Целевой раздел
Нормативно-правовое обеспечение предмета
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа
2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный
год;
6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
7. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с последующими изменениями и дополнениями);
8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Североуральская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» утвержденный
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 10.01.2020г. № 20-Д «Об утверждении устава государственных бюджетных
учреждений Свердловской области»;
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО
(приказ № 92 от 31.08.2023 г.);
11. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
12. АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4.) (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ) приказ №76 от 29.08.2024 г.;
13. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026.
14. Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 «Об утверждении
перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование представлений у детей происходит в данной рабочей
программе по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с
конкретными объектами, например, овощи: их строением, местом, где растут,
учится узнавать определенный объект среди нескольких предложенных объектов
(кружка, огурец, мяч). Затем ребенок знакомится с разными овощами (помидор,
огурец, капуста и пр.), учится их различать, объединять в группы.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает навыки практической работы и первичные знания о свойствах песка,
земли, воды,камней. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними
животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия:
посадка, полив, уход за растениями, животными и др. Особое внимание уделяется
воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Содержание предмета
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе,
о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи предмета: формирование представлений об объектах и явлениях
неживой природы,
формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире.
Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и учебным планом
ГБОУ СО «Североуральская ШИ» предмет «Окружающий природный мир»
изучается во 2 классе по 2 часа в неделю (68 ч в год).
Планируемые результаты усвоения курса
Минимальный уровень:
Личностные:
Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с
помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный,
зрительный, слуховой и др.).
Предметные:
Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук
в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание,
пересыпание, переливание.
Указывать жестами, узнавать предметы и явления природы(яблоко,
груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)
Достаточный уровень:
Личностные:
Проявление интереса к природным объектам.
Узнавание природного объекта, показывание.
Предметные:
Производить практические действия с различными природными
материалами
Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных.
Содержание предмета
Пропедевтический уровень.
Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.
Действия с водой, песком, глиной, растениями и их частями, плодами
(шишки, желуди), камешками и др. природными материалами.
Варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват,
удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание. Создание
полисенсорного образа природного объекта.
Развитие интереса к природным объектам. Исследование природных
объектов с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный,
слуховой и др.). Узнавание природного объекта.
Базовый уровень
Растительный мир.
Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание
(различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель,). Узнавание (различение)
лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни
человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша, слива)по внешнему виду (вкусу, запаху).
Животный мир.
Представления о животном мире, их значении в жизни человека.
Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги,
копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, , кот, собака). Знание питания домашних
животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание
(различение) диких животных (лиса, медведь). Знание питания диких животных.
Объединение диких животных в группу «дикие животные».
Сад и огород. Труд в природе.
Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и
огурцов , а так же фруктов: яблока, банана, лимона. Различение сада и огорода,
сравнение и показ по картинкам.
Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей
средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение
игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших
игрушек из деталей, заготовленных учащимися.
Тематическое планирование
№
«Окружающий природный мир» 2 класс (2 часа в неделю) 68 часов в год
Тема урока
1 четверть
Пропедевтика
Кол-во
часов
16
1
Исследование природных объектов. Вода. Свойства воды
2
3
Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и
различия
2
2
4
Исследование природных объектов. Песок. Свойства песка
2
Исследование природных объектов. Камешки. Свойства и внешний
вид камней
2
5
Исследование природных объектов.
1
6
Исследование природных объектов
1
7
8
9
Растительный мир
Шишки и желуди. Сходства и различия
Сравнение листьев деревьев
Изменение цвета листьев с изменением времени года
Экскурсия на территорию школы.
Соотнесение листа и дерева. (клен-кленовый лист, береза-березовый
лист)
Закрепление
2 четверть
10 Повторение ранее пройденного. Деревья и их листочки. (клен, береза)
11 Лиственные и хвойные деревья. Ель, дуб, сосна
12 Практическая работа с природным материалом
13 Деревья и человек. Бережем лес
14 Фрукты
15 Овощи
Сад и огород
16 Сравнение овощей: вкус, запах, цвет
1
1
1
1
1
1
16
2
3
2
2
2
2
2
17 Сравнение фруктов: вкус, запах, цвет
2
3 четверть
20
19 Повторение пройденного в предыдущей четверти
1
20 Овощи. Морковь. Внешний вид, цвет, форма, использование
2
21 Овощи. Картофель. Внешний вид, цвет, форма, использование
22 Овощи - огурец и помидор, сравнение. Внешний вид, цвет, форма,
использование
2
2
23 Использование овощей в пищу. Экскурсия на кухню
1
26 Сад и огород. Дифференциация. Отличие
2
24 Сравнение овощей между собой: сходство и различие
2
27 Сад и фрукты в нем
2
28 Огород и огородные растения
2
29 Труд человека в саду и огороде. Практическая работа
2
30 Закрепление пройденного за четверть
2
4 четверть
16
31 Повторение пройденного в 3 четверти
1
Животный мир
32 Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки
2
34 Домашние животные. Свинья. Внешний вид, основные признаки
2
33 Строение коровы. Части тела
35 Строение свиньи. Части тела
36 Различение и узнавание коровы и свиньи
37 Домашние животные. Кошка. Внешний вид, основные признаки
38 Строение кошки. Части тела
39 Домашние животные. Собака. Внешний вид, основные признаки
40 Строение собаки. Части тела. Лапы, хвост, уши, зубы
41 Дикие животные. Лиса. Внешний вид, основные признаки
1
1
1
1
1
1
1
42 Дикие животные. Медведь. Внешний вид, основные признаки
43 Сравнение диких и домашних животных
1
1
Итого
2
68