климат; полезные ископаемые; население и его занятия; достопримечательности).
Предусматривается расширение знаний о местном регионе и о мире профессий своей области.
Программа учебного предмета направлена:
- на углубленное изучение социальных, экологических и культурологических аспектов;
- на формирование умений вести наблюдения за объектами, процессами, явлениями географической
среды и их изменениями;
- на овладение картографической грамотности и применения практических умений и приемов
использования географической карты для получения информации;
-на рассмотрение вопросов истории, национальных и региональных культурных традиций.
Программа по учебному предмету реализуется в следующих направлениях:
-анализа и сравнения изучаемых объектов и явлений;
- понимания причинно-следственных зависимостей;
- абстрагирования с опорой на символические пособия;
- расширения лексического запаса через систематическую словарную работу;
- развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся;
- воспитания основных коммуникативных качеств и навыков обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет География предполагает реализацию учебной программы 2 раза в неделю,
соответственно 66 часов в год и находится в основной части учебного плана.

Содержательный отдел

География – учебный предмет, имеющий большое значение для всестороннего развития обучающихся
со сниженной мотивацией к познанию, он помогает им осознать тесную взаимосвязь естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом.
Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная
Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и
почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов.
Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи,
традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского
хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего
края.
Географическая номенклатура
Государства Евразии: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Испания,
Португалия, Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия,
Румыния, Болгария, Сербия и Черногория, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия.
Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Армения, Турция,
Иран, Ирак, Афганистан, Индия, Китай, Монголия, Корея, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия.
Свердловская область: Округа: Северный, Горно-Заводской, Западный, Восточный, Южный;
территория, подчиненная Екатеринбургу.
Соседние территории: Пермский край, Коми республика, Тюменская область, Ханты-Мансийский
округ Тюменская области, Курганская область, Челябинская область, Башкорстан.
Поверхность: Уральские горы, Западносибирская низменность, Зауральская возвышенность,
Уфимское плато.
Реки: Тавда, Тура, Пышма, Исеть, Уфа, Чусовая, Сылва, Косьва.
Крупные города: Краснотурьинск, Нижний Тагил, Ирбит, Первоуральск, Каменск-Уральск,
Екатеринбург, Асбест, Верхотурье, Невьянск, Реж, Ревда, Туринск.

Урок
9 кл.
1
2
3
4
5
6
7

Организационный раздел

Календарно-тематическое планирование, география
Тема урока
Тип
Дата
Д/задание
урока
I четверть -16 час.
00.00.00
Политическая карта Евразии.
Новые
знания
сент.
с. 3-4
Великобритания (географическое положение, природа,
Комб/
урок
сент.
с. 5-11
экономика).
Великобритания (население, культура, обычаи,
Комб/
традиции).
урок
сент.
с. 11-14
Французская Республика (географическое положение,
Комб/
природа, экономика).
урок
сент.
с. 15-18
Французская Республика (население, культура, обычаи,
Комб/
традиции).
урок
сент.
с. 18-22
Германия (Федеративная Республика Германия).
Комб/
урок
сент.
с. 22-26
Австрия (Австрийская Республика).

8

Швейцария (Швейцарская конфедерация).

9

Испания (Королевство Испания).

10

Португалия (Португальская Республика).

11

Италия (Итальянская республика).

12

Греция (Греческая Республика).

13

Норвегия (Королевство Норвегия).

14

Швеция (Королевство Швеция).

15

Финляндия (Финляндская Республика).

16

Повторение пройденного.
Тест № 1
• Введение •Западная Европа
Тест № 2 • Южная Европа • Северная Европа.

Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок

Обобщ/
знаний

сент.

с. 27-30

сент.

с. 31-33

окт.

с. 34-39

окт.

с. 39-41

окт.

с. 42-48

окт.

с. 48 -52

окт.

с. 53- 58

окт.

с. 58-61

окт.

с. 62- 65

окт.

Урок
9кл.
17/1
18/2
19/3
20/4
21/5
22/6
23/7

Календарно-тематическое планирование, география
Тема урока
Тип
Дата
урока
II четверть -16 час.
Польша (Республика Польша).
Комб/
урок
нояб.
Чешская республика. Словацкая республика
Комб/
урок
нояб.
Венгрия (Венгерская республика).
Комб/
урок
нояб.
Румыния (Республика Румыния).
Комб/
урок
нояб.
Болгария (Республика Болгария).
Комб/
урок
нояб.
Сербия и Черногория.
Комб/
урок
нояб.
Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская
Комб/
урок
нояб.
Республика). Литва (Литовская Республика).

24/8

Республика Беларусь.

25/9

Украина.

26/10

Молдавия (Республика Молдова).

27/11

Казахстан (Республика Казахстан).

28/12

Узбекистан (Республика Узбекистан).

29/13

Туркмения. (Туркменистан).

30/14

Киргизия (Кыргызская Республика).

31/15

Таджикистан (Республика Таджикистан).

32/16

Повторение пройденного.
Тест № 3 • Восточная Европа
Тест № 4 • Центральная Азия

Новые
знания
Новые
знания
Комб/
урок
Новые
знания
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок
Комб/
урок

Обобщ/
знаний

Д/задание
00.00.00
с. 65-71
с. 71-74
с. 74-77
с.78-79
с. 79-81
с. 82-84
с. 84-87,
с. 87- 91,
с. 91-94

нояб.

с. 95- 98

дек.

с. 99-102

дек.

с. 103-105

дек.

с. 106-111

дек.

с. 112-115

дек.

с. 116-119

дек.

с. 120-123

дек.

с. 123-127

дек.

Урок
9кл.
33/1
34/2
35/3
36/4
37/5
38/6
39/7
40/8
41/9
42/10
43/11
44/12
45/13
46/14
47/15
48/16
49/17
50/18
51/19
52/20

Календарно-тематическое планирование, география
Тема урока
Тип
Дата
урока
III четверть - 22 час.
Грузия.
Новые
знания
янв.
Азербайджан (Азербайджанская республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Комб/
урок
янв.
Ирак (Республика Ирак).
Комб/
урок
янв.
Иран (Исламская Республика Иран).
Комб/
урок
янв.
Афганистан.
Комб/
урок
янв.
Республика Индия.
Новые
знания
янв.
Китайская Народная Республика.
Новые
февр.
знания
Китайская Народная Республика.
Новые
февр.
знания
Монголия.
Комб/
урок
февр.
Корейская Народно-Декоративная Республика. Корея.
Комб/
урок
февр.
Япония.
Комб/
урок
февр.
Таиланд (Королевство Таиланд).
Комб/
урок
февр.
Вьетнам.
Комб/
урок
февр.
Индонезия (Республика Индонезия).
Комб/
урок
февр.
Повторение пройденного.
Обобщ/
Тест № 5
• Юго-Западная Азия • Южная Азия
март
знаний
• Восточная Азия
• Юго-Восточная Азия
Россия. (Российская Федерация). Границы
Урок
государства.
повтор.
март
Россия (Российская Федерация) - крупнейшее
Урок
март
государство Евразии.
повтор
Административное деление России.
Комб/
урок
март
Столица и крупные города.
Урок
повтор
март
Повторение пройденного.
Обобщ/
Тест № 6 • Россия.
март
знаний
• География материков и океанов

Д/задание
00.00.00
с. 127-132
с. 133-136
с. 136-139
с. 140-143
с. 144-146
с. 147-149
с. 149-151
с. 152-161
с. 161-166
с. 167-170
с. 171-174
с. 175-176
с.177-179
с. 179-185
с. 186-190
с. 190-191
с. 191-193

с. 194-196
с. 196-198
с. 199-200
с. 200-202

Урок
9кл.
53/1
54/2
55/3
56/4
57/5
58/6
59/7
60/8
61/9
62/10
63/11
64/12
65/13
66/14
67/15
68/16

Календарно-тематическое планирование, география
Тема урока
Тип
урока
IVчетверть – 16 час.
История возникновения Свердловской области.
Новые
знания
Географическое положение. Границы. Рельеф области.
Комб/
урок
Климат области. Предсказания погоды по местным
Комб/
урок
признакам. Народные приметы.
Виды почв области. Полезные ископаемые.
Комб
/урок
Реки, пруды, озера, водохранилища Свердловской
Комб/
урок
области. Водоснабжение. Охрана водоемов.
Растительный мир области.
Комб/
урок
Красная книга. Охрана растительного мира.
Комб/
урок
Животный мир области. Вред природе наносимый
Комб/
браконьерами.
урок
Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим
Комб/
урок
птицам. Заказники и заповедники.
Управленческие округа Свердловской области.
Новые
знания
Хозяйство области: промышленность Транспорт.
Комб/
урок
Хозяйство области: сельское хозяйство
Комб/
( растениеводство, животноводство)
урок
Население. Национальный состав. Обычаи, традиции,
Комб/
костюмы, фольклорные песни, танцы и кухня
урок
Архитектурно-исторические и культурные памятники
Комб/
края
урок
Североуральский район.
Комб/
урок
Повторение пройденного. Тест № 7 Расположение
Обобщ/
области, природа. Тест № 8 Население, хозяйство,
знаний
достопримечательности.
Учебно-методическое обеспечение курса:

Дата

Д/задание
00.00.00

апр.
апр.
апр.
апр.
апр.
апр.
апр.
апр.
май
май
май
май
май
май
май
май

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во
просвещения Российской. Федерации. – 6-е изд., стер. - Москва: Просвещение,
2023. – 364, (4) с. –(ФГОС ОВЗ).
География. Методические рекомендации, 6-9 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. 2-е издание, Москва: Просвещение, 2018
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Природоведение. Биология.
География: 5-9 классы/ (Т.М. Лифанова и др.) – 5-е изд., стер. - Москва:
Просвещение, 2023. -310, (2) с. – (ФГОС ОВЗ).
Учебник География: 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; с
приложением / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. -18-е изд., стер, Москва.:
Просвещение, 2024. -207 (1)с.: ил. + Прил. (32 с.: ил., карт.).
Рабочая тетрадь «География» 9 класс, 9-е издание, Т.М. Лифанова,
М.: Просвещение, 2022.

ISBN 978-509-095682-6
Изд. лиц. Серия
ИД № 05824

от 12.09.01
ISBN 978-509 -096064-9

ISBN 978-5-09
-109640-8
ISBN 978-509-01934-0

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 9 классе
Планируемые результаты курса «Государства Евразии»
Предметные результаты
Личностные результаты:
Достаточный уровень:

Минимальный
уровень:
Знать
-наиболее крупные
государства Евразии;

Знать
-географическое положение, столицы и
характерные особенности изучаемых
государств Евразии;
-границы, государственный строй и
символику России;

-символика России;

-название своей
местности, типичных
представителей
растительного и
животного мира,
правила поведения в
природе;
-медицинские
учреждения и отделы
социальной защиты
своей местности;

-особенности геоположения своей
местности, типичных представителей
растений и животных, основные
мероприятия по охране природы в
своей области, правила поведения в
природе, меры безопасности при
стихийных бедствиях;
--медицинские учреждения и отделы
социальной защиты своей местности;

Уметь
-показ границы России
на физической карте
России;
-находить свою
местность на
физической карте
России;
-составлять небольшой
рассказ о своей
местности;
-правильно вести себя в
природе

Уметь
-находить на политической карте
Евразии изучаемые государств и их
столицы;
-показывать Россию на политических
картах мира и Евразии;
-находить свою местность на карте
России (политико-административной,
физической и карте природных зон);
- давать несложную характеристику
природных условий и хозяйственных
ресурсов своей местности, давать
краткую историческую справку о
прошлом своего края;
-называть и показывать на
иллюстрациях изученные культурные и
исторические памятники своей области;
-правильно вести себя в природе;

9 гео

-развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости;
-совершенствование навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
-совершенствование умения слушать
собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать свое мнение и пытаться
аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
-формирование ответственного отношения к
выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории на базе
ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений;
-овладение навыками адаптации в динамически
изменяющемся и развивающемся мире;
-формирование основ экологической культуры;

-совершенствование осознания своей этнической
принадлежности, обобщение знаний о культуре
народов родного края;
-формирование представлений о богатстве
водных ресурсов планеты, воспитание бережного
отношения к водным ресурсам и полезным
ископаемым;
-на местном материале воспитывать
патриотические чувства, чувства уважения к
земле, природе, окружающим людям, желание
оставаться работать в своей местности,
участвовать в экологических мероприятиях;
-в повседневной жизни выполнять правила
поведения в природе

Тесты:

1- • Введение •Западная Европа

2- • Южная Европа • Северная Европа.

Тесты:

3- • Восточная Европа.

4- • Центральная Азия

Тесты:

Тесты:

5- • Юго-Западная Азия. • Южная Азия
• Восточная Азия
• Юго-Восточная Азия
6- • Россия. •География материков и океанов
ПР- Упражнения в определении объектов на контурной карте.
7 – • Свердловская область: расположение, природа
8- • Свердловская область: население, хозяйство, достопримечательности

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по предмету «География»
• Параметры оценки устных ответов: (5) - правильный ответ по содержанию, показывающий
осознанность изучаемого материала; - полный ответ; -практические умения по применению
полученных знаний; - последовательность изложения; - речевое оформление.
Базовый уровень:
Минимальный уровень:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он
- обнаруживает понимание материала;
обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя обосновать, самостоятельно
- с помощью учителя формулирует ответ;
- приводит необходимые примеры;
сформулировать ответ, привести примеры, допустить
-допускает единичные ошибки, которые сам
единичные ошибки, которые
сам исправляет с
исправляет.
помощью учителя.
Оценка «4» ставится, обучающемуся, если он:
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
- дает неточный ответ;
дает ответ в целом правильный, но допускает
- исправляет сделанные ошибки с помощью
неточности и исправляет их с помощью учителя.
учителя; --нуждается в опоре на реальный образец;
- допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, обучающемуся, если он:
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
- частично понимает тему;
дает ответы «да – нет» с помощью наводящих
- излагает материал неполно и непоследовательно; вопросов,
ориентируется в знаниях только с помощью учителя,
- допускает ошибки в речи;
- нуждается в постоянной помощи учителя.
использует при ответах схемы, рисунки, пособия.
• Параметры оценки практических и самостоятельных работ, тестов:
- "очень хорошо» выполнено правильно не менее 65% заданий;
- "хорошо" если 50-65% заданий выполнены;
- "удовлетворительно" правильно выполнено 35-50% заданий.
• Работа с картой: Требования к работе в контурных картах:
1. Контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ставится фамилия и класс.
2. В левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
3. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами.
Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин -по параллелям.
Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
4. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что
означает данная цифра.
5. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают
географические названия.
Техническое обеспечение курса: выход в интернет, интерактивная доска, ноутбук.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».